Дорога

опубликовано: 
обновлено: 
/ Фото: Максим Пушкин,

 

 

AUTO.TUT.BY проехал 256 км из Минска в Витебск и обратно, чтобы составить впечатление об М3 - узкая опасная трасса. Повороты, горки, фуры, обгоны - сама дорога вынуждает подвергать свои жизни опасности. Наш вердикт: проезжая часть требует расширения и за Логойском, в таких ландшафтных условиях разделители встречных потоков - суровая жизненная необходимость.

 

 

В это путешествие AUTO.TUT.BY взял попутчика - пользователя Павла.
 
Павел Качан, 42 года. Юрист, водитель со стажем, ездит на VW Golf.

Живет в Минске, родом из Витебска.

Каждый месяц навещаю родителей, живущих в Витебске. Трассу М3, кажется, могу проехать с закрытыми глазами...

Трасса М3 начинается от пересечения МКАД и Логойского тракта, протяженность ее - 256 км.

Сразу за развязкой с Боровлянами - ограничение скорости 100 км/ч.

- Это единственный скоростной участок трассы, - говорит наш попутчик Павел. - Дальше придется тянуться за фурами и сельхозтехникой по одной полосе - и так практически до самого Витебска.

Здесь же - до Логойска - по две полосы движения в каждом направлении, эту часть дороги расширили в 2008-м году: дальше будет "однополоска". И здесь же начинается платный участок М3 - с 9-го по 41 км.



Съезд на Боровляны, к первому на трассе крупному объекту придорожного сервиса - кафе "Очаг". Справедливости ради стоит сказать, что "точкой общепита на трассе" его не назовешь - цены здесь вполне столичные, и рассчитан объект скорее на желающих поесть и выпить минчан и небедных жителей ближнего "заМКАДья", нежели уставших дальнобойщиков.

Здесь же на "сотку" ловит экипаж ГАИ - первый, и, скажем сразу, последний на нашем пути.

Первая наша остановка - купить воды и посетить туалет - через 32 км. Разочарование и брезгливость: такое ощущение, что на этой небольшой стояночке не убирают никогда. Урна на остановке завалена мусором, который ветер сдувает на проезжую часть, везде разбросаны обертки, бутылки, окурки. 



Ограничение скорости - 100 км/ч, интенсивное движение грузового транспорта... Нерегулируемый пешеходный переход, видавший виды покрытый ржавчиной знак, тусклый световой сигнал - в солнечную погоду его просто не видно.

 

 

 

 

"Сюрприз": в темное время суток открытый люк в непосредственной близости к пешеходному переходу может сыграть злую шутку с каким-нибудь нетрезвым местным жителем. Особенно с учетом того, что эта яма находится прямо на пути от пешеходной лесенки к переходу
"Сюрприз": в темное время суток открытый люк в непосредственной близости к пешеходному переходу может сыграть злую шутку с каким-нибудь нетрезвым местным жителем. Особенно с учетом того, что эта яма находится прямо на пути от пешеходной лесенки к переходу


Качество дорожного покрытия не радует: разбитая "бетонка", там-сям неаккуратно подлатанная дорожниками. Стыки, ямы, камни - не лучшие условия движения для республиканской трассы.

 

 



На той же стоянке - кафе. С виду простенькое, но, судя по количеству посетителей, вполне популярное. Обслуживанием мы остались довольны - приличный кофе из кофемашины всего за 6 тыс. рублей, можно рассчитаться банковской картой. Пролистали меню: съесть горячее с гарниром можно тысяч за 30-40, выглядят блюда (судя по тому, что при нас подавали посетителям) весьма по-домашнему.

В углу - печка.

- Зимой топимся, - рассказывает женщина за барной стойкой. - Тепла от нее да от кухни хватает на весь зал даже в морозы, не мерзнем. У нас кормятся как местные водители, так и россияне. Говорят, вкусно и дешево в Беларуси, только места надо знать. Но на Витебск много где поесть хорошо можно. Очень уютная дорога.




Проезжаем поворот на горнолыжный комплекс "Логойск" - и "двухполоска", рассчитанная именно на туристический трафик сюда, заканчивается, бетонное покрытие сменяется асфальтированным. 


 

 

 

 




Следующая остановка - за Логойском. Почти сразу же пожалели о выборе места стоянки - в такой грязи отдыхать не хочется, а туалет мы все равно здесь не нашли. Правда, в процессе обхода беседок можно было предположить, что в качестве туалета используют одну из них. Даже фотографировать не стали - противно. Равно как и ходить по окружающему стоянку лесу: на каждом шагу - отходы жизнедеятельности человека, использованные туалетная бумага и гигиенические средства... Мы не станем утверждать, что организованного туалета здесь нет: скорее всего, должен быть, но найти его невозможно. Зато есть вот такая, судя по всему, эстакада: попадет на нее лишь летающий автомобиль Фантомаса, у стандартного транспортного средства, проезжающего по М3, шансов нет.

 

 

 

 



Перед Плещеницами идут ремонтные работы. 



- Здесь, кстати, раньше были установлены "спящие полицейские"! Представляете? На трассе - "спящие полицейские"! - смеется Павел. Судя по всему, искусственные неровности демонтировали совсем недавно - на асфальте еще остались их следы. - Не так давно М3 проходила через населенный пункт Плещеницы - пока не сделали развязку.

Организация движения за Плещеницами вызывает у нас множество вопросов, складывается ощущение, что устанавливали знаки и наносили разметку, не глядя на дорогу: крутое закругление влево (встречных не видно ни при каких условиях!) - и прерывистая разметка, позволяющая совершать обгон; конец зоны действия знака "Обгон запрещен" - и прямо перед нами "американские горки".

- Если таких "косяков" не искать - то и не замечаешь, едешь себе и едешь, - задумывается Павел. - Ведь и правда опасно, но пока что-то не случится - ни водители, ни ГАИ, ни дорожники об этом не думают.

Главное - не встрять за сельхозтехникой. Нам не повезло, одну и ту же колонну мы встретили на пути и туда, и обратно. Даже несмотря на вежливость комбайнеров и их стремление прижаться максимально вправо, на обочину (спасибо им!) - только вынужденный обгон.




В деревне Заборье Логойского района - фотофиксация. Ограничение скорости, понятное дело, 60 км/ч. По данным сайта компании-владельца комплексов фотофиксации нарушений скоростного режима, стационарные камеры на трассе М3 установлены в 2 местах, введены в эксплуатацию в августе нынешнего года.

 

 

 

 

С сайта СЗАО "Безопасные дороги Беларуси"

 

 

 


За Замосточьем начинается хорошая, по словам нашего попутчика Павла, асфальтированная дорога (с ровным покрытием и широкими обочинами, фактически - "двухполоска"), и по ней мы проезжаем указатель на мемориальный комплекс "Хатынь". Рядом всем известный ресторан "Партизанский Бор" - место, где, кажется, навсегда остался Советский Союз. По крайней мере, с 2002 года, когда я была здесь в последний раз, ничего не изменилось: ни в меню, ни в обслуживании, ни, по-моему, в интерьере.




Подъезжаем к Бегомлю.



 

 

 


На въезде в город - круговой перекресток, справа - самолет Ил-14. Ранее он использовался в полярной авиации и был передан Музею народной славы Бегомля в начале 90-х годов как память о подвиге бегомльцев, обеспечивших существование партизанского аэродрома, имевшего стратегическое значение не только для района, но и для Беларуси. 



В целом оставшийся позади участок оставил однозначное впечатление: узкая опасная трасса. Повороты, горки, фуры, обгоны - сама дорога вынуждает подвергать жизни друг друга опасности. Наш вердикт: проезжая часть требует расширения и за Логойском, в таких ландшафтных условиях разделители встречных потоков - суровая жизненная необходимость.



...На границе областей - Минской и Витебской - огромный комплекс: заправка, кафе, магазин, стоянки (отдельно для легкового и грузового транспорта). Все новое, чистое, аккуратное - на первый взгляд. Судя по количеству припаркованного транспорта и людей внутри, очень популярное для остановок место. Цены в кафе - приемлемые, длинная очередь из дальнобойщиков-"завсегдатаев" и российских туристов: на стоянке мы заметили несколько автобусов. Натуральный кофе - 6,5 тыс. рублей.

 

 

 

 


 

 

 




Решаем взглянуть на туалеты.

WC на улице не порадовал: в аккуратной внешне будочке биотуалета - грязь и вонь.



Туалет внутри заправочного комплекса с новой сантехникой и жидким мылом, наверное, бывает и туалетная бумага, но - захламлено, немыто и неубрано. В общем, неприятно.



На стыке Докшицкого и Лепельского районов начинается территория Березинского биосферного заповедника. Ограничение скорости - 70 км/ч, едва ли не через каждые 300-500 метров знаки, предупреждающие, что на дороге можно встретить земноводных и парнокопытных. Кстати, именно здесь, на 122 км трассы, построен первый в стране подземный переход для лягушек: 5 труб диаметром 80 см проложены под дорогой. 



О парнокопытных и водителях, похоже, не так заботятся - сеток-ограждений, препятствующих выходу оленей на проезжую часть, нет. Зато вокруг - потрясающие пейзажи... 






Под Лепелем - сразу два интересных места для стоянки: слева - ресторанно-гостиничный комплекс "Гостиный двор", справа - огромная территория кафе "У Матеши". 

- Местные говорят, эти два объекта уже много лет борются друг с другом за клиентов, поэтому и территорию устраивают кто во что горазд: страусы, ретроавтомобили, деревянные скульптуры, - рассказывает Павел.

Остановились и там, и там. Судя по количеству посетителей, размерам комплексов и степени благоустроенности территорий, большей популярностью пользуется все же "Гостиный двор": ресторан и мотель. Внутри ничего особенного - чисто, аккуратно, недорого. Снаружи - сказка. В прямом смысле слова.

 

 

 


"У Матеша" - ретроавтомобили и загон с живыми страусами: три скромные особи, от нас они прятались.




В Лепеле - площадка для придорожной торговли и небольшой зоопарк.

 

 

 

 

 



- За Лепелем раньше был пост ГАИ, теперь там сделали кафе - достаточно популярное, - рассказывает Павел.



На территории области, в отличие от столичного региона, очень часто встречаются информационные щиты ГАИ Витебской области. На наш субъективный взгляд - не всегда уместные. Например, на развязке Лепель - Чашники мы впоследствии не увидели ничего особо "опасного", а вот внимание, потраченное на чтение этой информации на скорости около 80 км/ч, могло нам стоить дорого.





Отметили, что в нашей памяти М3 останется трассой с нестандартными знаками: всем известные "разрезанные" "70" в Минской области (декоративный знак дублируется установленным по ГОСТу), нанесенные где попало "60" - в Витебской ("нормального" знака "60" на въезде в деревню нет, но "Начало населенного пункта" и так как бы намекает).

 

 


После Лепеля - два очень протяженных населенных пункта: Боровка-1 и Боровка-2, здесь расположены военная часть и военный санаторий.

- Очень любят здесь гаишники стоять - знак-то "Конец населенного пункта" аж через пару километров после того, как заканчиваются здания-строения и прочая цивилизация. И вот ты уже расслабился, набираешь свои 90 - а тут они! - предупреждает Павел. И правда, по нашему мнению, знак стоило бы перенести на пару км ближе к Минску: никакой смысловой нагрузки в подобном ограничении скорости здесь нет - "кормушка", не более того.

А дальше - удивительное: дорога вдруг становится абсолютно пустой - ни одной встречной или попутной машины, ни одного пешехода, красота белорусской природы, ровный асфальт и только удовольствие от езды.

- Парадокс, но сколько езжу - так всегда. Какой-то мистический участок - почти до самого Витебска, трафик здесь только в пятницу да воскресенье вечером, - делится с нами Павел. 



...Команда AUTO.TUT.BY в Витебске. За нами - 256 км пути, на которые мы потратили, честно соблюдая установленные скоростные режимы,  3 часа (без учета остановок) и 21 литр бензина (переднеприводной VW Tiguan с мотором 1,4 TSI мощность 122 л.с. и 6-ступенчатой МКПП).



В следующий раз мы проедем по трассе М5 Минск - Гомель. Уважаемые пользователи, если вы часто ездите по этой дороге и готовы показать ее нам, - пишите на auto@tutby.com, поедем вместе!

 

 

 

 

AUTO.TUT.BY благодарит импортера Volkswagen в Беларуси Атлант-М Фарцойгхандель за помощь в организации поездки.

 

Нужные услуги в нужный момент
-56%
-20%
-10%
-10%
-10%
-15%
-40%
-20%