реклама
реклама

Дорога


Полина Конога,

Несмотря на то, что в советское время наши люди в булочную на такси не ездили, сами перевозчики чувствовали себя "в шоколаде". Прокатиться на автомобиле с шашечками было по цене делом доступным, другой вопрос, что таких машин не хватало. Сегодня автомобилей с желтыми номерами гораздо больше, добавились еще и нелегальные перевозчики, и при этом клиентов хватает на всех.

Вот только сладкая жизнь, считают сами таксисты, у них закончилась. Низкая стоимость услуг, по их мнению, разорительна для таксобизнеса. Пассажиры также возмущены: при действующей с 25 февраля минимальной таксе 4,9 тыс. рублей за километр пути многие водители на деле считают оплату за поездку по собственному тарифу - 6-7 тыс. за километр.
 
Как только перевозчики в очередной раз начинают говорить о необходимости повысить тарифы, вспоминается известное выражение "Сколько таксисту денег ни дай, все равно лицо кислое". 

Фото: TUT.BY
 
Объективно оценить, правы таксисты, требующие "прибавки", или их клиенты, возмущенные грабительскими ценами, непросто. Ясно только одно: по официальной минимальной таксе сегодня мало кто ездит. Недавно возле гипермаркета услышала возмущенные речи водителя, которому потенциальный клиент предложил заплатить 50 тыс. за расстояние меньше 7 километров! Таксист грубо отказал, так как "себе дороже за такую цену ехать". Страшно подумать, что на такое предложение ответили бы водители, дежурящие денно и нощно возле железнодорожного вокзала. У этих "перевозчиков" расстояние в 5 километров обходится минимум в 100 тыс. рублей.
 
В январе на одном из заседаний Мингорисполкома была озвучена задача: навести порядок на рынке перевозок такси накануне чемпионата мира по хоккею. 
 
Но перевозчики все равно жалуются: действующие расценки никак не соотносятся со стоимостью обслуживания автомобиля, расходами на топливо и желанием накопить на новые машины. 
 
Сейчас в компаниях ОАО "Легавтотранс" и ПЧУП "Спецлегмонтаж" рассчитывают, сколько должен стоить в Минске километр проезда во время чемпионата. Новый тариф начнет действовать уже в конце марта, а сумма, действительная на 1 апреля, будет "заморожена" до 1 июня. Вариант, о котором мечтают таксисты, - стоимость километра будет приравнена к стоимости литра топлива, то есть в среднем 8,8-9,6 тыс. рублей. Такой расчет, по их мнению, помог бы им покрыть все расходы.

Мнения пассажиров на этот счет разделились. Большинство считают, что запросы таксистов чрезмерно завышены, а живется им неплохо и при действующем тарифе. Другие поддерживают перевозчиков: рост стоимости проезда вполне соответствует росту остальных цен. Правда, сочувствующие тут же уточняют, что готовы платить и дороже, но взамен требуют адекватного к себе отношения. Таксистам рекомендуют обновить автопарк, начать чистить салоны, не курить в машине, да и самим иметь соответствующий приличный вид.
 

"Это самый настоящий обман потребителей!"

Тарифы на проезд в такси уже давно должны были повыситься, считает председатель ассоциации "Столичное такси" Игорь Верховец.
 
- Растут же цены на запчасти, на топливо… К сожалению, сегодня на рынке сложилась очень неприятная ситуация: несколько служб такси откровенно демпингуют. Они заявляют о низких тарифах, не поднимая их даже до минимального действующего Br 4900 за километр. Что же получается на деле? По всем документам и в рекламе стоимость на проезд держится на уровне Br 4000-4400, клиенты к ним идут. А в ходе проверки транспортной инспекцией одной из таких служб выяснилось: до 70% поездок являются нелегальными, то есть фактические суммы, которые платят пассажиры, сильно превышают заявленные тарифы. Это самый настоящий обман потребителей! И пока никто не торопится исправлять ситуацию.

Остальные службы, по сути, оказались заложниками подобной нечестной игры. Сейчас речь идет о том, чтобы все игроки рынка сообща работали по единому минимальному тарифу, который и должны установить. Многие, правда, начали обвинять нас в монопольном сговоре. Подчеркну, речь идет о минимальном уровне стоимости, которую каждая служба может обосновать с экономической точки зрения. Почему-то многие ругают таксистов, работающих у железнодорожного вокзала, мол, грабительские цены! На самом деле эти цены у них официальные, они забиты в таксометр. Кто хочет ехать по высокой цене, тот поедет. А почему нет никаких претензий к службам, которые обманывают клиентов?

Оптимальная цена на проезд, которая бы позволяла таксистам работать рентабельно, - цена километра, равная цене литра топлива. Есть и еще одна схема, которую мы предлагали: четырехкратная стоимость проезда в общественном транспорте. Это вполне обоснованный запрос. Если цены не поднимутся официально, часть таксистов вообще может выйти из бизнеса. К слову, это уже происходит. Оставшаяся часть будет по-прежнему наживаться на людях.

Сколько сегодня такси работает в стране, подсчитать точно не может никто. По словам представителей Министерства транспорта и коммуникаций, число лицензий на эту деятельность составляет примерно 3,9 тыс., но это особо ни о чем не говорит: следует понимать, что лицензия выдается на официального перевозчика, а не конкретного таксиста. А значит, по одной лицензии могут ездить десятки автомобилей-такси. Вместе с тем в Минтрансе отмечают, что приблизительное число такси в Минске - около 8 тыс. 
  
На крупном форуме таксистов тема стоимости проезда обсуждается горячо. Согласно результатам анонимного опроса, проведенного ресурсом, 66% перевозчиков завышают тарифы, поскольку действующие считают "разорительными", и только 34% водителей работают исключительно по тарифам службы.

 
Что говорят таксисты?

Олег:

- Первые два месяца, как ушел из диспетчерской службы, тариф у меня был 8-8,5 тыс. за километр, минимально брал 50 тыс. Последние полтора месяца вожу по 10-12 тыс., минималка - 60 тыс. Все забито в таксометр, в салоне висит бэйдж с тарифами, и ни один человек еще не плакался
.
 
Дмитрий:

- Сегодня ночью узнал, из-за чего или кого нас называют рвачами. Машина, которую подали прямо ко входу одного из клубов, 4 километра до другого клуба проехала за 230 тысяч! Не то что мне завидно было, но даже вокзальные таксисты должны нервно покуривать от такого тарифа.

 
Сергей:

- У меня вопрос: почему диспетчерские службы навязывают нам свои копеечные тарифы? Что это за цены такие - 40 тысяч за 10 километров? Уже полгода работаю без диспетчеров, просто "от борта", в итоге экономлю $120 в месяц, да и пробег теперь в 3 раза меньше
.
 

"Чтобы за 300 тысяч не возили"

На заседании Президиума Совета Министров, на котором рассматривался вопрос готовности нашей страны к проведению ЧМ-2014 по хоккею, председатель Мингорисполкома Николай Ладутько подчеркнул: будет наведен достаточно жесткий порядок в организации работы такси в районе аэропорта и железнодорожного вокзала. Серьезные требования будут предъявлены к форме одежды водителей и состоянию салонов. На вокзалах появится информация относительно реальной стоимости услуг такси. "Чтобы за 300 тыс. не возили туристов на расстояние 200 метров", - подчеркнул мэр. Также, по словам председателя Мингорисполкома, на время чемпионата будет организовано дежурство маршрутных такси в Национальном аэропорту Минск, которые будут доставлять гостей форума к местам проживания.