• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


/ /

Сегодня в Минске официально зарегистрированы чуть более 770 тыс. транспортных средств. Это официальные данные ГАИ. Сегодня же в Минске есть чуть более 320 тыс. благоустроенных парковочных мест: это и охраняемые стоянки, и всяческие паркинги, и гаражи, и даже гостевые парковки во дворах - сразу скажем, не все они доступны любому автовладельцу. Это официальные данные ГО "Гаражи, автостоянки и парковки".



Еще - ну допустим - пару сотен тысяч автомобилей можно распределить по столичной уличной сети, поставив их на ночь в первой полосе дорог - там, где это сегодня не запрещено знаками. Остальные минимум 250 тысяч автовладельцев (вдумайтесь в эту цифру! и это мы не учитываем автомобили людей, которые в Минске не зарегистрированы, но здесь проживают) ставят машины "в воздухе": под знаками, на газонах дворов, по стороне жилых домов, на тротуарах, переходах, детских площадках и ступеньках подъездов. Это 250 тысяч людей, которые живут под страхом постоянных штрафов и эвакуаций - и на их месте бывает почти каждый из нас.

Давайте сегодня попробуем разобраться с тем, как автовладельцу стать законопослушным: проще говоря, выбить себе место на охраняемой стоянке.

Места на стоянках есть там, где они никому не нужны

Стоянок, принадлежащих ГО "Гаражи, автостоянки и парковки", сегодня в Минске 106. На них - 27 204 машино-места (не считая 499 мест в подземном паркинге в ТЦ "Столица"). И вот именно на эти места для стоянки, например, ночью точно может претендовать любой из 770 тыс. автовладельцев: остальные из общих 320 тысяч могут быть гаражами, принадлежащими конкретным людям, местами на стоянках организаций, в подземных паркингах жилых домов и пр. Как нам разделить между собой эти 27 тысяч гарантированно доступных мест?



"На стоянках есть места, - говорят нам сотрудники ГАИ И ЖЭСы. - А плохой автовладелец не хочет платить баснословные 280 тысяч, а от жадности или лени нарушает". Давайте посмотрим, где эти места сегодня есть в реальности.


Смотреть инфографику с мобильного

Итак, 57 стоянок в Минске забиты под завязку, еще 49 заполнены не на 100%: то есть из 27 204 мест долгосрочными договорами хранения "закрыты" 23 555. Нам остаются 3649 машино-мест - но там, где они никому не нужны!

- Большинство автостоянок, расположенных внутри жилых кварталов ["спальных" районов], заполнены на 100%, - констатирует главный инженер "Гаражей, автостоянок и парковок" Петр Прудников. - Те, что расположены на окраине жилых кварталов, - на 60-80%. Те, что находятся на расстоянии двух и более остановок транспорта от густонаселенных жилых застроек, спросом не пользуются: заполняемость - 40-50%. На тех, что совсем далеко от домов, ставят грузовые машины или транспорт юрлиц.

Несмотря на цену - 900 тыс./месяц, - неплохо заполняется паркинг на Независимости: летом на 50-70% ("вкусное" и почти безальтернативное место - работающим в центре больше практически негде легально поставить машину), зимой - на все 80-90% (не мудрено - едва ли не единственный теплый паркинг в столице). Но вопроса законной стоянки машин наших автовладельцев, которые, к сожалению, в основной массе живут не на площади Независимости и ее близлежащих районах, он не решает.

"У меня под домом есть полупустая стоянка, и, кажется, на ней есть места"

Если вы - житель Фрунзенского или Московского районов (Малиновка, Брилевичи, Сухарево, Каменная Горка и пр. густозаселенные "спальники"), то "полупустая стоянка под домом" - это мираж. Успокойтесь. Вам кажется. Мест на ней нет - по крайней мере, для длительного хранения. Но это не значит, что сегодня вечером вы не сможете поставить машину на этой стоянке легально и под охрану.

- Бывает так, что люди, заключившие договор на хранение автомобиля на определенной стоянке, временно ее услугами не пользуются: уехали в командировку, отпуск, одну машину продали, вторую еще не успели купить. Особенно часто такое происходит летом - многие вообще с мая по октябрь переезжают жить на дачу.

Правда, в таком случае никто из обладателей заветного места не расторгает договор со стоянкой, чтобы сэкономить: "Если в мае он расторгнет договор, то уже в тот же день его место займет другой желающий, а бывший счастливчик в сентябре станет в "хвост" листа ожидания". Поэтому все исправно платят.

Другое дело, что если владелец автомобиля не планирует ставить машину на "свое" место более суток - он обязан предупредить об этом сотрудника стоянки. А тот, в свою очередь, может предложить желающим поставить другую машину на это место по так называемому короткому договору. Проще говоря, выписать квитанцию на 16 тыс. рублей за суточное хранение и принять ваш автомобиль.

Неудобство состоит лишь в том, что о наличии здесь и сегодня свободного места для стоянки заинтересованному автовладельцу придется спрашивать ежедневно. Если есть - поставить, если нет - снова искать место в наглухо запаркованных дворах.

Фото: Виталий Дембовский

- В будущем, возможно, около наших стоянок появятся информационные табло, на которых будет в режиме реального времени указываться количество свободных на сегодня машино-мест, - предполагает Петр Прудников.

Что же до возможности получить на стоянке в "спальнике" постоянное (долгосрочное) место, то вероятность, признается представитель "Гаражей, автостоянок, парковок", практически равна нулю.

- Движения [смены автовладельцев] почти нет. Единицы в год расторгают договоры.

Для претендентов на освободившиеся места в организации есть "лист ожидания". Можно обратиться в офис компании и заявить о своем желании стать в очередь, но...
- В жилых массивах Московского и Фрунзенского районов количество человек в очереди на сегодняшний день плюс-минус равняется общему количеству стояночных мест.

"У моего дома строят новую стоянку"

Периодически в Минске анонсируется строительство новых стоянок. В следующем году, например, появится автостоянка на 218 машино-мест в районе моста на Кальварийской, проектируется второй уровень стоянки на 544 места на Слободской, 6. Еще одна парковка вместимостью 106 машино-мест появится на пересечении улиц Орловской и Тимирязева. Также в 2016 году планируется завершить строительство автостоянки на 300 мест на Тимирязева.

В этом году введут в эксплуатацию по одной парковке в Заводском, Московском, Октябрьском и Партизанском районах, две - во Фрунзенском районе: в сентябре автостоянка на Слободской, 2 увеличится на 70 машино-мест, в октябре откроют стоянку на 194 места на Селицкого, 39, на 44 места - на Солтыса, 22а, в декабре - на Корженевского, 9/2 на 80 машино-мест.

Чтобы заявить о своем желании получить место на новых стоянках, Петр Прудников рекомендует обращаться в службу "Одно окно" администрации района - именно там ведут учет "новичков". 

- Правда, потом мы начинаем обзванивать всех желающих и узнаем, что из 159 человек в списке реально заключить договор хотят не более 30 человек. Это данные по одной из последних ситуаций.

Начинаем разбираться - и такой низкой активности автовладельцев находится объяснение: списки ведутся по районам, а не конкретным стоянкам, и без привязки к месту жительства конкретного человека. То есть вам, проживающему в Сухарево, могут предложить место на новой стоянке, к примеру, на Люцинской (Каменная Горка, уже почти Ждановичи). Естественно, вы откажетесь!

- Отработав эти списки, мы обзваниваем тех, кто стоит уже в наших листах ожидания на место на уже существующей стоянке. Некоторые соглашаются на новую.

Почему сложилась такая ситуация?

Потому что столица развивается неправильно странным образом: в ней растет количество жителей (по официальным данным, только в последние два года в Минске официально осели около 20 тыс. "понаехавших", плюс небольшой естественный прирост - около 5 тыс. за два года), растет количество автомобилей - только за 5 месяцев нынешнего года у столичных автовладельцев появились 70 тысяч "новых" машин - а стоянок становится меньше не становится больше. Потому что выгоднее эти земли отдать инвесторам, например, под многоэтажную жилую или коммерческую застройку.

Просто факты.

Жители Серебрянки в свое время лишились 458 легальных машино-мест: на месте автостоянки в районе улиц Ванеева и Тростенецкой инвестор построил гипермаркет ОМА. Жители микрорайона Запад в свое время лишились 1200 машино-мест: на месте половины автостоянки вначале построили жилой дом, на месте второй половины, чуть позже, - гипермаркет "АЛМИ". Недавно город выставил на продажу 18 земельных участков вдоль МКАД, на которых тоже есть действующие стоянки, в частности, в проблемной Малиновке.

А вот в Каменной Горке (мы имеем в виду весь густозаселенный жилой массив - от КГ-1 до КГ-5), например, только в нынешнем мае открыли первую и на сегодняшний день единственную "городскую" стоянку - на 159 машино-мест.



В жилых массивах земель под стоянки, как мы видим, не дают нет. Но так как строить стоянки все равно нужно - как минимум чтобы отчитываться о том, что "планируем вот тут, сдали в эксплуатацию вот там", - их и строят. Правда, там, где они не нужны. Не так давно в Минске появились три перехватывающие стоянки: на проспекте Независимости, улицах Наполеона Орды и Радиальной. Почему было понятно, что они окажутся никому не нужны, - AUTO.TUT.BY уже писал. А теперь можно говорить о сухих цифрах статистики: в эти 4 месяца работы услугами этих стоянок пользовались в среднем 2 человека в день. Два - это не описка.


Что делать?

Во-первых, перестать кивать на автовладельцев. Нет, среди них, конечно, есть откровенно бессовестные нарушители - мы все же против тех, кто взгромождается на дворовые газоны, по которым могли бы гулять наши дети, или ставит машины по стороне жилого дома или тротуарам. Но пора уже признать, что позиция "вначале подумай о месте для машины, а потом покупай машину" неуместна в сложившихся условиях: минимум 250 тыс. машин уже "висят в воздухе". Отдайте им дороги, если не даете стоянок.



Похоже, сиюминутно проблему можно решить только этим способом: разрешить оставлять машины в первой полосе всей улично-дорожной сети Минска - ограничив такую стоянку по времени (например, с 21.00 до 7.00) и конструктивно обезопасив все "зебры" (например, выделив "треугольник безопасности" на каждом переходе с помощью конструктивных элементов). Это не выход - но временно, пока город пересмотрит взгляды на решение "стояночной проблемы", подобная мера помогла бы разгрузить газоны дворов, тротуары, переходы, детские площадки и ступеньки подъездов.

Потом все же нужно изыскать возможность строить многоуровневые паркинги в действительно шаговой (до 15 минут ходьбы из А в Б) доступности в жилых районах. А чтобы это было доступно автовладельцам, нужно стимулировать инвесторов.

ГО "Гаражи, автостоянки и парковки" уже не раз предлагало увеличить для потенциального инвестора привлекательность строительства таких паркингов льготными "плюшками": освободить владельцев паркингов от НДС по реализации услуг по хранению транспортных средств (сейчас налог составляет 20%); в 10 раз снизить для них годовую ставку налога на недвижимость - с 1% от остаточной стоимости объекта до 0,1%; предоставлять землю для строительства таких объектов без аукционов и пр. Все эти предложения направлялись заинтересованным ведомствам, но, например, Минэкономики их не поддержало, мотивировав "запланированной в Беларуси оптимизацией налоговых льгот и сокращением их количества". А Министерство по налогам и сборам посчитало, что освобождение услуг по хранению автотранспорта на стоянках от НДС невозможно, так как они не являются социально значимыми.
20170714