реклама

реклама
реклама


Дорога


Светлана КОЛОМИЕЦ, фото Вячеслава КОЛОМИЙЦА,

Сегодня жители областно­го центра активнее использу­ют личный транспорт, чем об­щественный. Отсюда заторы в центре, проблемы с парковка­ми и ухудшающаяся экологи­ческая обстановка. Чтобы из­менить ситуацию, городские власти (а они являются заказ­чиком всех пассажирских пере­возок в Гомеле) обратились за помощью к ученым БелГУТа. По их мнению, троллейбусы и автобусы при определенных условиях могут составить кон­куренцию личному автомоби­лю.

фото: Советский район

Эту перспективу, а также текущее положение дел в сфе­ре общественного транспор­та обсудили за круглым сто­лом представители УГАИ УВД Гомельского облисполкома, отдела ЖКХ Гомельского горисполкома, КТУП "Гомель- облпассажиртранс" и БелГУ­Та. Предложила собраться та­ким составом депутат горсове­та Алла Невзорова.
Гомельские дорожные пробки. Фотопроект ко Дню автомобилиста

К экспериментам готовы

В Гомеле порядка 500 еди­ниц общественного транспорта. Ежедневно выходят на линию 175 троллейбусов и около 300 автобусов. Социальный стан­дарт - 4 единицы на 100 тысяч населения - выполняется и да­же немного превышен. Где пас­сажиропоток наибольший, а на каких маршрутах салоны полу­пустые, постоянно отслежива­ют автобусные парки. Основы­ваясь на их данных, на маршру­ты добавляются транспортные единицы либо снимаются, кор­ректируются сами маршруты.

Много предложений по­ступает от горожан. По мне­нию начальника отдела ЖКХ Гомельского горисполкома Максима Попова, они - своео­бразный катализатор ситуации на дороге. Каждое обращение детально изучается. Если оно имеет рациональное зерно, вносятся изме­нения в расписание движения и даже открываются новые маршруты. Максим Попов привел свежий пример по экспериментальному маршру­ту 52-Э и 53-Э "Технический университет кольцевой":

- В горисполком обратил­ся частный предприниматель с предложением осуществлять перевозку по кольцу Советско­го района: проспект Октября - Косарева - Речицкий про­спект - Междугородная - Бо­рисенко - Барыкина, Хмель­ницкого - проспект Октября. Вместе с ГАИ и автопарками изучили возможность пойти на эксперимент.

Процедура согла­сования и сбора необходимых документов заняла около четы­рех месяцев. Конкурс среди перевозчиков был назначен на 28 ноября. Но что удивительно, инициатор на него не заявил­ся. Зато это сделали автопарки №6 и №1, разрешение получи­ли оба. Маршрут начнет функ­ционировать ориентировочно с 15 декабря, работать на нем бу­дут пока два автобуса категории М3.

Автобусам приоритет?

Сергей Аземша, кандидат технических наук, доцент, заве­дующий кафедрой "Организа­ция дорожного движения" Бел­ГУТа, предлагает оценивать предложения граждан с точки зрения науки. Существуют спе­циальные компьютерные про­граммы, с помощью которых можно моделировать дорож­ную ситуацию и перенаправ­лять транспортные потоки.

- Чтобы программа рабо­тала, необходимо владеть ин­формацией. Знать центр тяго­тения - в нашем случае это заводы, фабрики, жилые микрорайоны, ку­да едут или откуда возвраща­ются горожане. Вместе с эти­ми параметрами вводятся дан­ные, сколько человек и к како­му времени должны прибыть или убыть из центров тяготе­ния. Смоделировав нагрузку на общественную сеть транспор­та, программа сразу "высве­тит" проблемные места - за­торы и так далее.

Вообще, если заглянуть в историю, с транспортны­ми проблемами многие стра­ны сталкивались уже давно. Причина - в росте потребности населения передвигаться на личном авто. В 2000 году в Беларуси было 140 автомобилей на тысячу че­ловек, в 2013 - 350. Зарубеж­ный опыт показывает, что при достижении цифры в 400 авто­мобилей на тысячу человек, ес­ли ничего не делать, крупные города станут одной большой транспортной пробкой.

Существует два подхода в решении проблемы. Первым в свое время воспользовались США. Они развивали дороги, вкладывали большие деньги в многоуровневые транспортные развязки. Из-за этого территории, которые могли использоваться на социаль­но значимые нужды, оказались под дорогами. А через 3-5 лет на новых дорогах образовыва­лись новые транспортные за­торы.

В 90-х американцы пошли по второму пути, который еще в 60-е годы выбрала Германия. Суть его в альтернативе лично­му автомобилю. Немцам пред­ложили пересесть в качествен­ный общественный транспорт.

Что значит "качество" в представлении гомельчан? Сту­денты БелГУТа в прошлом го­ду опросили горожан, которые пользуются личным автомо­билем и общественным транс­портом. На вопрос, чем вас не устраивает общественный транспорт, респонденты отме­тили низкую скорость и ком­форт. Действительно, средняя эксплуатационная скорость об­щественного транспорта по Го­мелю порядка 20 км/ч.

Гомельские ученые изучи­ли опыт работы транспортной системы Рима, Афин, Лондона. Средняя скорость их наземно­го общественного транспорта 30-35 км/ч. Этот фактор вкупе с комфортом зачастую стано­вился причиной перехода пас­сажиров с личного автомоби­ля на общественный транспорт.

- Нужно вести более сба­лансированную транспортную политику, нельзя бесконечно строить дороги, — сделал вы­вод Сергей Аземша. - Безусловно, они тоже нужны, но бесконечно расширяться не получится, нужно сделать так, чтобы было выгодно ездить на общественном транспорте.

Для наглядности доцент БелГУТа привел пример:

- Представьте, что нам нужно перевезти 100 человек легковым автомобилем или од­ним автобусом МАЗ-203 на 10 километров. В среднем в ав­томобиль садятся 2 человека. Значит, нужно взять 50 авто­мобилей или один автобус. На расстоянии 10 км разница по расходу топлива составит поч­ти в 20 раз, по занимаемому в движении месту на полосе: 50 машин - 200 метров, автобус - 36. Вдобавок, от автомоби­лей будет в 18 раз больше вред­ных выбросов. Идеализирова­но, но все же.

Навигация маршруток

Чтобы программа модели­рования транспортных пото­ков работала, в Гомеле нуж­но охватить диспетчеризаци­ей сеть частных перевозчи­ков и внедрить "электронный проезд". Происходить это бу­дет поэтапно. Ближайшая пер­спектива - диспетчеризация маршрутных такси.

Александр Андрианов, пер­вый заместитель генерального директора КТУП "Гомельоблпассажиртранс", сообщил, что сейчас система, работа­ющая на основе смартфонов, внедряется в Речице. С нового года ее опробуют гомельские маршрутки. Со всеми перевоз­чиками уже есть предваритель­ная договорённость о необхо­димости внедрения системы. По их карману нововведение почти не ударит: навигацион­ный терминал стоит около мил­лиона, его обслуживание - по­рядка 100 тысяч в месяц.

- Диспетчеризация позво­лит контролировать работу маршрутных такси, отслежи­вать, какие машины выходят в рейс, соблюдается ли график движения, - уточнил Алек­сандр Андрианов. - Впослед­ствии систему дистанционно­го контроля над маршрутны­ми такси объединят с анало­гичными, уже действующими в автопарках и на предприятии "Горэлектротранспорт". В дальнейшем с учётом опы­та Минска и Москвы, а также дальнего зарубежья, будет вне­дряться "электронный проезд".

Александр Андрианов с удо­влетворением отметил, что в Гомеле сложилась сеть част­ных перевозчиков, их сме­няемость незначительная. Если уходят, то на пенсию. Желающих занять их место всегда много. Для этого "Гомельоблпассажиртранс" по пору­чению горисполкома органи­зует конкурсы среди перевоз­чиков. В нынешнем году в них, как правило, заявлялись маши­ны 2013 года выпуска. Кстати, машина, которая побеждает, и должна выходить на маршрут. Резервному авто позволено ра­ботать не более 7 дней.

Советская станет шире

- Лишь запрещающими мерами грамотно организо­вать движение не получится, поэтому постоянно вносим властям предложения по ор­ганизации дорожного движе­ния. К примеру, на улице Со­ветской есть места, где в час пик образуются пробки. Есте­ственно, не часовые, как в Мо­скве, но перекресток удаётся проехать лишь на третье пе­реключение зелёного сигнала. ГАИ уже внесла предложения горисполкому о расширении улицы, где это представляет­ся возможным. Речь идет об участках от улицы Рогачевской до площади Восстания, от пло­щади Восстания до улицы Пушкина, от улицы Пушкина до улицы Ирининской, - сооб­щил о планах следующего года начальник областной ГАИ Игорь Макушенко.

Автомобилизация населе­ния постоянно растет. За по­следний год прирост по Гоме­лю составил 12 тысяч транспорт­ных средств. Всего же в област­ном центре зарегистрировано 150 тысяч автомобилей. Инфра­структура за этими цифрами не успевает. Хотя нельзя не отме­тить и сделанное в этом направ­лении: в конце ноября было от­крыто движение по новым по­лосам на улице Барыкина. Про­делана действительно боль­шая работа. Кстати, здесь придется устано­вить камеры фотофикса­ции. Имея по три полосы дви­жения в каждую сторону, в перспективе видим рост ДТП, даже с учетом под­земных переходов.

Развиваться по науке

До сих пор при развитии транспортной инфраструктуры власти руководствовались ген­планом, утвержденным в 2003 году. Однако за последние не­сколько лет ситуация в городе значительно изменилась. Уве­личение числа автомобилей, находящихся в частном поль­зовании, привело к необходи­мости пересмотреть действую­щую схему с учетом возросших транспортных потоков, пасса­жирооборота и других аспек­тов с перспективой развития до 2020 года.

Суть новой концепции уточ­нила Алла Невзорова, предсе­датель постоянной комиссии по промышленности, строи­тельству, транспорту и ком­мунальной собственности Гомельского городского Сове­та депутатов:

- Строительство новых жи­лых микрорайонов, производ­ственных зон, удаленных от центра, поднимает ряд новых проблем. В настоящее время идет динамичное развитие го­родской сети, но если смотреть на перспективу, оно не доста­точно полно отражает те но­вые направления, которые воз­никают в связи с автомобили­зацией. В развитии транспорт­ного комплекса Гомеля требу­ется применение научно обо­снованных подходов при стро­ительстве новых и модерниза­ции уже существующих авто­дорожных сетей.

Комментарии с форума

  • yuraandrusenko 12 декабря 2014 в 17:07 из Беларуси

    Авто на дорогах всё больше. Маршруток тоже. Троллейбусов, автобусов аж 500 единиц. Рождаемость сильно не растет. А в автобус не вбиться. Спросите у кондукторов. Страна парадоксов.

  • tambar 12 декабря 2014 в 17:16 из Беларуси

    Объявить личный транспорт вне закона!

  • numismatos 12 декабря 2014 в 20:13 из Беларуси

    а сколько транспорта заригистрированно еще нашими дедушками, и уже давно не эксплуатируется(большая часть этого транспортауже давно переплавлена на металл) и всю технику которая на учете мы делим на всех жителей_ и как мы хорошо живем !!!!! богато! почти в каждой семье по машине!!!

  • Piran-ya2009 12 декабря 2014 в 20:35 из Чехии

    Ну да,ну да! Пересесть в переполненный,промерзший и уже изрядно опоздавший автобус то еще удовольствие! За которое кстати, у нас любят периодически повышать оплату. Я согласна пользоваться общественным транспортом при условии, если на нем можно будет передвигаться с комфортом,без лишнего стресса и цивилизовано. А до тех пор, я пока воздержусь от поездок на данном виде транспорте и воспользуюсь личным авто - разница в деньгах не значительна,а комфорта несоизмеримо больше. Тепло,комфортно и что немаловажно быстро.

  • tutanhamon_tutanhamonov 12 декабря 2014 в 21:49 из Европы

    стесняюсь спросить... какие в гомеле пробки??? полесская??? решается путем строительства путепровода!! спартак??? решается путем оптимизации работы светофоров!! ЗИП??? уже давно требуется направленная развязка!!! а если честно, то в гомеле пробок нет!!!! кто считает, что они есть - добро пожаловать в москву на пару рабочих дней!!!

  • tutanhamon_tutanhamonov 12 декабря 2014 в 21:51 из Европы

    Piran-ya2009 (12.12.2014 20:35) писал(a):
    Ну да,ну да! Пересесть в переполненный,промерзший и уже изрядно опоздавший автобус то еще удовольствие! За которое кстати, у нас любят периодически повышать оплату. Я согласна пользоваться общественным транспортом при условии, если на нем можно будет передвигаться с комфортом,без лишнего стресса и цивилизовано. А до тех пор, я пока воздержусь от поездок на данном виде транспорте и воспользуюсь личным авто - разница в деньгах не значительна,а комфорта несоизмеримо больше. Тепло,комфортно и что немаловажно быстро.
    в москве при входе в автобус электронное табло показывает температуру в салоне!!! от +15 до +21 градуса цельсия!! и россия - это не социально ориентированное государство!!!

  • LXR6n9Q 12 декабря 2014 в 21:56 из Чехии

    хорошо, что помнят про общественный транспорт, а не думают как бы очередную улицу расширить и подземных переходов наделать

  • micron 12 декабря 2014 в 23:34 из Беларуси

    На авто поедешь, сначала тянешься, тянешься..потом ищешь где припарковаться. и как правило прямо на дороге, ибо парковок у нас раз и два. На автобусе поедешь, сначала ждешь его, потом пытаешься влезть, потом удержаться, потом попытка оплатить, затем попытка вылезти. А давайте предложим нашим чиновникам влезть в автобус, в час пик, и доехать вовремя на работу. Гомель, как узкая улочка. дорожная система под мапеды...

  • fusv_dfbbd 13 декабря 2014 в 13:19 из Беларуси

    "Социальный стан­дарт - 4 единицы на 100 тысяч населения" Я что-то не понял. Это что в Гомеле всего 20 единиц по стандарту должно быть ?

  • tut_on-13 13 декабря 2014 в 15:06 из Беларуси

    Если убрать государственные дотации облавтотрансу он МОМЕНТАЛЬНО вылетит в трубу. И это "мертвое" тело государство тянет изо всех сил. Представьте подобную ситуацию в Бельгии или Германии ! Представили и не засмеялись ? Все перевернуто с ног на голову.

  • tut_on-13 13 декабря 2014 в 15:07 из Беларуси

    sergei32327 (12.12.2014 20:51) писал(a):
    Займитесь лучше расширением улиц и альтернативными объездами центра города а за одно и стройте паркинги .
    я бы добавил -- пока не поздно.

  • victor947 13 декабря 2014 в 19:22 из Канады

    Я бы посоветовал обратиться к опыту Канады. Все маршруты автобусные с точностью прихода на остановку плюс минус одна минута, при чём на всех остановках на всём 40 километрового пути. В любую минуту можно посмотреть через интернет точку нахождения автобуса на маршруте в реальном времени. Так что если автобус застрял в пробке то подождать его можно сидя дома. Заполняемость автобусов обычно не более 10-15 человек. Салон автобуса летом прохладный а зимой тёплый, окна всегда чистые. Пассажиры даже в зимние морозы часто ездят в летних куртках. Вы запросто можете остановить автобус на ближайшем перекрёстке, просто нажав кнопку.В наших же автобусах система обогрева зимой греет водителя а летом салон. Если автобусы ещё более менее придерживаются графика то троллейбусы- это просто бардак. А расписания у них нет и никогда не было. Поэтому чтобы все охотно пересели на общественный транспорт, необходимо навести порядок и создать человеческие условия. Оборудовать общественный транспорт навигаторами для контроля, убрать перегородку между водителем и салоном, сделать выполнение графика

  • 903001 13 декабря 2014 в 22:50 из Чехии

    Стройте Восточный обход! Один мост через Сож в 17 мкр. неплохо очистил бы центр от транспорта, который идёт с волотовы и 16-19 мкр. в новобелицу и назад

  • aljonka35 14 декабря 2014 в 00:37 из Беларуси

    tutanhamon_tutanhamonov (12.12.2014 21:49) писал(a):
    стесняюсь спросить... какие в гомеле пробки??? полесская??? решается путем строительства путепровода!! спартак??? решается путем оптимизации работы светофоров!! ЗИП??? уже давно требуется направленная развязка!!! а если честно, то в гомеле пробок нет!!!! кто считает, что они есть - добро пожаловать в москву на пару рабочих дней!!!
    нам ваша Москва ни шла ни ехала, мы смотрим на себя, в Гомеле - пробки, в нормальном городе так быть не должно. Если бы финансирование инфраструктуры и дорог в Гомеле было бы не более, чем в 2 раза хуже, чем в Минске, то уже был бы и Полесский мост и Восточный обход и Север-Юг и много-много прочего, а пока, приезжая в столицу Беларуси видишь, что мы себе, а Минск - себе, другая страна, красивое "лицо" несчастной страны

  • tulmixan 14 декабря 2014 в 13:32 из Беларуси

    Представьте, что нам нужно перевезти 100 человек легковым автомобилем или од­ним автобусом МАЗ-203 на 10 километров. В среднем в ав­томобиль садятся 2 человека. Значит, нужно взять 50 авто­мобилей или один автобус. На расстоянии 10 км разница по расходу топлива составит поч­ти в 20 раз, по занимаемому в движении месту на полосе: 50 машин - 200 метров, автобус - 36. Вдобавок, от автомоби­лей будет в 18 раз больше вред­ных выбросов. Идеализирова­но, но все же. Читать полностью: https://auto.tut.by/news/road/427631.html Но почему-то мне выгоднее потратить 0,5 литра бензина, и ехать в своем авто с комфортом (сидеть, слушать музыку, в тепле, не пинаясь, доеду быстрее, и не нужно идти пешком с остановки), чем заплатить двоим за проезд в общественном транспорте.

  • gps8 14 декабря 2014 в 16:23 из Беларуси

    ну так расширяйте дороги, стройте новые, в чем проблема? а общественным транспортом понятно не хоятт ездить - дорого и комфорта 0

  • viruf 14 декабря 2014 в 17:32 из Чехии

    если от Пушкина до улицы Ирининской расширять, где тогда ходить вообще?