Дорога


/ фото: Максим Пушкин,

AUTO.TUT.BY проехал 350 км "олимпийки" из Минска в Брест, чтобы понять, что самая протяженная, самая платная и самая известная трасса страны злит дальнобойщиков несовершенством системы оплаты, пугает водителей ненавязчивым придорожным сервисом и провоцирует гостей Беларуси на безнаказанные превышения скоростного режима. Да что скрывать - не только их.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Выезжаем на М1 через развязку с трассой М4 Минск - Могилев. Воспоминания о поездке по ней еще свежи, будет с чем сравнить. До Бреста - около 350 км.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Скорость: 120 для легковой - ни о чем. Но больше безнаказанно едут лишь россияне

М1 провоцирует. Идеальное покрытие, отличная видимость в направлении движения на протяжении всей трассы - и уже через час пути кажется, что ты не летишь со скоростью, вдвое превышающей привычную городскую, а еле тянешься по этой прекрасной дороге.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Несколько лет назад руководство Брестского областного УВД предлагало увеличить максимально допустимую скорость для легковых автомобилей на некоторых участках трассы М1 со 120 до 140 км/ч. И даже ходатайствовало об этом перед МВД, рассказывали нам в ГАИ Бреста. Такая инициатива была продиктована обращениями водителей, а также тем, что - чего греха таить! - несмотря на ограничения, большинство все же едет не 120 км/ч, а как позволяют машина, дорога, погода, время суток. По мнению брестских гаишников, основная причина аварий на М1 - не скорость, а усталость водителей и "монотонность" дороги. Что же касается тяжести последствий, то на деле гораздо опаснее увеличивать городскую скорость с 50 до 60 км/ч - риск травмирования и гибели резко возрастает, - нежели загородную со 120 до 140-150 км/ч: как ни печально, в серьезных авариях в обоих случаях шансов нет.

Объективно большинство водителей едут быстрее, чем разрешено знаками. Мы - не исключение. Сдерживают лишь камеры. Их на М1 слишком много - так кажется на дороге.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
С сайта СЗАО "Безопасные дороги Беларуси"
С сайта СЗАО "Безопасные дороги Беларуси"

Сайт компании-владельца комплексов фотофиксации убеждает нас, что на пути следования AUTO.TUT.BY - 10 камер (7 из них ловят на 120 км/ч, по одной - на 110, 60 и 50 км/ч). По дороге мы насчитали 16 предупреждающих знаков и смогли обнаружить только 8 стационарных комплексов. Или мы плохо искали, или их хорошо прячут - чего по логике системы быть не должно, или в момент нашего проезда их там действительно не было. "Лишние" знаки - это не "обманка", направленная на профилактику нарушений: их, похоже, стационарно установили в местах, где иногда работают мобильные камеры. С точки зрения водителя-обывателя очень нелогично: дорожные знаки должны вызывать доверие, иначе мы попросту перестанем обращать на них внимание. 

Вызывает раздражение и само расположение камер относительно знаков: одна стоит через 100 метров, другая - через 2 км, третьей нет вообще. Если допустить, что камеры на М1 работают с профилактической целью - увидел знак, сбросил скорость, безопасно проехал "через камеру" на участке концентрации ДТП - будьте добры поставить все и везде разумно и одинаково. Иначе к концу пути стандартный водитель уже перестает обращать внимание на знаки (потому что понял - знак не равно камера) и начинает, отвлекаясь от дороги, рассматривать, не притаилась ли между разделительными ограждениями, собственно, система фотофиксации: "стреляет"-то она сзади, вполне можно успеть сбросить скорость непосредственно перед ней.

В общем, разочаровались мы в "профилактическом влиянии системы фотофиксации на уровень аварийности" - не профилактика, а тренировка наблюдательности и скорости нажатия на педаль тормоза. Не уверены, что сумели соответствовать - ждем "писем счастья". Но не меньше нас, белорусов-нарушителей, на тот самый "уровень аварийности" влияют гости наших дорог: россияне по М1 не ездят - летают. Потому что удобно, быстро и безнаказанно - им "писем счастья" не пришлют и на границе, которой нет, штраф не взыщут.

Удивила организация движения на скоростной дороге - ограждения, разделяющие встречные потоки, встречаются на редких участках трассы. В основном направления разделены газоном, на отрезке за населенным пунктом Хутор - широкой бетонной полосой (она предусмотрена для посадки самолетов). Опасно - на таких трассах лобовые столкновения должны быть исключены конструктивными мерами.

Да, сетки от животных не видели - хотя трасса окружена лесами. 

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
"SOS-короба" стоят на всем протяжении трассы

Зато ремонтные работы на этой трассе обозначают качественно - ярко, крупно и заранее. Причем касается это как "точечного" ямочного ремонта, так и крупных объектов: сейчас движение на участке М1 ограничено из-за строительства автомобильной дороги Барановичи - Ляховичи.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

"Бардак" на дороге и "стратегический" туалет

На заправке "Белоруснефть", где мы остановились купить воды и посетить туалет, небольшая очередь из перевозчиков - здесь расположен дистрибуционный пункт оператора электронной системы взимания оплаты за проезд BelToll.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Люди приезжают сюда из Минска - на трассе можно получить бортовое устройство всего... за несколько часов. На невозможность "нормально ездить" нам сразу начали жаловаться не только водители большегрузов, но и иностранные владельцы легковушек. 

Раньше трасса М1 была единственной платной дорогой страны и ежегодно приносила в бюджет в среднем 70 млн долларов. На ней были установлены 4 пункта ручного взимания платы за проезд: в Федьковичах, Колосово, Крупках и Редьках. Эти пункты, кстати, не демонтированы и сейчас, когда на М1 уже почти месяц действует электронная система взимания оплаты.
 
Фото: Максим Пушкин, TUT.BY Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

У большинства порталов на трассе - палатки сторожей: из-за сложностей с отводом сельскохозяйственных земель не к каждой "рамке" можно было подвести коммуникации, поэтому некоторые работают от дизельных генераторов. А их, к сожалению, местные жители повадились... воровать. Так в системе BelToll появились "хранители генераторов".

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Этот литовец давно работает в нашей стране. По М1 ездит "уже миллион лет" и недоумевает, зачем мы "все так усложнили".

- Нормально и руками оплату собирали! Нет же, "сделали Европу", а работать как в Европе не научились! Литва - тоже Европа, и дороги у нас лучше, а платной нет ни одной. Я понимаю, закон, платить мне надо, да и дорога правда хорошая - не жалко заплатить, но сил нет с этими приборами (имеется в виду получение бортовых устройств для оплаты проезда. - Ред.) Я сюда приехал из Минска - там на Промышленной (пункте обслуживания клиентов в столице. - Ред.) очередь под две тысячи человек. Пока приехал - на пару штрафов уже попал под воротами этими. Ай, что говорить: дорога ваша хорошая, лучше многих других белорусских, но такой вы на ней бардак развели!..

- О трассе пишете? Ну-ну... Лучше бы о том, что около трассы! Кафешки ваши, туалеты - ну прямо позор, - наперебой жаловались российские дальнобойщики.

"Туалет!" - вспомнили мы и направились к весьма приличному снаружи биотуалету. 

- Девушка, вы не ходите, там не очень, - предупреждали мужчины. Нам же казалось, что биотуалет испортить нельзя. Ошиблись - запах сбивает с ног, чистотой кабинка похвастаться не может.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

- А что это вы тут фотографируете? А вы знаете, что это - стратегический объект?! - выбежала к нам испуганная сотрудница заправки. Не удержались, чтобы не поинтересоваться, с каких пор в нашей стране придорожные туалеты стали "стратегическими объектами" и почему тогда их, несмотря на громкий статус, не содержат хотя бы в элементарной чистоте. Ответа не получили.

"Чисто там, где не сорят": на стоянках дальнобойщики моют посуду, а местные жители - распивают спиртное

По пути отмечаем: мест для отдыха достаточно, организованные стоянки едва ли не через каждые 20 км пути. Разные - от огромных комплексов до пары деревянных беседок, - но размять ноги в безопасной близости от трассы есть где. 

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

На одной из довольно крупных стоянок останавливаемся. Довольно уютно и очень чисто. Правда, у огромного контейнера для отходов все равно что-то валяется: кто-то чуть-чуть не донес жестяную банку от пива и обертку до мусорки.

Рядом с нами дальнобойщик Игорь из Смоленска моет посуду.

Отличные у вас дороги, не то что наши, российские. И ехать приятно, и остановиться. Да хоть в туалет нормально сходить можно.

Высказываем сомнение - не везде, к сожалению, это можно назвать "нормально". 

Это вы "балованы"! - смеется Игорь. - На многих наших дорогах не то что чистого туалета не найдешь - просто незаср... не при дамах будет сказано -  незагаженный кусок леса ищешь. Так что не жалуйтесь, у вас порядок!

"Непорядок" же у нас, по мнению Игоря, все с тем же BelToll:

- Нормально ехал, все было оплачено - а оно не работает! Пришли на фирму штрафы - ко мне-то контора претензий не имеет, а на ваши дороги сильно ругались. Если не научатся нормально работать - взбунтуются перевозчики.

Туалеты на трассе разные: от благоустроенных на заправках - ну и что, если без туалетной бумаги и жидкого мыла, зато с видеонаблюдением! - до откровенно неприятных "дыр".

Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

На следующей стоянке - очевидные следы недавней попойки. Дальнобойщики, курящие у рядом припаркованных фур, смеются: "Да на всех стоянках местные пьют - им тут хорошо. Думаете, так прямо чистенько за собой убрали? Да конечно! С соседней заправки женщина только что бутылки складывала - их ругают, если рядом грязь, вот и приходится за всеми убирать".

Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Придорожные кафе: от пельменей со сметаной за 14 тысяч до стейка из мраморной говядины - за 100

- Поесть вкусно? На трассе? Не советую! - как отрезал местный житель, к которому мы обратились за советом на стоянке под Ивацевичами. - Лучше в город крутанитесь.

...Покушать, что называется, без претензий мы на трассе пробовали несколько раз. Забегая чуть вперед, скажем сразу - так и не поели. Кстати, обратили внимание, что на противоположной стороне дороги - в направлении "на Минск" - кафе встречались чаще и выглядели... солиднее, что ли. Но перейти М1 мы не рискнули даже ради еды.

Останавливались часто. Что-то было закрыто - об этом мы узнавали лишь уткнувшись в запертую дверь, где-то не внушал доверия ассортимент - мы были не настолько голодны, чтобы есть заветренные бутерброды и смажни, невесть сколько пролежавшие в стеклянной витрине в 30-градусную жару. В некоторых заведениях отпугивал мрачный интерьер и неприветливость персонала, которому появление нашей голодной компании откровенно мешало досмотреть сериал. 

Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

Остановились у кафе, которое подкупило множеством фур и легковушек на стоянке - "Если здесь есть люди, значит, кормить должны неплохо!" - и широким ассортиментом горячих блюд: от пельменей - "Ну конечно, магазинные, не сами же лепим!" - за 14-16 тысяч за порцию в зависимости от соуса до стейка из мраморной говядины - 120 г мяса за 100 тысяч. Последнего, правда, в наличии не оказалось. Но и пельменей поесть не удалось: полусонная официантка печально обслуживала бурно выпивавшую за соседним столиком компанию и принять заказ у нас за полчаса так и не удосужилась. Обиделись и уехали голодными.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY Фото: Максим Пушкин, TUT.BY Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

На заправке купили шоколадку. Обратили внимание, что ассортимент съестного беднее, нежели пива. Зато в продаже везде есть "сувенирка" к ЧМ-2014. Недешевая, однако.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

Граница областей - Минской и Брестской. И всем известный зубр - огромная скульптура на въезде в брестский регион.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Чем ближе к областному центру - тем сложнее ехать: множество населенных пунктов, ограничения скорости до 50-60 км/ч, везде камеры. Экипаж ГАИ нам по пути встретился лишь единожды - в поселке Ленинский.

...Вот мы и в Бресте - голодные и уставшие. На дорогу от Минска AUTO.TUT.BY потратил 2 часа 55 минут (без учета остановок) и почти половину бака нашего VW Passat 1.8 TSI - 30 литров АИ-95.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

В следующий раз мы проедем по трассе М3 Минск - Витебск. Уважаемые пользователи, если вы часто ездите по этой дороге и готовы показать ее нам - пишите на auto@tutby.com, поедем вместе!

AUTO.TUT.BY благодарит первый домашний автоцентр "Атлант-М на Машиностроителей" за помощь в организации поездки.
Нужные услуги в нужный момент
-11%
-12%
-40%
-20%
-20%
-10%
-50%
-20%
-15%
-50%