• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


/

Это нарушение ПДД многие считают незначительным - на самом деле, в век всеобщей мобилизации, когда телефоном постоянно пользуются и дети, и пенсионеры, мы разговариваем все и всегда. Водители - не исключение. И каждый считает, что разговор по мобильному за рулем - это не страшно, мол, "я же смотрю вперед, не отвлекаюсь, все нормально".



Статистика не может подтвердить опасность - равно как и безопасность - этого нарушения. Как минимум потому, что доказать, что в момент серьезной аварии человек за рулем разговаривал по телефону, очень сложно. AUTO.TUT.BY помнит историю одной трагедии, в которой мобильный мог сыграть свою страшную роль, но сыграл ли - достоверно так и не было установлено: водитель Porsche Cayenne, под колесами которого во дворе столичной школы погиб третьеклассник, общался по телефону в период времени, совпадающий со смертельным наездом. Однако, как позже рассказывали следователи, во-первых, не всегда возможно зафиксировать точное - хотя бы до минуты - время ДТП: разные показания выдают часы всех очевидцев аварии и серверы мобильных операторов. И если получены данные, что в пределах интересующих следствие 2-10 минут и был разговор, то установить, произошел он до, во время или же сразу после ДТП, достоверно невозможно.

- На самом деле телефон отвлекает. Поведение водителя, который ведет за рулем серьезный разговор, или же автомобилиста, который, того хуже, пишет на скорости сообщение в соцсети, не более предсказуемо, чем, скажем, выпившего человека. И у того, и у другого рассеяно внимание, снижена скорость реакции, да проще говоря - они думают не о дороге и потенциальной опасности, а каких-то других делах, - уверен старший инспектор спецподразделения по обеспечению безопасности дорожного движения Алексей Рытиков.

Ученые недавно опубликовали результаты исследований, в которых сравнили набор сообщений за рулем с алкогольным опьянением - по силе воздействия на безопасность движения. По их мнению, отвлечение внимания водителя от дороги на две секунды и более может увеличить риск аварии в 24 раза.

Ранее американские ученые приходили к выводу, что водители, часто пользующиеся мобильниками, ездили с большей скоростью и в два раза чаще перестраивались и совершали потенциально опасные маневры. По мнению исследователей, телефоны сами по себе мешают вождению, но основная причина лежит в человеческой предрасположенности к тому или иному поведению. Водители, которые говорят по телефону за рулем, заведомо имеют предрасположенность к безответственному вождению.
Представитель ГАИ сразу предваряет любимый контраргумент всех автомобилистов: мол, а сами-то, а сами!..

- Изменения, внесенные в ПДД, на законодательном уровне позволили сотрудникам милиции, выполняющим свою работу, пользоваться телефонами за рулем. Но у нас другой уровень подготовки, плюс - очень часто возникает реальная необходимость связаться с коллегами по рабочим вопросам. Для нас разговор по телефону за рулем - острая служебная необходимость, и никак иначе. Сотрудники милиции могут пользоваться за рулем радиостанцией, подавать сигналы другим участникам движения по громкой связи - и точно также использовать мобильный телефон.

По словам инспекторов ГАИ, водители часто пытаются объяснить написание сообщений за рулем тем, что они, мол, не разговаривают - так в чем претензия? Нельзя же, мол, именно болтать во время движения!

- Люди не всегда понимают, что ПДД запрещают в целом использование аппаратов радио- и телефонной связи.


"Мне дешевле оплатить, чем на некоторые звонки не ответить"

- ...Понимаете, работа такая, не отпускает ни на минуту, - рассказывает инспекторам Сергей на Toyota Camry, который попался с мобильником у уха на проспекте Независимости. Водитель нарушение признает, сразу говорит: "Выписывайте, сколько там надо, мне дешевле оплатить, чем на некоторые звонки не ответить".

И это - позиция многих водителей. Если согласен, что нарушил, и готов оплатить штраф на месте, разговор обойдется в полбазовой, 90 тыс. рублей (в других случаях - до 360 тыс. в первый раз). Если сравнить с тарифами мобильных операторов - дорогая беседа, если смотреть с точки зрения ответственности за другие нарушения ПДД, это - практически бесплатное.



- Если попадетесь повторно в течение года - будет больше, - предупреждает водителя Сергея инспектор. - Уже до 8 базовых.

- Пока первый раз остановили...



Водитель старенького Mercedes Феликс Михайлович едет параллельно экипажу ГАИ по проспекту и увлеченно что-то объясняет собеседнику по мобильному. По сигналу инспекторов автомобиль останавливается. "Ох, не успел сбросить вызов. Конечно, собирался сделать именно так", - смеется водитель.



Он тоже признаёт нарушение и готов заплатить на месте минимальный штраф. Кажется, что Феликса Михайловича гораздо более ответственности за нарушение ПДД беспокоит необходимость идти в банкомат и снимать там наличку. Все эти манипуляции занимают и его, и экипажа время - похоже, необходимость установить в каждом автомобиле ГАИ терминалы для оплаты штрафов карточкой назрела уже очень давно...

А вот Алесе, которая решала рабочие вопросы по телефону, подъезжая на своем Peugeot к площади Победы, не повезло: ее останавливают уже второй раз за год, соответственно, и сумма штрафа нарушительнице грозит иная. Да еще, как назло, у девушки с собой нет наличных денег.



- Придется ехать в ГАИ на административную комиссию, - выписывая протокол, поясняет водителю инспектор. И предлагает: "Может, вы не закончили разговор? Если важный - говорите сейчас".

- Да уж потом поговорю, - расстроенно машет специалист по работе с клиентами Алеся. За предыдущую беседу ей грозит до 1,44 млн. Невыгодный тариф. "Что я могу сделать с этим, работа такая, постоянно говорю по телефону".

Многие водители, завидев экипаж, по телефону общались, хитро поглядывая в нашу сторону, на светофорах: тронулся - опустил телефон на колени, остановился на следующий красный - снова к уху. "Ничего не поделаешь, с точки зрения закона имеют право - нельзя пользоваться телефоном именно во время движения", - поясняют инспекторы.

Водитель Mitsubishi Павел разговаривает по телефону на проспекте Победителей. За этим в течение почти минуты наблюдают инспекторы, которые едут в полосе справа, нарушение отчетливо видит и AUTO.TUT.BY. Но мужчина спорит: "Поступил звонок, я взял телефон в руку и сбросил вызов". Павла убеждают в том, что его слова - неправда, не более, чем попытка уйти от ответственности.

- Я не должен вам доказывать ваше нарушение, - поясняет инспектор. - Но давайте будем честны: четыре взрослых человека [два инспектора, журналист и фотограф AUTO.TUT.BY] видели, как вы разговаривали по телефону, и нам нет никакого резона вас обманывать.



Позже инспектор ГАИ вспомнит, что в его практике встречался очень упрямый автомобилист, который ни в какую не хотел признавать, что действительно нарушил. "Похоже, для него стало делом принципа обвести нас вокруг пальца". Сотрудникам Госавтоинспекции тогда пришлось запросить данные мобильных операторов, разговор автовладельца оказался очень долгим - и лишь увидев распечатки из баз, он признал нарушение.



А вот Александра на Ford Fiesta сразу с улыбкой извиняется: да, мол, разговаривала по рабочим вопросам, пока медленно - только так позволял вечерний поток - ехала по Притыцкого. Минимальный штраф оплатила на месте и пообещала больше не нарушать. "Ну теперь хоть год выдержать же надо?" - рассмеялась она на прощание и уехала домой в Борисов.



- Заметьте, ни один человек не говорит о том, что хоть теперь установит устройство hands free, - констатирует Алексей Рытиков. Хотя это - реальный выход не нарушать правила: и отвечаешь на необходимые звонки - и обеими руками держишь руль. Кстати, в потоке мы замечали многих водителей, которые - судя по мимике за стеклом - разговаривали по громкой связи: новые автомобили позволяют законнектить телефон с компьютером через Bluetooth. Действительно удобно.

До 10 апреля 2015 года столичная ГАИ усилила контроль над водителями, которые пользуются во время движения аппаратами радио- и телефонной связи. Ежедневно в Минске к ответственности за подобные нарушения привлекаются около 300 автомобилистов.


Нужные услуги в нужный момент
-20%
-30%
-20%
-50%
-10%
-20%
-20%
-70%
-18%
0057470