Дорога


Любой город начинается для абсолютного большинства туристов с вокзала или аэропорта. В этом смысле "входным воротам" Минска совсем скоро предстоит особая проверка - съедутся участники и гости чемпионата мира по хоккею, пишет газета "СБ"



И если за картину в целом можно не волноваться - у нас современный вокзальный комплекс и обновленный Национальный аэропорт Минск, то как со штрихами к ней? Скажем, с таксистами-"бомбилами", которых в такие места тянет как мух на мед. Поток людей большой, приезжие - через одного, в городе, как и в расценках, ориентируются слабо. Тому цену заломил, этому соврал, что иначе до нужного места никак не добраться, - и деньги сами плывут в руки! Можно ли положить этой наглости конец, разбиралась "СБ".

Из аэропорта в Минск - за 700 тысяч?

Легкой добычей для нелегальных таксистов, или, как их называют в народе, "бомбил" месяц назад стала и представитель международной интернет-службы по бронированию отелей - латышка Юлия. В Минске была впервые, по делам, прилетела на самолете, и сразу же по прилете, говорит, ее обступили таксисты:

- Уверяли, что дорога до Минска займет часа полтора, что в аэропорту вообще плохо с транспортом. Согласилась и заплатила в итоге 700 тысяч рублей, чтобы добраться до центра города. Сумма, мягко говоря, впечатлила. Каково же было мое изумление, когда белорусские коллеги на следующий день мне объяснили: от аэропорта до Минска - 44 км, и даже с учетом возможных пробок на въезде дорога не заняла бы более 40 минут, а переплатила таксисту где-то вдвое. Знаете, даже если переложить рижские расценки на такси до аэропорта на минские, итоговая стоимость все равно была бы меньше!

"Бомбил", которые дурят доверчивых пассажиров у железнодорожного вокзала, видно издалека. Стоят группками по два-три человека, о чем-то увлеченно разговаривают и изредка бросают равнодушные взгляды по сторонам, словно и не в их интересах вовсе найти себе клиента. Но вдруг дружно поворачиваются в мою сторону. Точнее, в сторону плетущегося рядом мужчины с внушительными баулами. По его помятой одежде и сбивчивому дыханию видно: приехал издалека, страшно устал, готов на все, только чтобы добраться до точки назначения. "Бомбилы" переглядываются между собой - "корпоративная этика" все-таки, - и от группы отделяется первый водитель. Правда, услышав нужный адрес - "спальный" район на окраине города, - теряет интерес:

- Да ну, так далеко не поеду. Где я там клиента днем найду? Придется "вхолостую" возвращаться. Подойдите к Петровичу, он там живет, вроде собирался домой.

От Петровича потенциальный пассажир уходит тоже несолоно хлебавши - видно, поездка домой у водителя откладывается. Наконец, третий таксист благосклонно кивает, и измученный мужчина ловко забрасывает сумки в багажник и стремительно залезает в салон - пока и этот не передумал... Какое-то время я эту компанию совсем не интересую. Стою без чемоданов, но уж слишком долго для незаинтересованного человека. Поэтому, в конце концов, вальяжной походкой ко мне приближается двухметровый плотно сбитый детина в спортивном костюме:

- Куда едем?

Называю адрес, точно зная, сколько стоит поездка, поскольку за несколько дней до того ехал туда строго по счетчику и на чеке выбилась сумма 48 тысяч.

- Ну, тысяч 100-150 будет.

Ничего себе, втридорога!

- А если еще в пробку попадем... - по интонации таксиста было понятно, что мы ее обязательно найдем.

- У меня багаж в камере хранения, поможете донести?

- Я, это, спину недавно надорвал, - лицо водителя становится кислее лимона. - Может, сам?

Очевидно, проблему нужно решить, а то "бомбилы" так и останутся для гостей города первым и весьма неприятным впечатлением. Вопросом озаботились и в аэропорту, и на Белорусской железной дороге, где собираются максимально обезопасить своих пассажиров от "таксистского" произвола - для начала на самом оживленном узле, на Минском железнодорожном вокзале. Решение? Конечно же, комплексное.

Свой перевозчик аэропорту...

Национальный аэропорт "Минск" сейчас тоже выбирает единого перевозчика для услуг на своей территории. Из требований к водителям - безвозмездная помощь клиенту в погрузке и выгрузке багажа, возраст от 20 до 60 лет и хорошая профессиональная репутация, а вот автомобили должны быть не старше 7 лет, с отличительными знаками и обязательным указанием в салоне тарифов на проезд. Судя по всему, таксисты должны будут придерживаться еще и определенного делового стиля: пиджак, брюки, рубашка, закрытая обувь в летнее время. На днях прием документов от потенциальных участников переговоров завершился, и в самое ближайшее время будет определен победитель. Пока аэропорт выбирает "своего" перевозчика на год - до мая 2015-го.

...свой - вокзалу

Здесь может появиться специальная услуга по вызову такси из поезда, уточнил первый заместитель начальника пассажирской службы БелЖД Андрей Кашко: "Сейчас идет активное исследование, анкетирование пассажиров поездов международных линий насчет востребованности такой услуги. Предварительные опросы показали, что люди пока без энтузиазма относятся к такой возможности, не понимая всех ее выгод. Параллельно уточняется и механизм оказания услуги, если она все же появится. Пока он видится таким: проводник собирает заказы на такси, передает их начальнику поезда, а тот уже отправляет в диспетчерскую службу. Таким образом, к моменту прибытия состава водитель уже будет ждать своего пассажира у вагона, поможет ему донести вещи до машины и тут же отправится по нужному адресу". Нейтральное отношение к новой услуге, возможно, вызвано устоявшейся привычкой искать или вызывать такси уже по прибытии. Хотя такой подход однозначно сэкономит и время, и деньги, и нервы. Особенно иностранцам, ведь они могут заранее и не узнать телефоны диспетчерских. Отдельно оговорено, что в случае вызова такси зарубежным гостем водитель должен владеть хотя бы английским языком. Смогут ли наши таксисты отвечать такому требованию? Оказывается, да, ведь подавать такси к вокзалу в скором времени будет заранее выбранный перевозчик, автопарк которого подтвердил свой уровень. Еще несколько месяцев назад был проведен соответствующий конкурс.

К старту чемпионата мира по хоккею машины займут специально выделенную парковку. Возраст каждого авто не превышает 8 лет, все они оборудованы терминалами по приему пластиковых банковских карточек. Словом, турист не должен разочароваться. Первый заместитель начальника станции Минск–Пассажирский - начальник вокзала Владимир Григорович уточняет нюансы: "Мы планируем, что в центре обновленного зала ожидания в своеобразном информационном центре, где дают всевозможные справки, появится специалист, отвечающий за вызов такси. К нему можно будет обратиться с просьбой подать машину. Еще нужно сделать небольшой ремонт на парковке. Там, кстати, будут стоять не только такси, но и автомобили для аренды - слугу тоже можно будет заказать, не выходя из вокзала. Мы видим в этом особое удобство, ведь сам вокзал уже как бы является гарантом безопасности поездки и качественного обслуживания. В конце пути пассажиру обязательно выдадут чек, а итоговая сумма будет установлена строго согласно тарифам. Думаем даже выделить специальный телефонный номер, по которому заказавший у нас такси пассажир сможет сообщить о нарушении, если, например, кто-то завысит ему стоимость поездки".

Мнение

Председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник:

- Привокзальная площадь реконструируется, и первым этапом стало создание стоянки для такси. Правда, работы еще не завершены - между двумя полосами должен появиться делинеатор, то есть устройство, которое не даст выехать из одного ряда в другой. Пока водители ухитряются стать "елочкой" и в любой момент покидать парковку. В законченном же виде туда можно будет заехать по двум полосам, а выехать по одной, причем строго в порядке очереди. Это позволит надежно упорядочить работу такси, сделать ее более организованной.

Фото: Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте

Наш опыт по обустройству парковок показал, что водители пренебрежительно относятся к просьбам и устным предупреждениям не заезжать куда-то. Реально их может остановить лишь физическое ограничение. Конечно, нужна еще организация, которая будет обслуживать такую парковку у вокзала, - следить, чтобы там размещались исключительно машины такси, чтобы они не останавливались где попало, мешая работе общественного транспорта. Перед самой стоянкой необходимо повесить табло с указанием тарифов на проезд или даже специальное устройство, которое поможет рассчитать примерную стоимость дороги до нужной точки, указать номер, по которому можно позвонить в случае обмана. Это мировая практика, которая одинаково хорошо зарекомендовала себя и около вокзалов, и в аэропортах.
Нужные услуги в нужный момент