• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Артем Кирьянов,

Фото: Артем Кирьянов
Фото: Артем Кирьянов
Температура асфальта во время укладки достигает 160 градусов по Цельсию. Испарения туманом стелются над новым покрытием. Техника нагревается до предела. Люди изнемогают под знойным летним солнцем. Корреспондент "Р" присоединился к бригаде асфальтоукладчиков и узнал, как они справляются с жарой и что самое сложное в их труде.

Участок брестской улицы Мицкевича готовится к ремонту. Начальник участка по асфальтоукладке Брестской строительной компании Сергей Федюкович наблюдает, как фреза срезает последние метры старого покрытия. Его из города увозят на грузовиках, сегодня бригаде рабочих предстоит закатать эти 300 метров улицы в асфальт. На термометре - 24 градуса. На солнце припекает, но в теньке находиться даже приятно.

У Сергея звонит телефон. Это коллеги с асфальтобетонного завода. Новости не слишком веселые: линия стала, подвоз материала откладывается. До каких пор - неизвестно. Начальник участка извиняется за задержку и обнадеживает: как только линию запустят, асфальт тут же доставят.

Впрочем, без дела рабочие не остаются. Только срезать старый асфальт недостаточно. Нужно подготовить и основание новой дороги: очистить от мусора и пыли, обработать специальным веществом. Его наносит автогудронатор - машина с цистерной, внутри которой находится эмульсия. Автомобиль неспешно проходит по основанию. Появляется специфический, характерный для процесса укладки асфальта запах. Нужно признаться, для непривычного носа едкий и не слишком приятный. Отхожу в сторону. Сергей понимающе кивает головой: мол, с непривычки и такое может быть, но остается рядом с коллегами. Солнце смещается, деревья уже не защищают от жарких лучей. Температура растет и, по ощущениям, переваливает за 30.

Через некоторое время начальник участка все же оставляет подчиненных и подходит ко мне. Говорит, что работа в таких условиях - дело привычки. Дороги строят и ремонтируют в основном в теплое время года. А весной и летом от жары никуда не денешься. Хочешь не хочешь, тяжело не тяжело - ужно делать свое дело.

- Стараемся пить больше воды, ее нам доставляет предприятие. За вредность получаем молоко и 10 дополнительных дней к отпуску на оздоровление. Правда, график у нас непредсказуемый: кто-то отдыхает с семьей, а мы работаем. Ночью все спят, а мы работаем. Все отмечают праздники, а мы кладем асфальт. Но работа интересная, требует знаний, внимания и точности, - начальник участка уверен, что некоторые достоинства все же перевешивают недостатки тяжелого труда асфальтоукладчиков.

Снова раздается звонок: на заводе запустили линию. Еще раз смотрю на градусник: +32. Да, если в стороне от дороги так жарко, что же будет во время работы? Представить сложно.


160 градусов по Цельсию

В конце улицы показываются три первых грузовика со свежим горячим асфальтом. Кажется, воздух над ними сейчас потечет. Сергей Федюкович показывает водителю место выгрузки и замечает, что сейчас температура будущего дорожного покрытия не меньше 160 градусов. Технологии бывают разные, уточняет он, может быть и 120. Но в июльский зной эта разница, в общем-то, не принципиальна. Машина буквально пышет жаром, и я удивляюсь, почему она до сих пор не расплавилась.

Водитель начинает медленно подавать содержимое кузова в приемник асфальтоукладчика. Я занимаю место в кабине, и машинист Николай Франчук трогается с места. Медленно, метр за метром, техника продвигается в паре.

Панель машины больше напоминает приборную доску самолета. Множество переключателей, кнопок, экранов. Николай показывает на один из дисплеев: асфальтоукладчик движется со скоростью полтора метра в минуту. Этого вполне достаточно, чтобы асфальт лег на основание равномерно и без разрывов. Машинист говорит, что главное и самое сложное в его работе - это начать. Новый слой нужно положить на стыке со старым так, чтобы не получилось нахлеста. Иначе автомобилям будет неудобно ездить. Кроме того, необходимо постоянно следить за правым краем асфальтоукладчика, чтобы тот не разрушил бордюры. А к жаре привыкнуть можно, как и ко многому другому.

Асфальтоукладчик - самая крупная машина из тех, что задействованы на ремонте дороги. Ее постоянно трясет из-за виброплиты, которая трамбует слой. Испарения свободно поднимаются снизу в кабину машиниста. Буквально через пять минут становится сложно дышать, першит в горле. Сказывается и тонкая подошва на обуви: ступни сильно печет. В этот момент замечаю, что и Николай, и все рабочие обуты в ботинки с очень толстой подошвой.

Впрочем, если в кабину асфальтоукладчика время от времени попадает свежий воздух, то мастеру бригады приходится тяжелее всего. Профессия Дениса Степуся предполагает, что он должен находиться прямо у колес машины все время работы. Специальным щупом он замеряет толщину слоя и говорит, что на данном участке она должна быть не менее четырех сантиметров.

- Четыре сантиметра сняли - четыре положили. Но нужно учитывать усадку материала. Поэтому при укладке мы даем немного больше, чтобы после утрамбовки слой не получился тоньше, - Денис вновь нагибается к асфальту, и влага с его лица буквально поливает землю. Дорога с пылу с жару - очнее не скажешь.

Над ней плывет раскаленный воздух. Потому снова отхожу в сторону и направляюсь к каткам. Сегодня их здесь три: два 11-тонных и один 14-тонный. Водитель одного из них разрешает сесть в кабину, но и здесь желанной прохлады не найти. Вальцы машины постоянно поливаются водой, чтобы на них не налип асфальт. При попадании на еще горячую дорогу жидкость мгновенно испаряется и окружает машину облаком горячего пара.

- Кондиционера в кабине нет, извините, - смеется машинист Александр Пашкевич. Его задача - делать примерно пять проходов, чтобы довести новую дорогу до нужного состояния. Александр говорит, что его работа может показаться монотонной, дескать, катайся вперед-назад. Но и в ней требуется определенная сноровка. Не зацепить бордюр, не порвать слой, не нагнать "волну" — за всем этим приходится внимательно следить. На кону - удобство и безопасность автомобилистов и общественного транспорта.

Пройдет еще примерно пять часов, прежде чем триста метров улицы в центре города будет покрыто новым асфальтом. На это уйдет почти 100 тонн материала, с завода дважды вернутся три грузовика. Вручную рабочие заасфальтируют мостовую вокруг двух десятков сливов и канализационных люков. До самого заката их будет обжигать жар горячего асфальта.

А я поеду домой по другой дороге, такой же новой и ровной. Потом буду долго отмывать растворителем вымазанную асфальтом обувь. Но даже эта грязь не помешает почувствовать благодарность за нелегкий труд асфальтоукладчиков. Ведь их работа, пожалуй, одна из тех немногих, о которой можно с гордостью говорить: до седьмого пота. 
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-15%
-50%
-50%
-27%
-42%
-10%
-30%
0058389