Дорога


/

За нарушения правил парковки, зафиксированные камерами, штрафуют собственника, а не водителя - по умолчанию, как это реализовано в аналогичных случаях превышения скоростного режима. И минским водителям первые "письма счастья" за неправильную парковку, зафиксированную в автоматическом режиме, уже отправлены. Как регистрируют нарушения и наказывают по фото - AUTO.TUT.BY показали и рассказали в ГАИ Минска.

Аппаратно-программный комплекс "ПаркРайт" для фиксации нарушений правил дорожного движения. Предназначен для использования в салоне автомобиля. Для работы в темное время суток в комплекте - ИК-прожектор.


- Фотофиксация нарушений правил парковки в Минске уже ведется. На прошедшей неделе инспекторы отработали улицы Киселева, Сторожевскую, Революционную, Немигу, Городской вал - владельцы автомобилей, припаркованных с нарушениями, уже получили по почте постановления, - рассказал AUTO.TUT.BY исполняющий обязанности начальника ГАИ Центрального района Минска Сергей Бабич. Сейчас у столичных инспекторов уже есть 12 "ПаркРайтов" - по одному в каждом районе и три в ГАИ города (они будут фиксировать нарушения правил остановки и стоянки на столичных проспектах). В планах - установить подобные приборы на каждый автомобиль ГАИ в столице, а потом - и в стране, чтобы фотофиксацией занимались не специально выделенные для этого экипажи, а все сотрудники попутно с выполнением других задач по обеспечению дорожной безопасности.

Как это работает?

В первую очередь - автоматически: человеческий фактор практически исключен. Подобным же путем пошли власти Москвы для борьбы с нарушителями правил остановки и стоянки в центре города: по участкам дорог, на которых запрещена парковка, курсирует автомобиль муниципальной парковочной службы, который в автоматическом режиме фиксирует номера автомобилей нарушителей и факты нарушений, а затем передает данные в единый центр.

У нас пока немного не так - к московскому образцу Минск только стремится. Первое и главное отличие - приборы устанавливаются в машинах экипажа ГАИ, оперативного назначения ("раскрашенных") или гражданского исполнения, несмотря на то, что ГАИ Минска не раз инициировала создание муниципальной (то есть - городской "гражданской") парковочной службы.

На улице, где есть массовые нарушения, инспекторы вводят зону, где нельзя парковаться, (ее начало и конец контролируются с помощью GPS-датчиков) и делают первый проезд вдоль припаркованных, например, под знаком "Стоянка запрещена" или "Остановка запрещена".



Прибор во время проезда распознает и фиксирует номерные знаки автомобилей, припаркованных с нарушением: снимает видео и делает фото. На каждом кадре отбиваются координаты GPS и время проезда/фиксации. Вся эта информация хранится в памяти "ПаркРайта".

Остановка транспортного средства - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также более чем на 5 минут, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо загрузки (разгрузки) транспортного средства;

Стоянка транспортного средства - преднамеренное прекращение движения транспортного средства более чем на 5 минут по причинам, не связанным с посадкой (высадкой) пассажиров либо загрузкой (разгрузкой) транспортного средства.






Через пять минут - второй проезд в этой же зоне. Если автомобиля, зафиксированного во время первого рейда, уже нет - нарушение не формируется. Если же машина на месте и через пять минут - система сигнализирует о нарушении и автоматически сохраняет его для последующего оформления постановления.




"ПаркРайт" может фиксировать и неправильную парковку во дворах и на зеленой зоне - интервал времени, после которого камера формирует нарушение, можно изменить.

- Допустим, чтобы наказать за парковку на месте для инвалидов или на зеленой зоне, не нужно выдерживать пять минут - зафиксировал факт и оформил постановление, - поясняет Бабич.

Как будет выглядеть "письмо счастья"?

Почти так же, как и оформленное за скорость, - только фотографий будет не две, а четыре: общий вид автомобиля на месте нарушения и крупным планом номерной знак - во время первого проезда, и то же самое - во время второго проезда. На снимках - место нарушения, время и дата.





Штраф за нарушение, зафиксированное в автоматическом режиме, - 1 базовая (сегодня это 150 тыс. рублей) для легковых автомобилей, 3 базовых - для грузовиков, тракторов, автобусов и пр. Повторности нет.

"На любую хитрость нарушителей есть ответ"

Казалось бы, обмануть камеру ничего не стоит: что, например, мешает водителю-нарушителю закрыть свой номерной знак листиком бумаги, стикером, забрызгать грязью или залепить снегом - то есть сделать его заведомо скрытым или просто нечитаемым? Да, за управление такими транспортными средствами предусмотрена ответственность - до 2 базовых за нечитаемые номера и до 20 - за заведомо скрытые, но в данном случае привлечь водителя по этим статьям КоАП затруднительно: машина стоит - и факта управления, то есть - состава правонарушения, нет. Нужно вносить соответствующие изменения в законодательство.

- Пока же ничто не мешает инспектору выйти из патрульного автомобиля и отклеить листик бумаги или стикер - и все же зафиксировать нарушение в автоматическом режиме, - уверяет Сергей Бабич. По его словам, "никто, конечно, не будет чистить номера от грязи или снега или рассматривать знаки, лежащие за стеклом" - просто вызовут эвакуатор, отвезут автомобиль на штрафстоянку и оформят в ручном режиме.

- На любую хитрость нарушителя у нас есть ответ, - предупреждает представитель ГАИ.

Но AUTO.TUT.BY заметил, что и без хитростей камера не всегда распознает номер: если автомобили припаркованы плотно друг за другом вдоль края проезжей части, то однозначно "попадает" последний. Зафиксирует ли камера номера машин, стоящих в середине, зависит от расстояния между припаркованными машинами (по нашим наблюдениям, если оно будет меньше полутора метров - может не "выхватить"), а также скорости патрульного автомобиля - чем она выше, тем хуже прибор распознает номера.

- Именно поэтому, чтобы иметь законную возможность медленнее скорости потока двигаться вдоль припаркованных с нарушением автомобилей, мы пока будем использовать лишь автомобили со специальной окраской, - поясняет Сергей Бабич.

Кто будет рассылать "письма счастья" и куда пойдут деньги от штрафов?

Оформлением постановлений будут заниматься инспекторы ГАИ - пока те же, что и непосредственно фиксируют нарушения. Они же будут отфильтровывать факты "длящихся правонарушений": например, владелец автомобиля, брошенного в запрещенном месте на неделю или месяц, получит лишь один штраф - вне зависимости от того, сколько раз за день или месяц "ПаркРайт" зафиксировал, что машина там стоит.

От момента фиксации до получения нарушителем "письма счастья" пройдет около 3 дней. Далее у него есть 30 дней на оплату или переоформление ответственности - с автовладельца на непосредственного нарушителя, бывшего в тот момент за рулем чужого автомобиля.

- Пока, в отличие от аналогичных штрафов за скорость, за нарушения правил парковки нельзя заплатить через ЕРИП - только через банк, как все остальные штрафы ГАИ, - сообщил Сергей Бабич. По его словам, этот вопрос скоро будет решен.

Средства, полученные от этих штрафов, пойдут в республиканский бюджет - как и все остальные. Хотя разумнее было бы направить деньги, полученные от владельцев-нарушителей, в бюджет города - для того, чтобы далее использовать на организацию стоянок в конкретном населенном пункте.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-30%
-20%
-10%
-10%
-20%
-35%
-30%
-16%