• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Георгий Геращенко,

Неожиданно для всех на республиканском учебно-методическом семинаре с автомобильных школ прозвучали инициативы, которые ставят под сомнение саму целесообразность подготовки в нынешних белорусских реалиях.

Все началось с того, что представители Минтранса и облГАИ озвучили безрадостные цифры не сдавших экзамены в МРЭО с первого раза. Если в государственных автошколах таковых примерно 11-25 процентов, то в большинстве частных школ – 50-70! Возникает естественный вопрос: чем и как занимаются курсанты и их инструкторы в период подготовки?

 


"Кто будет оплачивать все это? Правильно, вы – будущий курсант автошколы!"


Поправки к закону обязывают автошколы с начала 2014 года оснастить каждую учебную машину видеорегистратором и, более того, хранить все видеоархивы с них в течение 1 года.

Казалось бы, радуйтесь, дорогие курсанты, у вас будет отныне четкая доказательная база, позволяющая уличить инструктора и в некачественном преподавании, и в нарушении временных норм, да и в банальном оре на учащегося трехэтажным матом.

Но увы, есть и обратная сторона медали. Во-первых, в автошколах Беларуси хронический некомплект инструкторов по вождению. Как следствие – колоссальная текучка кадров. Моя коллега, не так давно сдавшая на права, наблюдала, как за три учебных месяца сменились один за другим четыре (!) инструктора. О каком качестве преподавания можно говорить? Поэтому директоры автошкол опасаются, что при столь жестком контроле инструкторы и вовсе начнут увольняться по первому же поводу. Во-вторых, обеспечить вторую часть приказа (о годовом хранении всех видеоархивов) будет весьма затруднительно. Давайте прикинем: допустим, у вас автошкола среднего размера, на балансе 15-20 учебных машин. На каждую необходим регистратор + флешка хотя бы на 16 ГБ, что позволит сохранить недельный архив. Плюс необходим штатный системный администратор, который будет обеспечивать нормальное функционирование сервера, где разместится весь видеоархив со всех машин. Ну и добавьте стоимость самого сервера - не меньше 1,5-2 тыс. долларов. Кто будет оплачивать все это в конечном итоге? Правильно, вы – будущий курсант автошколы. Учитывая, что за последние год-полтора стоимость обучения и так взлетела с 1,5-2 до 3,5 миллионов рублей, можно предположить, что нас ждет повышение еще на 0,5-1 млн руб.

 

 


Ключом по голове


Очередной феерической инициативой Минтранса и "Белтранстехники" можно считать грядущий отказ от лабораторных часов на изучение внутреннего устройства и ремонта грузовых автомобилей для водителей категорий С и D. Здесь уже остается только аплодировать стоя.

Представьте себя на месте руководителя небольшой транспортной фирмы с оборотом чуть выше среднего. Вы и так еле сводите концы с концами. Нужны водители. Вы размещаете объявление – требуется шофер такой-то категории. Вам звонит сдавший по новым правилам курсант и радостно рапортует о наличии такой-то и такой-то категории. Вы принимаете его на работу, а дальше начинается ад. Ни для кого не секрет, что изношенность грузового автопарка в Беларуси местами достигает 60-70 процентов. Некоторые водители проводят до двух-трех рабочих смен в месяц, занимаясь исключительно латанием дыр в своих старых рыдванах. Теперь представьте, что начнется на белорусских дорогах, когда их заполонят новые "специалисты"-водители, не знающие, как заменить колесо, разобраться с проблемой в двигательной или тормозной системе?! Да, шоферское братство существует и всегда придет на помощь молодым салагам, но если таких горе-специалистов станет половина от общего количества? Такая законодательная инициатива была бы уместна в стране с развитой дорожно-технической инфраструктурой, например, США и Западной Европе, где количество эвакуаторов всех мастей и "техничек" на дорогах превосходит все разумные пределы, но у нас?! У нас, где можно проехать 100 км и не найти на трассе даже заправки с придорожным кафе?

 

 


Тебе надо – ты и сдавай!


Последней озвученной инициативой стала идея о том, чтобы переложить на плечи курсантов все заботы по сдаче экзамена в МРЭО. Минтранс предложил исключить из программы автошкол последний пункт – экзамен в ГАИ. Как будет по-новому? Если поправка будет принята, то вас, будущих курсантов, ожидает следующее. Автошкола вас обучит вплоть до внутреннего экзамена, после которого вы получаете сертификат об окончании курса и - пламенный привет! Теперь вы должны сами отнести весь пакет документов в ГАИ, договориться насчет машины (и практически забыть о том, чтобы сдавать на той, на какой вы обучались), платить за это деньги – в общем, все то, что раньше делала сама автошкола, будете делать вы.

 

 


Кому выгодно?

За последние годы в стране появилось огромное количество частных автошкол. Зачастую вся материально-техническая база подобных учебных учреждений – три стола и три стула да компьютеры. Все остальное – учебные классы, автодромы, а порой и ремонтные мастерские – банально арендуется. Не будем отрицать, среди "частников" есть ответственные фирмы, которые не только берут деньги из наших кошельков, но и вкладывают их в развитие своего предприятия, постройку автодромов и покупку новых машин. Но таких единицы. Основная же масса своим достаточно мощным лобби проталкивает в Минтрансе те инициативы, о которых мы писали выше.

Нам остается лишь уповать на то, что чиновники, во власти которых подписать данные поправки, немного придут в себя и поймут, что их принятие будет означать не только катастрофу для народного хозяйства, но и новые жертвы на наших дорогах.

 

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-15%
-30%
-26%
-10%
-30%
-12%
-40%
-50%
20170714