107 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  2. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  3. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  4. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  5. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  6. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  7. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  8. Надпись в книге, провластные автопробеги и акции солидарности. Что происходит в стране 6 марта
  9. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  10. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  11. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  12. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  13. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  14. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  15. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  16. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  17. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  18. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  19. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  20. Минское «Динамо» проводит третий матч Кубка Гагарина против СКА. Онлайн
  21. Динаре Алимбековой не хватило секунды, чтобы выиграть медаль в спринте на КМ по биатлону
  22. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  23. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  24. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  25. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  26. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  27. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  28. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  29. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  30. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской


Светлана КОЛОМИЕЦ, фото Вячеслава КОЛОМИЙЦА,

Сегодня жители областно­го центра активнее использу­ют личный транспорт, чем об­щественный. Отсюда заторы в центре, проблемы с парковка­ми и ухудшающаяся экологи­ческая обстановка. Чтобы из­менить ситуацию, городские власти (а они являются заказ­чиком всех пассажирских пере­возок в Гомеле) обратились за помощью к ученым БелГУТа. По их мнению, троллейбусы и автобусы при определенных условиях могут составить кон­куренцию личному автомоби­лю.

фото: Советский район

Эту перспективу, а также текущее положение дел в сфе­ре общественного транспор­та обсудили за круглым сто­лом представители УГАИ УВД Гомельского облисполкома, отдела ЖКХ Гомельского горисполкома, КТУП «Гомель- облпассажиртранс» и БелГУ­Та. Предложила собраться та­ким составом депутат горсове­та Алла Невзорова.
Гомельские дорожные пробки. Фотопроект ко Дню автомобилиста

К экспериментам готовы

В Гомеле порядка 500 еди­ниц общественного транспорта. Ежедневно выходят на линию 175 троллейбусов и около 300 автобусов. Социальный стан­дарт — 4 единицы на 100 тысяч населения — выполняется и да­же немного превышен. Где пас­сажиропоток наибольший, а на каких маршрутах салоны полу­пустые, постоянно отслежива­ют автобусные парки. Основы­ваясь на их данных, на маршру­ты добавляются транспортные единицы либо снимаются, кор­ректируются сами маршруты.

Много предложений по­ступает от горожан. По мне­нию начальника отдела ЖКХ Гомельского горисполкома Максима Попова, они — своео­бразный катализатор ситуации на дороге. Каждое обращение детально изучается. Если оно имеет рациональное зерно, вносятся изме­нения в расписание движения и даже открываются новые маршруты. Максим Попов привел свежий пример по экспериментальному маршру­ту 52-Э и 53-Э «Технический университет кольцевой»:

— В горисполком обратил­ся частный предприниматель с предложением осуществлять перевозку по кольцу Советско­го района: проспект Октября — Косарева — Речицкий про­спект — Междугородная — Бо­рисенко — Барыкина, Хмель­ницкого — проспект Октября. Вместе с ГАИ и автопарками изучили возможность пойти на эксперимент.

Процедура согла­сования и сбора необходимых документов заняла около четы­рех месяцев. Конкурс среди перевозчиков был назначен на 28 ноября. Но что удивительно, инициатор на него не заявил­ся. Зато это сделали автопарки № 6 и № 1, разрешение получи­ли оба. Маршрут начнет функ­ционировать ориентировочно с 15 декабря, работать на нем бу­дут пока два автобуса категории М3.

Автобусам приоритет?

Сергей Аземша, кандидат технических наук, доцент, заве­дующий кафедрой «Организа­ция дорожного движения» Бел­ГУТа, предлагает оценивать предложения граждан с точки зрения науки. Существуют спе­циальные компьютерные про­граммы, с помощью которых можно моделировать дорож­ную ситуацию и перенаправ­лять транспортные потоки.

— Чтобы программа рабо­тала, необходимо владеть ин­формацией. Знать центр тяго­тения — в нашем случае это заводы, фабрики, жилые микрорайоны, ку­да едут или откуда возвраща­ются горожане. Вместе с эти­ми параметрами вводятся дан­ные, сколько человек и к како­му времени должны прибыть или убыть из центров тяготе­ния. Смоделировав нагрузку на общественную сеть транспор­та, программа сразу «высве­тит» проблемные места — за­торы и так далее.

Вообще, если заглянуть в историю, с транспортны­ми проблемами многие стра­ны сталкивались уже давно. Причина — в росте потребности населения передвигаться на личном авто. В 2000 году в Беларуси было 140 автомобилей на тысячу че­ловек, в 2013 — 350. Зарубеж­ный опыт показывает, что при достижении цифры в 400 авто­мобилей на тысячу человек, ес­ли ничего не делать, крупные города станут одной большой транспортной пробкой.

Существует два подхода в решении проблемы. Первым в свое время воспользовались США. Они развивали дороги, вкладывали большие деньги в многоуровневые транспортные развязки. Из-за этого территории, которые могли использоваться на социаль­но значимые нужды, оказались под дорогами. А через 3−5 лет на новых дорогах образовыва­лись новые транспортные за­торы.

В 90-х американцы пошли по второму пути, который еще в 60-е годы выбрала Германия. Суть его в альтернативе лично­му автомобилю. Немцам пред­ложили пересесть в качествен­ный общественный транспорт.

Что значит «качество» в представлении гомельчан? Сту­денты БелГУТа в прошлом го­ду опросили горожан, которые пользуются личным автомо­билем и общественным транс­портом. На вопрос, чем вас не устраивает общественный транспорт, респонденты отме­тили низкую скорость и ком­форт. Действительно, средняя эксплуатационная скорость об­щественного транспорта по Го­мелю порядка 20 км/ч.

Гомельские ученые изучи­ли опыт работы транспортной системы Рима, Афин, Лондона. Средняя скорость их наземно­го общественного транспорта 30−35 км/ч. Этот фактор вкупе с комфортом зачастую стано­вился причиной перехода пас­сажиров с личного автомоби­ля на общественный транспорт.

— Нужно вести более сба­лансированную транспортную политику, нельзя бесконечно строить дороги, — сделал вы­вод Сергей Аземша. — Безусловно, они тоже нужны, но бесконечно расширяться не получится, нужно сделать так, чтобы было выгодно ездить на общественном транспорте.

Для наглядности доцент БелГУТа привел пример:

— Представьте, что нам нужно перевезти 100 человек легковым автомобилем или од­ним автобусом МАЗ-203 на 10 километров. В среднем в ав­томобиль садятся 2 человека. Значит, нужно взять 50 авто­мобилей или один автобус. На расстоянии 10 км разница по расходу топлива составит поч­ти в 20 раз, по занимаемому в движении месту на полосе: 50 машин — 200 метров, автобус — 36. Вдобавок, от автомоби­лей будет в 18 раз больше вред­ных выбросов. Идеализирова­но, но все же.

Навигация маршруток

Чтобы программа модели­рования транспортных пото­ков работала, в Гомеле нуж­но охватить диспетчеризаци­ей сеть частных перевозчи­ков и внедрить «электронный проезд». Происходить это бу­дет поэтапно. Ближайшая пер­спектива — диспетчеризация маршрутных такси.

Александр Андрианов, пер­вый заместитель генерального директора КТУП «Гомельоблпассажиртранс», сообщил, что сейчас система, работа­ющая на основе смартфонов, внедряется в Речице. С нового года ее опробуют гомельские маршрутки. Со всеми перевоз­чиками уже есть предваритель­ная договорённость о необхо­димости внедрения системы. По их карману нововведение почти не ударит: навигацион­ный терминал стоит около мил­лиона, его обслуживание — по­рядка 100 тысяч в месяц.

— Диспетчеризация позво­лит контролировать работу маршрутных такси, отслежи­вать, какие машины выходят в рейс, соблюдается ли график движения, — уточнил Алек­сандр Андрианов. — Впослед­ствии систему дистанционно­го контроля над маршрутны­ми такси объединят с анало­гичными, уже действующими в автопарках и на предприятии «Горэлектротранспорт». В дальнейшем с учётом опы­та Минска и Москвы, а также дальнего зарубежья, будет вне­дряться «электронный проезд».

Александр Андрианов с удо­влетворением отметил, что в Гомеле сложилась сеть част­ных перевозчиков, их сме­няемость незначительная. Если уходят, то на пенсию. Желающих занять их место всегда много. Для этого «Гомельоблпассажиртранс» по пору­чению горисполкома органи­зует конкурсы среди перевоз­чиков. В нынешнем году в них, как правило, заявлялись маши­ны 2013 года выпуска. Кстати, машина, которая побеждает, и должна выходить на маршрут. Резервному авто позволено ра­ботать не более 7 дней.

Советская станет шире

— Лишь запрещающими мерами грамотно организо­вать движение не получится, поэтому постоянно вносим властям предложения по ор­ганизации дорожного движе­ния. К примеру, на улице Со­ветской есть места, где в час пик образуются пробки. Есте­ственно, не часовые, как в Мо­скве, но перекресток удаётся проехать лишь на третье пе­реключение зелёного сигнала. ГАИ уже внесла предложения горисполкому о расширении улицы, где это представляет­ся возможным. Речь идет об участках от улицы Рогачевской до площади Восстания, от пло­щади Восстания до улицы Пушкина, от улицы Пушкина до улицы Ирининской, — сооб­щил о планах следующего года начальник областной ГАИ Игорь Макушенко.

Автомобилизация населе­ния постоянно растет. За по­следний год прирост по Гоме­лю составил 12 тысяч транспорт­ных средств. Всего же в област­ном центре зарегистрировано 150 тысяч автомобилей. Инфра­структура за этими цифрами не успевает. Хотя нельзя не отме­тить и сделанное в этом направ­лении: в конце ноября было от­крыто движение по новым по­лосам на улице Барыкина. Про­делана действительно боль­шая работа. Кстати, здесь придется устано­вить камеры фотофикса­ции. Имея по три полосы дви­жения в каждую сторону, в перспективе видим рост ДТП, даже с учетом под­земных переходов.

Развиваться по науке

До сих пор при развитии транспортной инфраструктуры власти руководствовались ген­планом, утвержденным в 2003 году. Однако за последние не­сколько лет ситуация в городе значительно изменилась. Уве­личение числа автомобилей, находящихся в частном поль­зовании, привело к необходи­мости пересмотреть действую­щую схему с учетом возросших транспортных потоков, пасса­жирооборота и других аспек­тов с перспективой развития до 2020 года.

Суть новой концепции уточ­нила Алла Невзорова, предсе­датель постоянной комиссии по промышленности, строи­тельству, транспорту и ком­мунальной собственности Гомельского городского Сове­та депутатов:

— Строительство новых жи­лых микрорайонов, производ­ственных зон, удаленных от центра, поднимает ряд новых проблем. В настоящее время идет динамичное развитие го­родской сети, но если смотреть на перспективу, оно не доста­точно полно отражает те но­вые направления, которые воз­никают в связи с автомобили­зацией. В развитии транспорт­ного комплекса Гомеля требу­ется применение научно обо­снованных подходов при стро­ительстве новых и модерниза­ции уже существующих авто­дорожных сетей.

Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.

-30%
-40%
-20%
-15%
-50%
-30%
-10%
-40%
-12%