Проект изменений в законодательство, который в процессе подготовки несколько раз изменялся, переписывался и возвращался на доработку, сегодня наконец рассмотрели депутаты - и приняли в первом чтении. Что может ждать , если документ пройдет все инстанции и будет подписан президентом?
"Письма счастья" за парковку
Одно из самых долгожданных и важных нововведений - привлечение к ответственности за нарушение правил остановки и стоянки на основании фото- или видеофиксации. Реализовано должно быть так же, как и штрафы за превышение скорости, зафиксированные камерами: привлекаться будет по умолчанию владелец, наказание будет неизбежным.
Как это будет выглядеть технически, пока непонятно. Если законопроект будет принят, то у соответствующих структур будет какое-то время подумать, как реализовать его требования на практике. AUTO.TUT.BY видит три возможных варианта (основываясь на аналогичном опыте других государств):
- технические средства - назовем их камерами - выдадут инспекторам ГАИ, и они будут вместо оформления протоколов и принудительной эвакуации автомобилей нарушителей просто делать снимки и передавать их в какой-то единый центр для обработки и оформления штрафных квитанций. Затем "письма счастья" будут рассылаться по почте автовладельцам;
- оформление протоколов сотрудниками ГАИ на месте - с параллельной фиксацией нарушения на фото или видео для тех, кто позже захочет его оспорить. Но именно эти, настоящие, "квитанции под дворники" - сейчас для Беларуси вариант маловероятный;
- создание территориальных муниципальных парковочных служб: камеры выдадут гражданским сотрудникам, и именно они будут заниматься фиксацией и последующей передачей в ГАИ для оформления фактов нарушения;
- камеру никому в руки не дадут, а установят ее на специальный автомобиль (гражданский или оперативный, неважно) для фиксации нарушений именно в автоматическом режиме, исключая человеческий фактор. Подобным путем пошли власти Москвы для борьбы с нарушителями правил остановки и стоянки в центре города: по участкам дорог, на которых запрещена парковка, курсирует автомобиль муниципальной парковочной службы, который в автоматическом режиме фиксирует номера автомобилей нарушителей и факты нарушений, а затем передает данные в единый центр.
За нарушение правил парковки "с камер" будет отдельный штраф: 1 базовая величина (сегодня - 150 тыс. рублей) владельцу легкового автомобиля, 3 базовых (450 тыс.) - владельцам грузовиков, тракторов, автобусов и пр.
Новые статьи и штрафы за скорость
Законопроектом может быть введена ответственность за превышение скорости, зафиксированное именно камерами - плюс для такого случая появятся новые градации превышений.
Сегодня с точки зрения законодательства ответственность за превышение не зависит от способа его фиксации: попался водитель на камеру или на радар инспектора - статья одна и та же, только применение санкций разное (в "письме счастья" по умолчанию будет минимально возможный за данное нарушение штраф).
Теперь же планируют эти нарушения разделить и закрепить в разных частях ст. 18.13 КоАП.
Помимо ныне существующих 4 частей статьи (превышение на 10-20 км/ч, на 20-30 км/ч, на 30 и более км/ч, а также повторно на 20 и более км/ч в течение года) появятся:
часть 5: превышение, зафиксированное камерами, на 10-20 км/ч - штраф в размере 0,5 базовой величины (по сути - то же, что и сейчас);
Соответственно, если изменения будут приняты, принцип "повторности" к нарушениям, зафиксированным камерами, применяться не будет - нет правовых оснований, санкции ч.4 ст.18.13 КоАП более не могут быть отнесены к нарушениям с камер.
Штрафы "за погоню"
Сейчас игнорирование требований ГАИ грозит штрафом до 3 млн, предлагается же добавить в санкции возможность лишения прав - по новому законопроекту несоблюдение требований об остановке чревато штрафом от 3 до 6 базовых (450-900 тыс.) или лишением прав на срок до полугода. Если же ГАИ оказалась вынуждена преследовать нарушителя, то размер штрафа возрастет до 5-20 базовых (750 тыс. - 3 млн рублей) с лишением прав на срок до 2 лет или без лишения.
На взгляд AUTO.TUT.BY, норма очень неоднозначная: определить, когда несоблюдение требований перерастает в необходимость преследования, сложно. Поэтому как подобные ситуации будут трактовать должностные лица ГАИ, пока неясно.
Усиление ответственности за непройденный техосмотр
Опрос
Поддерживаете ли вы предлагаемые изменения в законодательство? | ||
---|---|---|
Полностью | 11% | |
Частично | 34% | |
Нет | 52% | |
Мне все равно | 3% | |
Ваш вариант ответа | 0% | |
Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.