• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Дмитрий Смирнов,

Рынок такси-перевозок стремительно меняется. Uber, который вскоре придет в Беларусь, совершил революцию, схожую с появлением iPhone на рынке мобильных устройств. Но в нашей стране международному сервису придется столкнуться с белорусским конкурентом - Saytaxi. 42.TUT.BY встретился с сооснователем сервиса Евгением Сусло, чтобы обсудить будущее такси в нашей стране.

Фото: TUT.BY

Невероятная экспансия Uber

Для большинства белорусов слово Uber ни о чем не говорит. Однако у себя на родине – в США – Uber произвел настоящую революцию. Только вдумайтесь, сейчас Uber захватил 70% такси-перевозок в Сан-Франциско и около 50% в городе такси – Нью-Йорке.

Что такое Uber, и как он работает
Традиционное такси сопротивляется приходу сильного конкурента, особенно на тех рынках, где Uber-перевозчики оказываются в более выгодных условиях по сравнению с традиционными такси. Можно, к примеру, вспомнить историю с прошлогодней забастовкой лондонских кэбов.

- Дошло до того, что в США уже корректируются законы под Uber. Настолько силен стал сервис, - комментирует Евгений Сусло.

Еще один показатель популярности – капитализация Uber, которая по состоянию на прошлый год составила 41 миллиард долларов. А ведь это, по сути, просто удобный интернет-сервис.



На других рынках Uber пока не может похвастать американскими показателями, однако как минимум он показал, в каком направлении сейчас будет двигаться этот рынок. Во многих странах уже возникают похожие смартфон-сервисы. К примеру, в России популярно Яндекс-такси, а в Беларуси, возможно, сильным конкурентом станет Saytaxi.

Saytaxi – белорусский стартап, завоевывающий мир

Инициатор создания сервиса – белорус-перфекционист, которого не устраивало качество минских таксопарков. Вскоре к нему присоединились еще двое наших соотечественников – все они окончили ФПМИ или мехмат БГУ. Так родился Saytaxi. Название было выбрано простое, но при этом не вызывающее улыбки у англичан и американцев.

Изначально стартап был представлен в 2013 году в Амстердаме на конференции The Next Web и сразу же привлек внимание нескольких перевозчиков по всему миру. С тех пор география постоянно расширялась, и в настоящее время у сервиса 100 партнеров в 30 странах.

- Пока мы развиваемся, сервис бесплатный, но в будущем мы планируем монетизировать его, - рассказывает Евгений. - Модель Saytaxi серьезно отличается от Uber. Uber – это, можно сказать, гигант, который ни под кого не подстраивается, а Saytaxi – гибкий сервис, учитывающий запросы и пожелания клиентов.

Фото: TUT.BY

К примеру, в Бахрейне у водителей есть свой пул клиентов, которых они "перепродают" другим водителям, если не могут обслужить сами - Saytaxi готов поддержать и такую модель. В Европе используются карты Google, a в Беларуси – "Яндекс" – это тоже здесь учитывается. Saytaxi не пытается бороться с Uber там, где конкурирующий сервис занимает лидирующие позиции (например, в США), но не отступает там, где рынок еще свободен.

Кроме того, Saytaxi, по словам Евгения, более выгоден водителям, так как Uber берет 20% от стоимости поездки, а их услуги - бесплатны.

Saytaxi уже представлен в Беларуси, но пока его преимущества здесь неочевидны – это просто приложение для удобного заказа такси служб такси 107, 157 и 7505. Но планы компании амбициозны.

Скриншоты приложения Saytaxi

Saytaxi и Uber: реалии и будущее белорусского рынка такси

- В настоящее время белорусский рынок такси недалеко ушел от 90-х годов. Большинство попыток обратиться к владельцам таксопарков с предложением о сотрудничестве заканчивалось отказом вида "мы знаем, че ты хочешь – отжать наш бизнес". Хотя мы лишь предлагаем им трансформироваться с нашей помощью, - утверждает Евгений. - Рынок необратимо меняется, и если не успеть за ним, то можно просто проиграть. А пока у белорусских таксопарков все хорошо – бизнес налажен, деньги капают. Но ведь скоро придет Uber.

Есть мнение, что Uber "споткнется" о белорусское законодательство – желтые номера, обязательные атрибуты машин и прочее. Но здесь нужно напомнить, что Uber не боится законов страны, и если он выходит на Минск, значит, план уже есть.

К примеру, в Дании, чтобы стать таксистом, нужно не менее 10 000 долларов - за лицензию и оборудование для машины, тем не менее Uber успешно вошел на рынок и активно вытесняет существующие "традиционные службы" – законы не позволяют заблокировать его. Вероятнее всего, похожая схема ждет и Беларусь.

Что касается Saytaxi, то в ближайшие два месяца сервис ждет большой перезапуск – появятся машины, брендированные под Saytaxi, компания предложит оплату по пластиковым картам через белорусский процессинговый центр. Потенциально удобный сервис объединит и другие таксопарки, которые захотят к нам примкнуть. "Т.е. запустив приложение, вы необязательно вызовете именно нашего водителя, но тарифы и услуги будут стандартизированы", - уверяет сооснователь компании.

Фото: TUT.BY

- К сожалению, такой удобной оплаты, как практикует Uber (списание денег с карты без участия водителя), в первое время не будет. Во-первых, таксисты обязаны по закону пользоваться таксометрами, и их показания нельзя игнорировать. Поэтому, скорее всего, водитель будет вводить в свою версию приложения сумму с таксометра, которую затем оплатит пассажир. А во-вторых, у нас пока нет такой финансовой "подушки", как у Uber, который оплатит работу водителя, даже если у клиента нет соответствующей суммы на карте. В нашем случае при отсутствии средств на карте придется оплатить наличкой.

По мнению Евгения, у их сервиса в Беларуси больше шансов на успех, чем у именитого конкурента:
- Uber уже достаточно большая компания и не может себе позволить учитывать локальные особенности рынка. Именно поэтому у Saytaxi есть возможность склонить на свою сторону существующие таксопарки, мы предлагаем органическую эволюцию такси в Минске: сервис становится лучше и доступнее для клиентов, водители зарабатывают больше, службы автоматизируют свою работу.

Уверены, что большинству белорусов будет все равно, кто победит. Главное, чтобы с приходом Uber, Saytaxi или каких-либо иных сервисов пользоваться услугами такси стало проще и выгоднее.
Нужные услуги в нужный момент
20170518