• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


/

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
В Минске много делается для развития общественного транспорта и экологически чистого личного транспорта – велосипеда. Тем не менее, личный автомобиль все еще остается самым быстрым и самым дешевым транспортом для перемещения по улицам столицы, а на его долю приходится более половины всех пассажирских перевозок Минска.
 
Юрий Важник, директор Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте, озвучил интересную статистику по личному и общественному транспорту в столице. По данным на 2013 год, личный и общественный транспорт Минска за год перевез более 1 млрд 800 млн пассажиров, причем большая часть приходится именно на приватные автомобили.
 
"Сейчас город Минск пересек такую невидимую черту, когда более половины поездок совершается личным автомобилем и менее половины – всем совокупным общественным транспортом. В Минске разрабатывается концепция по усовершенствованию качества общественного транспорта. Одна из целей концепции – выйти на "пятьдесят на пятьдесят", то есть вернуться к уровню начала двухтысячных годов", – отметил эксперт.
 
 
Легковые
авто
Городской общественный
пассажирский транспорт
всего
метро
автобус
троллей-бус
трамвай
Число
пассажиров,
млн
926
888
328
312
208
40
Пассажирооборот,
млрд пассажиро-километров
6,5
4,3
2,2
1,14
0,79
0,5
 
При примерно равном числе пассажиров у метро и автобусов видно, что пассажирооборот у подземки больше, чем у автобуса, – это значит, что на метро каждая поездка в среднем почти вдвое длиннее, чем на автобусе.
 
Типичный пробег автомобиля по столице – около 8000 км в год, при этом средняя поездка длится всего 7 км, а в салоне условно находится 1,8 человека (при том, что большинство легковушек – пятиместные).
 
Легковой транспорт выигрывает у общественного, по словам Юрия Важника, за счет более высокой скорости. В таблице ниже представлены два параметра: скорость поездки и скорость сообщения. Скорость сообщения – это скорость движения с учетом стоянки на остановках, на перекрестках, в пробках. А скорость поездки – это скорость "от двери до двери", с учетом времени, которое нужно потратить, чтобы пройти от дома до остановки и от остановки до, скажем, завода.
 
 
Маршрутка
Метро
Наземный
обществ. 
транспорт
Городской
электро-
транспорт
Автобус
Авто
Скорость
поездки, км/ч
13
14
10
9
10
26
Скорость
обращения, км/ч
25
40
19
18
20
36
 
Поскольку машины чаще всего оставляют под окнами домов, то и скорость поездки на личном автотранспорте выше. А у метро скорость обращения выше, но скорость поездки в целом невысока – за счет того, что нужно спускаться по лестницам и эскалаторам, проходить турникеты, делать пересадку. Вот и выходит, что добираться на работу или в гипермаркет на машине получается быстрее, чем на любом виде общественного транспорта.
 
Анализ экономических издержек тоже показывает, что личный автотранспорт пока предпочтительнее. "Фантастическая ситуация: легковой автомобиль – самый дешевый вид транспорта в Минске", – говорит Юрий Важник.
 
 
Экономические издержки,
долларов/пассажирокилометр
Легковой автомобиль
0,11
Маршрутка
0,135
Наземный общественный транспорт
0,16
Метро
0,175
Городской электротранспорт
0,19
Автобус
0,4
 
Автобус чуть ли не вчетверо дороже легковушки! Нужно отметить, что в таблице отображена не себестоимость, а экономические издержки без учета маргинальных затрат. В эти экономические издержки входит и себестоимость, но добавляется еще и стоимость комфорта, стоимость инфраструктуры. Автопарки, например, содержат также детские сады для сотрудников и многое другое – все это тоже сказывается на величине издержек. Маргинальные затраты отражают потери от шума, от ДТП, социальные издержки, величину страховки и некоторые другие величины. С учетом этих маргинальных издержек все виды транспорта в Минске примерно равны: пассажирокилометр обходится в 0,17–0,21 доллара США.
 

Павел Горбунов, сотрудник энергетической программы Центра экологических решений, приводит данные по средней скорости велосипедистов в Минске.

Если "всадник" придерживается ПДД, ездит только по тротуарам, при переходе через дорогу спешивается и правил не нарушает, то его средняя скорость составляет примерно 13-15 км/ч. На велодорожках она повыше – до 18 км/ч. На дистанции около 10 км (скажем, от кольцевой до центра) велосипедист едет примерно столько же времени, сколько и пассажир общественного транспорта, средняя скорость которого держится в районе 15 км/ч. Итоговая разница в пути может отличаться не более чем на 8 минут в ту или иную сторону. Проигрыш велосипедиста автомобилисту на той же дистанции будет не более 15 минут – это если машина не стоит в пробках, иначе разрыв будет куда меньше. А на коротких (до 4 км) дистанциях велосипедист едет чаще всего быстрее, чем общественный транспорт. 
 

Нужные услуги в нужный момент
-13%
-50%
-20%
-20%
-20%
-40%
-10%
-20%
-12%
-40%
0057470