• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


/

Ровно год назад - 1 августа 2013 года - на белорусские дороги пришел BelToll. Хотя нет - пришел он гораздо раньше. 1 августа же начал взимать. И нареканий на систему платных дорог в Беларуси мы не слышали лишь в период с 25 апреля по 31 мая нынешнего года - и то лишь от владельцев легковушек с иностранными номерами, которых попросту освободили от оплаты на время ЧМ-2014.

Фото: Станислав Коршунов

 
Сегодня количество транспортных средств, зарегистрированных в системе, составляет более 190 тыс. Инфраструктура системы включает в себя 90 порталов сбора оплаты; в стране работают 56 пунктов обслуживания клиентов. 

Как все начиналось

О том, что в Беларуси появится электронная - вместо ручной - система взимания оплаты за проезд, мы узнали еще во второй половине 2012 года. Потом систему монтировали - это обошлось оператору "Капш Телематик Сервисиз" в 267 млн евро, окупить инвестиции планируют за три года: часть денег сейчас идет в бюджет как плата за проезд, часть - возвращается инвестору как компенсация его затрат. Запуск в коммерческую эксплуатацию планировался на 1 июля 2013 года, однако его перенесли на месяц позже - потому что "пользователи были не готовы": "Регистрация в системе шла вяло, пользователей зарегистрировалось мало, люди оказались не готовы к введению системы с 1 июля
Читать полностью: https://auto.tut.by/news/road/355521.html
", - отчитывались представители Минтранса. По их словам, "и оператор системы, и владелец (РУП "Белавтострада". - Прим. ред.) были готовы работать".

Платные дороги Беларуси. Кто, за что и как заплатит? >>>



Плюс - непредвиденные обстоятельства: австрийцы, наверное, и предположить не могли, что на наших дорогах дизельные генераторы, от которых питались некоторые рамки, будут попросту воровать. Поэтому у белорусской системы долгое время был свой отличительный признак: сторожа в палатках на трассах. Потом проблему подведения коммуникаций к каждой рамке решили, и палатки исчезли. Порталы снова стали безликими.

"Новый год"

"Новогоднюю" ночь с 31 июля на 1 августа перевозчики провели в многокилометровых очередях за бортовыми устройствами. На извечный вопрос "Кто виноват?" каждая сторона отвечала по-своему: представители BelToll были уверены, что не подготовились пользователи - и спохватились в последний момент; пользователи дорог кляли нерасторопных операторов пунктов обслуживания и сетовали на нехватку тех самых пунктов.



И вот свершилось. В 00.00 1 августа система торжественно запустилась и за первые 9 часов работы принесла в бюджет 66 тысяч долларов. Это был первый и последний финансовый отчет владельца системы взимания оплаты - государства. Более, сколько ни интересовался AUTO.TUT.BY у представителей "Капш Телематик Сервисиз" и Минтранса, выручку не озвучивали: ни на промежуточных этапах работы, ни в преддверии годовщины.

"Косяки" системы

Немного поработали - и началось: первый технический сбой в системе был зарегистрирован уже через сутки эксплуатации. Проблемы были только у одной категории пользователей, держателей топливных карт "Е-100", однако осадочек остался - 2 августа на стоянке в Козловичах скопилось немало грузовиков, чью оплату система просто не видела. Транспортники, чтобы избежать проблем со штрафами в последующем, не давали им ехать, люди негодовали. На следующие сутки водителям разрешили ехать с некорректно работавшими бортовыми устройствами, окончательно проблему решили лишь 3 августа.

В августе же AUTO.TUT.BY попытался объехать платный участок трассы М1 - по закону, у каждого платного сегмента дороги должна быть бесплатная альтернатива - и выяснил, что это в два раза дольше и в два же раза дешевле.

За деньги по магистрали или даром по гравийке? Как мы объезжали платные участки трассы М1 >>>

В начале сентября 2013 года оператор "Капш телематик сервисиз" отчитался, что все стабильно, очередей и критических сбоев в работе системы нет. Уф, все вздохнули с облегчением, но тут "критический сбой" случился у пользователей: на их головы посыпались августовские штрафы - счет шел на десятки тысяч евро у каждой "жертвы BelToll". Проблем было так много, что AUTO.TUT.BY был вынужден создать тэг "Проблемы платных дорог", и этот тематический сюжет, к сожалению, по сей день пополняется историями.



Эстонские туристы на платных дорогах Беларуси: "Попали" на 100 евро штрафа - и вдруг должны уже 200!" >>>

"Что вы наделали своим Белтоллом?!": кто виноват в проблемах пользователей платных дорог >>>

Платные дороги в действии: как иностранцы добивались, чтобы портал оплаты "увидел" бортовое устройство >>>

Литовец попал на 4,5 тысячи евро штрафов BelToll. Платить или уезжать без машины, пока самого выпускают? >>>

"Почему я должен платить за чужие ошибки?": немец попросил сотрудника BelToll установить на стекло прибор оплаты и "наездил" 9200 "штрафных" евро по трассе М1 >>>

Государство отреагировало оперативно: "Если граждане попадают на штраф - это не значит, что мы будем через месяц менять систему", - министр транспорта Анатолий Сивак тогда посоветовал автовладельцам во избежание штрафов самим быть внимательнее. Представители же оператора BelToll - ИООО "Капш Телематик Сервисиз" встретились в офисе TUT.BY с некоторыми перевозчиками и, по крайней мере, вникли в сложности, с которыми сталкиваются их пользователи. Респект за открытость, хоть помочь людям было и не в их компетенции.

Фото: TUT.BY

Зато помощи ждали от владельца системы - и вскоре представители государства заявили, что все же готовы рассмотреть возможность "штрафной амнистии": в ноябре 2013-го Минтранс внес в Совет министров предложение уменьшить суммы штрафов по некоторым нарушениям за определенный период работы системы (август-сентябрь). Скажем сразу: пока эта инициатива так и осталась обещанием - "зависла", говорят, в Администрации президента.

Зато за
Читать полностью: https://auto.tut.by/news/exclusive/376381.html
К весне нынешнего года пользователям платных дорог оператор системы добровольно вернул почти 400 тыс. евро - по фактам, когда нарушения были сгенерированы не по вине автовладельцев. Но ни одного судебного иска - а их на тот момент было 8 - нарушители правил проезда по платным дорогам выиграть так и не смогли.
 
С 1 января 2014 года на карте платных белорусских дорог появились новые сегменты, еще их прибавилось сегодня - 1 августа. Общая протяженность сети BelToll через год после начала коммерческой эксплуатации - 1189 километров. Так что все только начинается.
 
Какие участки дорог будут платными с 1 августа?

Наименование дороги
Участки дороги
Платный отрезок, километров
От километра
До километра
М5/Е271 Минск - Гомель
65
130
65
М6/Е28 Щучин - Гродно
214
287
73
М7/Е28 Минск - Ошмяны - граница с Республикой Литва (Каменный Лог)
57
148
91
Р1 Минск - Дзержинск
8
35
27
 Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
Нужные услуги в нужный момент
-70%
-10%
-33%
-20%
-20%
-10%
-20%
20170518