реклама

реклама
реклама


Дорога


Анжелика Василевская, / фото,

Акцию "Довезу даром" анонсировали в Могилеве около недели назад. За это короткое время она успела объединить (правда, пока лишь в социальной сети) несколько сотен могилевчан – автомобилистов и пассажиров, которые не против доехать бесплатно из точки А в точку Б. Корреспонденты TUT.BY встретились с "отцом-основателем" акции "Довезу даром" и поставили эксперимент.
 
Фото: Денис Васильков
Фото: Денис Васильков
 
Признаться честно, на встречу шли с небольшой долей скептицизма. Наверное, каждому в детстве родители вбивали в головы простые истины: садиться в машину к незнакомым людям нельзя, бесплатный сыр – только в мышеловке. А тут два в одном: предлагают поступать вразрез со всеми родительскими наставлениями. Пришлось ставить опыты и над собой в том числе.
 
Темно-синий Volvo различить в потоке машин на улице Первомайской совсем несложно. Черные буквы в ярко-желтом круге будут наверняка заметны и в сумерках. Пока водитель ищет место для парковки (сделать это в центре Могилева в рабочий день очень непросто), присматриваемся, кто же скрывается за лобовым стеклом.
 
Фото: Денис Васильков
Знак Юрий Бубнов приклеил на стекла с двух сторон около недели назад. Водители других авто показывают ему "палец вверх" и просят такие же для себя.
 
Представительный, интеллигентный мужчина за рулем – Юрий Бубнов, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Могилевского государственного университета продовольствия. Он же - "первопроходец" и практически отец акции "Довезу даром".

"Я бесплатно подвожу людей уже около 15 лет – столько, сколько сам езжу на машине, - рассказал Юрий Михайлович. – Например, когда еду на дачи или возвращаюсь домой. Это была моя индивидуальная позиция. Теперь же идея превратилась в социальную акцию: в Центре городских инициатив мы решили предложить всем водителям поступать подобным образом: бесплатно подвозить людей по определенным маршрутам". 

Как это работает

Схема довольно простая. Вариант первый и самый простой: подвоз на работу соседей, друзей, родственников. Как именно договариваться об этом, личное дело каждого. Вариант второй, загородный. Идущие вдоль шоссе люди с сумками, пакетами или "голосующие" - первые кандидаты на бесплатный подвоз. Притормаживаете, спрашиваете маршрут, предлагаете подвезти. Вариант третий, городской и более сложный. Для него создана специальная группа в соцсети "ВКонтакте". Автовладелец вступает в группу, указывает на "стене" время и маршрут передвижения, номер или марку и цвет машины. Все, кому подходит тот или иной вариант, каким-либо образом себя обозначают: пишут личное сообщение, оставляют комментарий в общей группе.

Фото: Денис Васильков
"К сожалению, наше общество отошло от тех устоев, когда добираться на попутках через полстраны было чем-то повседневным".

Спрашиваем: уверены, что люди не побоятся сесть в машину к незнакомому человеку? "Мой сын объездил всю Францию автостопом, - сказал собеседник. - Его, небритого, лохматого молодого человека, подвозили даже одинокие старушки. Я задал ему тот же вопрос, что и вы. Это подтверждение того, что наше общество – фобийное, испуганное, запуганное. И небезосновательно: такой результат дали 90-е годы. Но нужно от этих фобий избавляться".
 
Чтобы получить специальный знак участника акции, нужно скачать его в группе в соцсети, распечатать и приклеить. К слову, недавно знак изменился – вместо желтого круга предлагают клеить прямоугольник синего цвета. А также - указать рядом с ним маршрут движения и координаты водителя.
 
Фото: Денис Васильков

Фото: TUT.BY 

Зачем акция нужна Могилеву

По словам Юрия Михайловича, главная цель акции – уменьшить количество машин на улицах Могилева. "Их должно быть меньше, - сказал он. - Я ехал сюда и попал в пробку, хотя сейчас далеко не час пик. Причина пробки объективная – ремонт моста. Машин много, каждому нужно куда-то ехать, быстро и с комфортом. Не все хотят пользоваться общественным транспортом. Но посмотрите: в пробках стоят машины с одним человеком-водителем. Если два автовладельца пересядут в одну машину, автомобилей станет в два раза меньше. А если объединятся трое? Четверо? Это ведь и колоссальная экономия топлива!" 

Фото: Денис Васильков
Фото: Денис Васильков

"
Кто-то отказывается участвовать в акции по интересным причинам: мне испачкают коврик, испортят сиденье, - продолжает собеседник. - И спрашивают затем: "А что вы получаете за то, что везете человека бесплатно?" Общение. Истории людей, которых я подвожу, – это валюта. Кроме того, таким способом я возвышаюсь в собственных глазах. Как социолог я понимаю механизм этого самоуважения. Я чувствую себя бОльшим человеком, чем тот, кто бережет свои коврики (улыбается. – Прим. авт.)".

Фото: Денис Васильков
"Мне жаль людей, которые размениваются на коврики". Юрий Бубнов

"Мы привыкли ругать власть и всех вокруг за все проблемы, которые на нас сваливаются, а сами тем временем поступаем удивительно нерационально, - продолжает Юрий Бубнов. - Мы, водители, можем и должны объединиться и решить проблему пробок в городе. Конечно, это не снимает ответственности с властей. Вот пример. Откроют после ремонта мост на проспекте Шмидта, закроют на Пушкинском, начнут ремонт Первомайской. Люди же в этих пробках в жару с ума сходить будут в общественном транспорте. Уже сейчас власти должны задуматься над тем, как решить этот вопрос, не создавая проблемы людям. Возможно, что мы, водители - участники акции "Довезу даром", сможем как раз хоть как-то изменить ситуацию в лучшую сторону. Но что сделает руководство города? Посмотрим".

Эксперимент

Мы решили проверить, готовы ли могилевчане к тому, чтобы сесть в машину к незнакомому, пусть и не вызывающему опасения мужчине и бесплатно доехать до места назначения. Мы подъехали к ближайшей остановке и спросили пожилых мужчину и двух женщин, не по пути ли им с нами – в сторону Дворца гимнастики. Одна из женщин буквально отпрыгнула от нас, буркнув что-то себе под нос. Мужчина заинтересовался, но вторая женщина быстро его одернула за рукав: нет, спасибо. 

Фото: Денис Васильков
 

Результат был предсказуемым. Понятно, что предлагать довезти бесплатно именно таким способом – провальная идея. Тут не спасет даже специальный знак на стекле. Возможно, именно договоренность в соцсети или среди знакомых позволит акции развиться. Но кто гарантирует, что интернетом не воспользуются не очень добросовестные граждане? Организаторы уверены: номер машины и телефона – достаточная гарантия безопасности.

P.S. Родительские установки в голове автора материала все же оказались крепче. Садиться в машину к незнакомцу - опасно как ни крути. Однако почему бы не договориться, например, с соседкой по лестничной клетке?

Фото: Денис Васильков
 

Комментарии с форума

  • Богдан_Антонюк_tutby23 6 мая 2014 в 19:47 из Беларуси

    Хорошая идея, но ,как правильно было замечено, люди боятся. Но автор проекта хоть как-то пытается сделать людей более доверчивыми. Главное чтобы это не обернулось криминалом. Удачи в в этом деле

  • гыук60491 7 мая 2014 в 00:30 из Беларуси

    Самый оптимальный вариант - подвозить 1-3 постоянных пассажиров по постоянному маршруту с равнодолевым участием в расходах на топливо. И пассажирам не сильно накладно, и водителю не обидно. Взять, например участок Кулибина-Мира-Королёва-Димитрова. ~15км, это 1л бенза. Туда-назад =2л, примерно 18тыс. в день. На 3х чел это по 6тыс в день. 2 билета на автобус дороже стОят.

  • Al`yate 7 мая 2014 в 15:21 из Беларуси

    Идея, конечно, интересная. Людей-то можно понять, я бы тоже не решилась сесть в такую машину ОДНА, а с мужем или с несколь.знакомыми без проблем. А если посмотреть с другой стороны медали, то для водителя тоже стремно сажать непонятных граждан, сейчас много нехороших случаев там-сям происходят.

  • Alexey_Krontov 11 мая 2014 в 15:50 из Беларуси

    все говорят о безопасности попутчиков, а о безопасти автовладельцев этой акции никто не думает? по-моему в этом направление лучше развивать безопасность