• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


/

В Минпроме разъяснили процедуру уплаты вводимого с 1 марта утилизационного сбора на автомобили. Некоторые же вопросы так и остались без ответа.



Кто будет платить?

Платить будут все (кроме беженцев и лиц, проживающих в Беларуси по виду на жительство), но только на автомобили, ввезенные после 1 марта 2014 года. В Минпроме подчеркнули, что нормы указа "не распространяются на транспортные средства, выпущенные в свободное обращение и (или) зарегистрированные в ГАИ до 1 марта".

Какие машины облагаются утильсбором?

В принципе - все: легковые и грузовые, ввозимые как юрлицами (предприятиями, организациями, дилерскими центрами, автохаусами и пр.), так и гражданами - кроме почему-то "гибридов". Разница лишь в ставках сбора - физлицам ввозить однозначно выгоднее.

Ставки сбора



Как и предполагал AUTO.TUT.BY, ставки сбора в тексте документа по сравнению с его проектом не изменились и остались зафиксированы в российских рублях: 20 тысяч рублей - для легковых автомобилей, 150 тысяч - для легких коммерческих и грузовых. Но платить мы их будем, конечно же, в белорусских - по курсу Нацбанка на день оплаты.

К этим ставкам применяются коэффициенты: они, как и сами ставки, утверждены Постановлением Правительства, текста которого в открытом доступе пока нет - равно как и текста самого указа. Для физлица, которое ввозит автомобиль, вне зависимости от объема двигателя он установлен в размере 0,1.

Считаем. По сегодняшнему курсу ставка сбора для легковых автомобилей равняется 5,56 млн рублей. Применяем коэффициент - сумма сбора для физлица сегодня равнялась бы 556 тыс рублей. В Минпроме уверены, что такие деньги для белоруса - "не повод делать из этого драму".


Коэффициенты к ставкам

 
не старше 3-х лет
старше 3-х лет
Виды и категории колесных
транспортных средств
Коэффициент
Коэффициент

транспортные средства категории M1*, в том числе повышенной
проходимости категории G, а также специальные
и специализированные транспортные средства
указанной категории

с электродвигателями
0,86
5,3
с рабочим объемом двигателя
не более 1000 см3
0,86
5,3
с рабочим объемом двигателя
свыше 1000 см3, но не более 2000 см3
1,34
8,26
с рабочим объемом двигателя
свыше 2000 см3, но не более 3000 см3
2,56
16,12
с рабочим объемом двигателя
свыше 3000 см3, но не более 3500 см3
3,47
28,5
с рабочим объемом двигателя
свыше 3500 см3
5,5
35,01
ввозимые физическими лицами для личного
пользования вне зависимости от
объема двигателя
0,1
0,15
транспортные средства категорий N1, N2, N3,
в том числе повышенной проходимости категории G
транспортные средства полной массой
не более 2,5 тонны
0,5
0,88
транспортные средства полной массой
свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны
0,8
1,25
транспортные средства полной массой
свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
1
1,6
транспортные средства полной массой
свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
1,1
4,56
транспортные средства категорий М2, М3,
в том числе повышенной проходимости категории G
транспортные средства с объемом двигателя
не более 2 500 см3
0,6
1
транспортные средства с объемом двигателя
свыше 2 500 см3, но не более 5000 см3
1,2
3
транспортные средства с объемом двигателя
свыше 5 000 см3, но не более 10 000 см3
1,6
4,4
транспортные средства с объемом двигателя
свыше 10 000 см3
2
5,2
шасси колесных транспортных средств категорий N1, N2, N3
шасси колесных транспортных средств
категорий N1 полной массой не более 3,5 тонны
0,3
5
шасси колесных транспортных средств
категорий N2 полной массой свыше 3,5 тонн,
но не более 12 тонн
0,5
7
шасси колесных транспортных средств
категорий N3 полной массой свыше 12 тонн
1
10

На одну машину - сколько раз?




В указе зафиксировано, что утильсбор на конкретную машину платится единожды и по стране назначения. Что это значит? Если вы покупаете у юрлица или гражданина машину, ввезенную и растаможенную после 1 марта, то беспокоиться о сборе уже не нужно - он уплачен тем лицом, которое выпустило этот автомобиль в свободное обращение на территории Таможенного союза, и сведения об этом будут во всех базах.

Если автомобиль ввез автодилер (новое авто) или автохаус (бэушку), то сбор уплатят они - естественно, включив сумму сбора в стоимость автомобиля для покупателя.

Эксперты уверены, что высокие коэффициенты для юридических лиц на "бэушки" - а это, например, 16,12 для автомобилей старше 3 лет с объемом двигателя от 2 до 3 литров - попросту "убьет этот бизнес". По словам председателя Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, никто не будет покупать у юрлиц бэушки, на которые "сверху ложится такая сумма".

Считаем: автохаус, ввозя бэушку старше 3 лет с объемом двигателя от 2 до 3 литров, по сегодняшнему курсу должен заплатить 89,5 млн рублей утильсбора! Это увеличивает цену автомобиля для покупателя почти на 10 тыс долларов!

- Естественно, этот бизнес, который только-только стал работать легально и эффективно, снова уйдет в тень, - уверен Михневич.

Если автомобиль ввозит физлицо, то оно, сообщили в Минпроме, платит утильсбор в процессе растаможки, за его взимание отвечает ГТК. Без документа об уплате сбора зарегистрировать автомобиль в ГАИ будет невозможно.

 

Частный случай: двойное обложение сбором

Из любого закона, оказывается, бывают исключения. Не секрет, что в последнее время многие белорусы предпочитают покупать новые автомобили в России: и близко, и дешевле, чем в наших салонах. В России утильсбором автомобили облагаются уже на протяжении более года (с 1 января 2013-го), то есть в стоимость машины у российского дилера он уже заложен. Зато у россиян ниже таможенные пошлины для юрлиц, чем у нас - в среднем на 5%.

- Ставки таможенных пошлин для юрлиц в Беларуси также снизятся - с 1 марта, - в Минпроме обращают внимание на то, что все "платы, связанные с машинами, в наших странах будут унифицированы". Правда, помимо таможенных платежей и ставок утильсбора, наши страны еще не унифицировали ставку НДС на автомобили для юрлиц - в России налог меньше (18% против наших 20%). "Но это не важно", - считают в Минпроме.

AUTO.TUT.BY задался вопросом: если белорус, покупающий автомобиль в России, уже "заплатил" утильсбор там (а он по умолчанию включен в стоимость, например, европейской машины в салоне российского дилера), значит ли это, что в Беларуси он платить второй раз уже не будет?

- Утильсбор уплачивается по стране назначения, - пояснил замминистра промышленности Геннадий Свидерский. - То есть заплатить его в Беларуси обязательно придется, иначе автомобиль нельзя будет зарегистрировать в ГАИ.

Вместе с тем пояснить, можно ли каким-то образом освободить белоруса от этого двойного обложения сбором, представитель ведомства не смог.

AUTO.TUT.BY предполагает, что механизм освобождения от двойного обложения (например, физлицо платит в Беларуси, подтверждает факт экспорта из РФ, и дилер возвращает ему сумму "уплаченного при покупке" сбора) так и не разработают даже при условии гарантированного экспорта автомобиля в Беларусь - слишком уж разнятся ставки сбора (а точнее - их коэффициенты) для юридических и физических лиц.

Куда пойдут деньги?



В Минпроме уверяют: полученные от плательщиков утильсбора средства будут направлены только и исключительно "на создание и развитие инфраструктуры втормета по утилизации отходов". Конкретных планов пока не озвучивают.

Возможно именно тем, что сегодня бюджету нужны деньги на "создание и развитие", а не только непосредственно переработку отходов, объясняется факт, что с плательщиков - особенно юрлиц - будут взимать намного большие суммы, чем стоит та самая утилизация: по данным, представленным AUTO.TUT.BY председателем БАА Сергеем Михневичем, "утилизация одного легкового автомобиля во всем мире стоит не более 150 евро" - причем, понятно, вне зависимости от формы его собственности.


"Ну заплатит физлицо один раз 500 тысяч, ну так сумма небольшая..."

Ради справедливости скажем, что очередной сбор для автомобилистов не был инициативой белорусской власти: объективно Россия в рамках Таможенного союза и унификации таможенного и прочего законодательств просто вынудила Беларусь ввести вслед за ней утилизационный сбор - как ранее вынудила увеличить размер таможенных пошлин на автомобили.

Беларусь и ввела - хоть логика некоторых норм взимания утильсбора, оказывается, непонятна и представителям белорусского Минпрома. AUTO.TUT.BY тщетно пытался выяснить мотивы решения российских и белорусских властей освободить от уплаты сбора автомобили с гибридными двигателями - при том, что и автомобили с ДВС, и электромобили сбором облагаются!

- Никакой логики в этом нет, - считает Сергей Михневич.

- Я не знаю, в чем причина такого решения российской стороны, - сообщил нам замминистра промышленности Геннадий Свидерский, уверив при том, что "целый год белорусская сторона наблюдала за реализацией аналогичного закона в РФ и анализировала их опыт".

- Не надо копать глубоко, - попросил представитель Минпрома AUTO.TUT.BY. - Ну заплатит физлицо один раз 500 тысяч, ну так сумма небольшая, не создавайте ненужного накала, не делайте из этого драму.

Хотите обсудить новости с друзьями? Поделитесь материалом в любимой соцсети и присоединяйтесь к нашим группам в "ВКонтакте", Facebook и Twitter. Нам есть что рассказать и чем удивить.ать полностью:  https://auto.tut.by/news/exclusive/383302.html


Каталог TUT.BY советует приобрести автомобиль в автохаусах в Витебске.
Нужные услуги в нужный момент
20170518