реклама
реклама


Дорога


Дмитрий Шиферштейн,

 

Тема городского транспорта в Бресте изъезжена вдоль и поперек, а про маршрутные такси и вовсе говорено-переговорено. А корреспондент "Вечерки" решил взглянуть на ситуацию со стороны транспортной инспекции. Итак, только камера, блокнот и два Владимира (Владимир Бонецкий – специалист отдела контроля, Владимир Артеменко – ведущий специалист), выехавшие в очередной утренний рейд, чтобы заставить водителей маршруток соблюдать правила безопасности пассажирских перевозок. На то и щука, чтобы карась не дремал.

 

 

"Шкода" для "карася"

Будучи пассажиром маршрутки, не раз удивлялся, как часто проводятся "облавы" на шустрых "газеленышей" и степенных "мерседесов". Сейчас удалось узнать, что масштаб проверок не столь внушителен: город обычно контролирует лишь одна (!) машина транспортной инспекции. Эту "Шкоду" знают все, потому первоначальная задача инспекторов – как можно лучше припрятать автомобиль.

"Маршрутчики же не первый день работают, – говорит Артеменко. – Мы еще за городом, а в центре уже знают, что выдвигаемся им навстречу. Рации, телефоны – возможностей предупредить масса. Так что постараемся быть хитрее".

Четкого плана по проверке маршрутов у сотрудников инспекции нет. Вопреки расхожему водительскому мнению, нет и определенной нормы по выписанным штрафам. Элемент случайности в этой работе колоссальный.

Сворачиваем во дворы рядом с остановкой "ЦМТ" – а вот и первый "карась". Маршрутка № 35 идет с солидным перегрузом – три человека в салоне мужественно переживают сложности поездки стоя. Случай, как говорится, из разряда "не оспоришь". Владимир Артеменко записывает данные водителя и отпускает его.

"На месте мы никогда не штрафуем, – поясняет Владимир Иванович. – Это собьет график и задержит транспорт, проще записать контакты, приехать на конечную этой маршрутки и там оформить штраф".

 

 

 

Кто без "греха"?

Маршрутное движение на ЦМТ очень оживленное, но следующая пятнадцатка оказывается "безгрешной", и сотрудники инспекции спешат перебраться на иную точку.

"Карты раскрыты, – говорят мои спутники. – Теперь все, кто едет в центр, знают о нашем присутствии. Здесь ловить нечего".

Следующая точка – "Гостиница "Беларусь" – тоже пиковая: с Вульки и Юго-Запада через бульвар Шевченко с утра едут толпы. Маршруток хватает, однако первые "Газели" оказываются "чистыми". А в новехоньком "мерсе" маршрута № 18 проезд стоя официально разрешен.

"Таких машин всего пара штук в городе, – поясняет Бонецкий. – Чтобы инспекции не придирались, в их техпаспортах должна быть прописана возможность "стоячего" провоза. Тогда никаких проблем".

 

 

 

 

За что штраф?

А штрафануть водителей сотрудники инспекции могут не только за стоячих пассажиров. Самые крупные штрафы предусмотрены за отсутствие положенных документов у перевозчика: путевки, страховки, медосмотра водителя, заключения механика. Бывали случаи, когда у водителя даже прав не было – на новом маршруте № 2 совсем недавно случился прецедент, который расследуется до сих пор.

Транспортная инспекция частенько выписывает штрафы за отсутствие проездных билетов у пассажиров. Но тут вина обоюдная: один не дал, другой не потребовал. Размеры штрафов тоже разнятся: от 50 тысяч до нескольких миллионов рублей в зависимости от вида (или видов, что не редкость) нарушения и "биографии" водителя. Повторные нарушения в течение года обходятся дороже. Провоз пассажиров свыше нормы карается штрафом до четырех базовых независимо от количества "лишних". А вот, к примеру, работа водителя более положенного времени без отдыха может стоить фирме или самому водителю до двух с половиной миллионов рублей.

 

 

 

 

Когда "отмазка" не прокатит

Тем временем на бульваре поток маршруток такой, что проверяющим только успевай поворачиваться.

"Едет, как на казнь", – бросает Владимир Иванович в сторону спускающейся двенадцатки. На воре действительно и шапка горит – в салон "Газели" набилось четыре лишних пассажира. И снова: данные, маршрутка покатила дальше, но водителя ждет штраф.

На Карла Маркса все спокойно: одиннадцатки и девятнадцатки лишнего с утра не взяли. Единственное замеченное нарушение – отсутствие позади "Газели" номера маршрута. Но за такие мелочи обычно не штрафуют – можно просто предупредить.

Новая точка проверяющих – на улице Республиканской: там движение оживленное, Граевка и Плоска активно выезжают в город. Однако зеленые жилеты сотрудников транспортной инспекции заметны не хуже, чем машина с мигалками. Водители пытаются схитрить, высадив пассажиров на светофоре перед перекрестком. Из первой же одиннадцатки там выходят двое. Но на поверку в салоне обнаруживается два свободных места: значит, лишнего провоза не было.

Внимание транспортников привлекает большой Ford Transit седьмого маршрута. Из него на том же светофоре выбираются три или четыре человека. И сразу понятно, отмазка водителя "вышли сами" не прокатит, ведь двери в машине… автоматические! Все 18 мест в "семерке" заняты. Вывод: нарушение имело место.

 

 

 

 

Игра в казаки-разбойники?

Время утреннего рейда по маршруткам подходит к концу, менее чем за полтора часа сотрудники выявили три однотипных нарушения. Но их работа на этом не закончена. Нужно ведь оформить акты и предписания, выписать штрафные квитанции. А бригаде, в которой всего два человека, еще предстоит проверить другие виды транспорта: частные такси, грузоперевозчиков…

Сотрудники транспортной инспекции все время пытаются быть на шаг впереди водителей. Однако, как в казаках-разбойниках, на каждый новый запрет находится новая лазейка. Увы, но зачастую ответственность за безопасность лежит и на самих пассажирах. Уверен, что нарушения на брестских маршрутках никакими наказаниями не искоренить. Может, закупить побольше Mercedes, имеющих в техпаспорте разрешение на провоз стоящих пассажиров? В Минске подобные покупки запланированы на январь 2014 года, когда официально окажутся под запретом все "Газели". К чемпионату мира по хоккею, а вы как думали? Интересно, как долго подобные новшества будут добираться до Бреста?