реклама
реклама


Дорога


В 2013 году белорусские власти начали активную кампанию по легализации отечественного автосервиса. Но непродуманные шаги привели к тому, что даже легальные СТО начали массово закрываться и уходить в тень. Эксперты называют ситуацию катастрофической.



Целились в слона, попали в муху

Когда в 2013 году власти взялись за наведение порядка в сфере технического обслуживания автотранспортных средств, это было ожидаемо и неизбежно. По оценкам экспертов, в то время примерно 95% рынка автосервиса в Беларуси работало "по-серому". По данным Ассоциации предприятий автомобильного сервиса, только в гаражных кооперативах насчитывалось около 30 тыс. нелегальных СТО. Это значит, что автомобили ремонтировали в каждом четвертом гараже. Несоизмеримо меньше объектов работало официально. Их, по данным Министерства торговли, было чуть более 6 тыс.

Ситуация усугублялась тем, что рычагов, позволявших контролировать размер выручки даже легальных предприятий автосервиса, не говоря уже о незаконно созданных, у государства было недостаточно.
"В большинстве своем СТО оформляли купленные компаниями запчасти так, словно клиенты принесли их с собой. В результате казна недосчитывалась налоговых поступлений, но поделать с этим ничего не могли", - рассказал "Ежедневнику" эксперт по развитию концепции Bosch Service в Беларуси Сергей Баранов.
 
По оценкам Министерства торговли и Министерства по налогам и сборам, скрываемый в результате теневого оборота запчастей доход СТО составлял в среднем 70% (на долю декларируемого дохода приходилось всего около 30%).
 
Контролирующие органы с таким положением дел были, естественно, не согласны и решили дать "серым" объектам автосервиса бой. В результате 1 ноября 2013 года в Беларуси заработал указ главы государства № 432 (документ разрешил владельцам гаражей регистрироваться в качестве ИП и оказывать на территории гаражных кооперативов услуги автосервиса). 1 января 2014 года белорусские СТО обязали уплачивать новый вид единого налога - так называемый вмененный (каждому объекту автосервиса со штатом не более 15 человек "вменили" в обязанность ежегодно уплачивать 5% от выручки каждого работника).
 
По замыслу законодателей, предпринятые меры должны были сначала вывести отечественный автосервис из "гаражей", а затем обеспечить поступление от них налогов в бюджет. Однако бизнес отреагировал по-своему. Аналитики рынка подсчитали, что после вступления в силу новых правил количество легально работающих СТО уменьшилось примерно на треть. Для любого рынка это катастрофа. И сейчас численность "белых" объектов автосервиса продолжает сокращаться на глазах, а "серых" - расти.
 

Государство предлагает

В 2015 году на официальном уровне итоги проделанной работы еще не подводились. Однако есть некоторые данные, свидетельствующие, насколько эффективными оказались предпринятые меры. К сожалению, сведения не обнадеживают. Так, 26 февраля, выступая на пресс-конференции в Минске, начальник управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Валентина Левковская констатировала невысокую заинтересованность гаражных мастерских в легализации своей деятельности. По словам специалиста, почти за 1,5 года работы президентского указа, разрешившего открывать СТО в гаражах, этой преференцией воспользовался всего 351 владелец "гаражной" СТО (из нескольких десятков тысяч реально существующих).
 
Независимые эксперты рынка уверены: автомеханики не спешат легализовать свой труд, так как им это, по сути, невыгодно.
 
"Один только вход на рынок СТО стоит недешево. За комплекс действий по поверке диагностического оборудования, подготовке документов, оплате проверок и т. д. фирма должна заплатить кругленькую сумму - примерно 8 тыс. долларов", - пояснил Сергей Баранов.
 
При этом, работая неофициально, СТО может позволить себе опустить цены вдвое и даже втрое. "Ведение нелегальной предпринимательской деятельности в Беларуси регулируется Кодексом об административных правонарушениях. Так что в случае проверки компания-нелегал всего лишь платит штраф. После этого "гаражник" продолжает оказывать свои услуги, а уплаченную сумму компенсирует за один рабочий день", - добавил Сергей Баранов. Еще один момент, безусловно, радует владельцев нелегальных СТО. Проверять и привлекать к ответственности по 30 тыс. "гаражных" мастерских ежедневно невозможно физически, чем нарушители охотно пользуются.
 

"Невменяемый" налог

С 1 января 2014 года в Беларуси начал действовать налог на вмененный доход для СТО, численность сотрудников которых не превышает 15 человек. Предприниматели тут же окрестили его невменяемым.

По мнению Сергея Баранова, нелюбовь работников сферы автосервиса к налогу вполне обоснованна. "Ранее небольшие СТО работали по упрощенной системе налогообложения, то есть один раз в квартал платили налоги по простой формуле расчета - 5% от выручки. Номинально налог на вмененный доход составляет все те же 5%, что и при упрощенной системе налогообложения. Разница лишь в том, что в прошлом предприятия уплачивали налог с полученного дохода, а теперь обязаны - с доходности каждого работника предприятия (по подсчетам государства, она составляет 26 млн рублей)", - пояснил представитель компании Bosch.
 
Эксперт добавил, что задумка с введением вмененного налога сама по себе неплохая, никуда не годится лишь ее реализация.
 
"Получилось, что СТО вынуждены уплачивать вмененный налог за работников, которые в действительности не приносят денег предприятию, не говоря уже о сумме в 26 млн рублей (это, например, уборщица, бухгалтер, секретарь, директор и т. д.)", - пояснил специалист.
 
Из 15 работников СТО зарабатывают деньги только механики – их на фирме с таким штатом в среднем трудится всего 7-8. Таким образом, только 50% работников приносят выручку, а налог платится за всех. Ситуация усугубляется еще и тем, что местные органы власти имеют право по своему усмотрению ставку налога повышать. И этой преференцией они пользуются.
 
Эксперт подчеркнул, что большинство СТО в Беларуси - это как раз небольшие фирмы с численностью сотрудников до 15, так что вмененный налог затронул большую часть работников сферы страны.
По подсчетам Ассоциации предприятий автомобильного сервиса, сумма вмененного дохода значительно (в 2-3 раза) превышает реальные доходы большинства предприятий - членов ассоциации. "Вмененный налог мог бы работать корректно, если бы несколько иной была структура его уплаты - только с фактически зарабатывающих работников", - резюмировал Сергей Баранов.

20 тыс. евро штрафа для белорусского СТО - неподъемны

С приходом 2015 года и без того непростая ситуация в сфере налогообложения на рынке СТО обострилась еще больше.
 
"Был введен штраф - десятикратно умноженная сумма неучтенного налога за налоговый период. В результате получилось, что предприятие, имеющее в штате примерно 15 работников, считая по старому курсу, за год должно платить налог в размере примерно 2 тыс. евро (при среднем месячном заработке предприятия, равном 14,5 тыс. евро). Исходя из простых математических расчетов, получаем, что для уплаты штрафа предпринимателям остается только сворачивать бизнес. 20 тыс. евро штрафных санкций для белорусского СТО являются неподъемными. И такая ответственность предусмотрена только за то, что предприятие, возможно, всего лишь неправильно заполнило налоговую декларацию", - отметил Сергей Баранов.
В результате с 2014 года, по оценкам экспертов рынка, в Беларуси СТО "горят" как свечи. По данным Ассоциации предприятий автомобильного сервиса, в Минске из 170 ее членов закрылись 64 СТО, или более трети объектов.
 
"Ситуация в целом по республике складывается катастрофическая. Люди сворачивают бизнес и переходят работать со своими сотрудниками на "черную" схему работы, - делится наблюдениями Сергей Баранов. - С учетом экономической ситуации, которую мы сегодня наблюдаем, в ближайшее время произойдет диверсификация из "белого" рынка СТО в "черный". Предприятия численностью до 15 человек не видят экономической обоснованности декларировать официальные налоги и работать честно. Естественно, теряет и бюджет. Крупные компании (дилерские СТО), конечно же, выживут, хотя и с большими трудностями. Но качественное обслуживание автомобилей сместится из региональных и райцентров в Минск и областные центры, тем самым еще больше обнажив незащищенность населения в райцентрах".
 
В экономике все взаимосвязано. И, конечно же, когда рынок дает трещину, страдают все его пользователи. Из-за кризиса в сфере станций техобслуживания страдают все. Недополучает налоговые отчисления государство. Автовладельцы, вынужденные обслуживать свои машины в "гаражах", не имеют гарантий качества выполненных работ. Работники "серых" СТО, которые вместо официальной зарплаты начинают получать деньги "в конвертах", вскоре станут тунеядцами. Страдает, наконец, экология: после смены масла в гараже "отработка" выливается в землю, колеса оказываются под ближайшим забором.
 
А ведь каждый разорившийся предприниматель, работая, создавал рабочие места и платил налоги, приносив тем самыми пользу обществу и белорусской экономике.
 

Кто всегда прав?

Проанализировав развитие рынка СТО в зарубежных странах, можно провести некоторые параллели с его состоянием в Беларуси. Так, в 1992 году на территории Польши легально работали лишь единичные станции техобслуживания, зато практически каждый гараж мог предложить услуги по ремонту и обслуживанию машин. Совсем по-иному выглядит ситуация сегодня.
 
"Польские законодатели создали нормативно-правовую базу, которая позволила отрегулировать цены на легальных СТО, а клиенту - сделать выбор в пользу качества и надежности получаемых услуг", - рассказал эксперт. В результате при наличии огромного количества станций техобслуживания смогли развиться и остаться на плаву только конкурентоспособные.
 
"На территории объектов автосервиса появились красивые здания с зонами для клиентов, которые помогали привлечь людей. В то же время "гаражники", продолжавшие работать в грязи, которые просто ломали машины, не выдержали конкуренции и отмерли. Рынок сам вывел автосервис на качественно новый уровень работы", - добавил Сергей Баранов.
 
Эксперт уверен, что сделать рынок автосервиса легальным, цивилизованным можно и в Беларуси. Для этого необходима коллективная проработка проблемы под названием "СТО" четырьмя ведомствами: Министерством по налогам и сборам, Министерством торговли, Министерством экономики и Министерством образования, отвечающего за подготовку квалифицированных специалистов.
 
В Министерстве торговли "Ежедневнику" сказали, что в 2015 году запланировано проведение активной работы по наведению порядка в сфере автосервиса. Проблемные вопросы будут подниматься во время обсуждения темы специально созданной межведомственной рабочей группой. Ее заседание планируется провести в мае этого года.