реклама
реклама


Дорога


После повышения ставок акцизов на топливо бензин на белорусских заправках подорожал в среднем на 5%. Однако, по прогнозам экспертов, это подорожание топлива будет не единственным до конца года.
 
Серьезное увеличение ставок акцизов на топливо – на бензин в среднем на 45%, на дизельное топливо – на 70% - произошло после подписания президентом соответствующего указа. Министерство финансов не скрывало: резкое и скоропалительное увеличение ставок акцизов, которое по первоначальным планам Минфина должно было произойти в 2014 году, вызвано дефицитом бюджета.
  
Минфин просчитал, что за первое полугодие этого года план по доходам бюджета не выполнен на 2,7 триллиона рублей. А повышение ставок акцизов принесет 2,6 триллиона, что практически сопоставимо с дефицитом, образовавшимся в бюджете.
  

За все заплатят автомобилисты

В то время как Минфин пытается залатать дыры в бюджете за счет производителей топлива, те пытаются возместить свои затраты за счет автолюбителей. Оно и понятно, ведь у топливных концернов есть лишь два варианта: оплачивать акцизы из своего кармана, не поднимая цены на бензин, либо поднять цены на топливо и таким образом полностью или частично компенсировать затраты на акцизы, что они и сделали.


 
 
В ночь со 2 на 3 сентября "Белнефтехим" объявил о повышении цен на топливо на заправках в среднем на 5%. Литр бензина Нормаль-80 подорожал с 7200 до 7400, АИ-92 – с 7300 до 7700, АИ-95 – с 7800 до 8300, дизельное топливо – с 8000 до 8500.
 
"Пересмотр цен произведен в целях частичной компенсации увеличения c 28 августа 2013 года ставок акцизов на автомобильные бензины на 45 процентов, на дизельное топливо – на 70 процентов", – объяснил "Белнефтехим" у себя на сайте причину подорожания топлива.
  
Примечательно, что в январе этого года, когда ставки акцизов на топливо выросли в среднем на 20%, бензин на заправках подорожал на 5%. Сейчас же подорожание акцизов выше январского в 2-3 раза, а ценники на бензин и солярку подняли всего на 5%.
  
Эксперты уверены: пятипроцентное подорожание не покроет полностью затраты на акцизы, и белорусов еще ждет подорожание бензина до конца этого года. Правда, каким оно будет, экономисты точно сказать не могут. Ведь, чтобы рассчитать, на сколько подорожает бензин или солярка на заправке, нужно знать, какую долю занимают акцизы в розничной стоимости топлива. А эта информация является закрытой.
  
По тем данным, которые у нас есть, доля акцизов в стоимости дизельного топлива сегодня составляет порядка 14%, бензина в зависимости от марки – 16-24%. Если оперировать этими данными, то бензин после увеличения акцизов должен был подорожать более чем на 10%. Скорее всего, цены на топливо будут поднимать постепенно, чтобы не вызвать очередной виток инфляции и истерику у населения, – считает эксперт ОО "Дискуссионно-аналитическое сообщество "Либеральный клуб", экономист Антон Болточко.
  

Почему солярка дорожает рекордными темпами?

За последние 10 лет цены на топливо в Беларуси в рублях выросли в 6-8 раз. И больше всего подорожала солярка, превратившись из самого дешевого вида топлива в самое дорогое. Повышение цен на дизтопливо "Белнефтехим" объяснял то затратами на улучшение его качества, то борьбой с вывозом дешевой белорусской солярки за границу. По мнению же экономистов, все объясняется гораздо проще: производители повышают цены на тот вид топлива, на который есть наибольший спрос.


 
 
– Что такое акциз? Акциз – это налог на более высокорентабельную продукцию. Исходя из оценки спроса, наши чиновники увидели, что одно из самых высокопродаваемых – дизтопливо. Действительно, посмотрите, все сельское хозяйство у нас ездит на солярке, многие белорусы, приобретая подержанные иномарки за границей, отдавали предпочтение именно автомобилям с дизельным двигателем, – говорит Антон Болточко.
  
Вместе с тем экономист отметил, что даже с учетом будущего роста цены на бензин, которые сегодня существуют в Беларуси, намного ниже, чем они должны быть.
  
– Белорусам надо привыкать, что если бы у нас были рыночные отношения, рыночный механизм повышения цен, то стоимость топлива была бы намного выше, чем сейчас. Не могут быть в стране, в которой нет своей нефти, цены на бензин ниже, чем в той же России