• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Транспортные эксперты и проектировщики предлагают не совсем обычное для Минска решение проблемы, возникшей на одном из самых сложных перекрестков города. Подробностями с агентством "Минск-Новости" поделился председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник.

Фото: Минский Курьер

Выход со станции метро "Каменная Горка". Здесь к улице Притыцкого примыкают улицы Кунцевщина и Лобанка. У тех, кто бывает в этом месте в часы пик, часто возникают похожие ассоциации - хаос и неразбериха.

Недовольны и пассажиры, которые пользуются остановкой возле строительного торгового центра, и водители общественного транспорта. Реально ли разгрузить здешние остановочные пункты и проезжую часть, а значит, избавить пассажиров и водителей от неприятных впечатлений? После изучения и анализа проблемы совместный вариант ее решения предложили УП "Минскградо" и БАЭС.

Фото: Минский Курьер
Остановка около "Материка"

Но прежде – о причинах подобных проблем, которые, по мнению Юрия Важника, архитекторы, проектировщики и застройщики просто обязаны учитывать при планировании новых и реконструкции старых районов города.

- Перекресток улиц Притыцкого - Лобанка - Кунцевщины построен не так давно. Но, как и во многих точках города, здесь этот узел сооружали не как цельную функциональную систему, а как стандартный большой перекресток, без учета функций и особенностей прилегающих районов.
  •  Здесь пересекаются мощнейшая радиальная магистраль (состоящая из ул. Романовская Слобода, Кальварийской и Притыцкого), идущая из центра к западной окраине города, и первый въездной элемент городской кольцевой структуры. Такое сочетание требует эффективных развязки и транспортно-пересадочного узла-терминала;

  • в этом месте расположена конечная, самая загруженная станция метро. Причем соотношение нагрузки на вестибюли станции "Каменная Горка" составляет 10 к 1 (имеются в виду вестибюль у перекрестка и другой – напротив дома № 140 на ул. Притыцкого). Соответствующая диспропорция наблюдается и на прилегающей сети наземного транспорта;
Фото: Минский Курьер
Это остановочный пункт возле вестибюля станции напротив 140-го дома на ул. Притыцкого. Фото сделано в то же время, что и на остановке возле "Материка".
  • жители нескольких крупнейших спальных районов – Каменной Горки, Сухарево, Красного Бора, Масюковщины – утром массово едут отсюда в направлении центра, а вечером возвращаются обратно;
Фото: Минский Курьер
С этой остановки пассажиры вечером едут домой, в микрорайоны Каменной Горки
  •  возле перекрестка расположено большое количество объектов притяжения горожан – как огромные торговые центры, так и мелкие магазинчики и кафешки. Еще ряд подобных заведений должен открыться в ближайшее время;

  •  для автомобилей здесь нет никаких ограничений, все повороты разрешены.
Фото: Минский Курьер

- Остановочный пункт "Станция метро "Каменная Горка" возле "Материка" - уникальный объект, -
считает Юрий Важник. - Как подтвердили наши обследования, фото- и видеосъемка, посадочная площадка слишком мала для такого количества пассажиров, движущихся в разных направлениях, особенно в часы пик. Она искусственно заужена. Для торговли это место сосредоточия потенциальных покупателей.

Часть пространства, свободного от торговых павильонов, оккупировали нелегальные продавцы.

Фото: Минский Курьер
Фото: Минский Курьер
Фото: Минский Курьер
Фото: Минский Курьер
Фото: Минский Курьер
Фото: Минский Курьер

Из-за большого количества маршрутов транспорта (а их здесь больше 20!) остановка длинная.

Фото: Минский Курьер

Люди толпятся посередине площадки, не зная, где именно остановится их автобус или троллейбус. Чтобы в такой ситуации успеть на него, иногда нужно проявлять чудеса сноровки. А входить в транспортное средство часто приходится не с борта остановки, а с проезжей части.

Фото: Минский Курьер

Подъезды к остановочному пункту практически всегда забиты такси и автомобилями, которые остановились "на минуточку".

Фото: Минский Курьер
Фото: Минский Курьер

Из-за них водители общественного транспорта зачастую не могут подъехать к площадке и останавливают машины так, что идущий сзади транспорт блокирует перекресток.

По завершении посадки автобусу сложно выехать из "кармана", опять же, из-за припаркованных автомобилей и тех, что пытаются повернуть к торговому центру.

Как итог – остановка автобуса или троллейбуса длится почти в полтора раза дольше, чем в нормальных условиях.

По мнению председателя правления БАЭС, такие перекрестки в принципе должны иметь особый статус. Поэтому и строить их нужно было по-другому. Но имеем то, что имеем.

Варианты решения проблемы не раз обсуждались со специалистами УП "Минскградо", ГУ "Столичный транспорт и связь", ГП "Минсктранс".

- Пока решено опробовать идею на трех остановках возле станции метро "Каменная Горка": на перекрестке ул. Лобанка и Кунцевщины с ул. Притыцкого, а также на перекрестке ул. Лобанка и Бурдейного. Мы должны принципиально изменить подход к существующей ситуации. Сейчас все рассуждают так: автобус (троллейбус) мешает другим видам транспорта, поэтому остановочный пункт нужно прятать в "карман". А мы считаем, логика должна быть противоположной: все остальные мешают автобусу. Он станет главным и пойдет по прямой линии, как электричка, причем по 2-й полосе, не заезжая "в карман". К этой полосе приблизим и посадочную площадку. Благодаря этому она станет шире, а значит, более комфортной для пассажиров. Но самое главное - ни стоящие возле остановки такси, ни припаркованные легковушки в этом случае не помешают общественному транспорту.

Фото: Минский Курьер

По нашим расчетам, такое решение поможет автобусам и троллейбусам в этом месте двигаться, высаживать и принимать пассажиров на 25% быстрее. Есть возможность еще улучшить этот показатель, аналогично обустроив остановочный пункт на ул. Кунцевщина перед перекрестком с Притыцкого. На этой остановке пассажиры смогут высаживаться, чтобы идти в метро, а возле "Материка" – ожидать общественный транспорт, чтобы ехать в направлении Сухарево.

То есть выделенной здесь станет не крайняя правая, о которой так много говорилось в последние годы, а 2-я полоса.

– Но тогда в этом месте сузится проезжая часть. Разве это не создаст новых проблем? – задаю Юрию Важнику вопрос, который наверняка возникнет у большинства читателей.

– Во-первых, правая крайняя, как мы уже говорили, все равно занята стоящими автомобилями. Так будет и дальше, только эту полосу заузят до ширины стояночного места. Во-вторых, возможности для движения автомобилей не сократятся благодаря ставшей уже традиционной оптимизации разметки полос с выделением левоповоротных. Кроме того, будет отлажена координация светофоров, в основном в интересах общественного транспорта. Мы изучили опыт разных городов Европы и США, где такие схемы применяются довольно часто. И никаких заторов, несмотря на интенсивное движение транспорта.

Фото: Минский Курьер
Фото: Минский Курьер
Фото: Минский Курьер

Проблемный перекресток на западе Минска – лишь одна точка столицы, где остро стоят конфликты между общественным и личным транспортом, транспортом и пешеходами и т. п. Городские власти всерьез заинтересовались проектными предложениями по обустройству выделенных полос не только на главных магистралях, но и на отдельных участках улично-дорожной сети в других точках города.

Специалисты УП "Минскградо" определили потенциальные места в городе, где должны появиться выделенные полосы для общественного транспорта. А эксперты БАЭС предложили пилотные варианты организации этих полос в пяти уголках столицы с разными транспортными условиями:

  •  на пр. Независимости;
  •  на ул. Немига;
  • в местных проездах вдоль пр. Независимости в Уручье;
  • на ул. Тимирязева в районе ТЦ "Ждановичи", где есть потребность не столько в выделении полосы, сколько в предотвращении помех автобусам и маршруткам. Делиниаторы, установленные там по инициативе БАЭС два года назад, до сих пор успешно выполняют свою функцию: там, где они имеются, нарушений правил парковки нет.
- Если мы найдем оптимальные решения по перечисленным типовым точкам, успешно опробуем их на практике, то сможем двигаться дальше. Тогда можно разворачивать полномасштабную работу в этом направлении и ожидать конкретных результатов: эксплуатационную скорость общественного транспорта в некоторых местах можно поднять почти вдвое.

Один из пунктов Концепции повышения качества услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом, принятой недавно в Минске, - увеличение эксплуатационной скорости движения автобусов, троллейбусов и трамваев. Это скорость с учетом всех остановок в пути - на светофорах, при высадке-посадке пассажиров, в пробках и т. д. Сегодня этот показатель составляет в среднем около 16 км/ч, а в худших случаях бывает 5–7 км/ч. В то же время, по данным ГУ "Столичный транспорт и связь", повышение эксплуатационной скорости общественного транспорта по всему городу на 1 км/ч позволило бы на миллиарды рублей снизить расходы на перевозки пассажиров (потому что понадобилось бы меньше подвижного состава для выполнения тех же объемов транспортной работы).

Простейший способ "ускорения" автобусов и троллейбусов – выделить обособленные полосы. Формально они существуют на двух главных проспектах столицы. Но, как показала практика, выделение неэффективно, если соблюдение ограничения не контролируется.
Нужные услуги в нужный момент
-35%
-10%
-10%
-10%
-20%
-20%
-50%
20170518