Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «В 115 ответили: «Ну вы же взрослые, сами решите». Как жила минская Малиновка без отопления и горячей воды
  2. «„Перевернуть страницу“ нельзя, психика так не работает». Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  3. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  4. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
  5. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  6. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  7. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  8. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  9. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  10. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  11. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что должно заметно подорожать
  12. Штрафы за участие в акциях протеста скоро вырастут до 100 базовых. Что изменится с новым КоАП?
  13. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  14. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  15. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  16. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  17. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  18. 3 года «химии» получил минчанин, который выкатил камень на дорогу во время акции протеста
  19. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  20. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  21. Бывший студент БНТУ подал иск, чтобы отменить свое отчисление. Вот что решил суд
  22. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  23. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  24. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  25. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  26. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  27. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  28. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  29. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  30. Бывшему милиционеру дали 2 года «химии» — за оскорбление оперативника


/ фото: Максим Пушкин,

AUTO.TUT.BY проехал 350 км "олимпийки" из Минска в Брест, чтобы понять, что самая протяженная, самая платная и самая известная трасса страны злит дальнобойщиков несовершенством системы оплаты, пугает водителей ненавязчивым придорожным сервисом и провоцирует гостей Беларуси на безнаказанные превышения скоростного режима. Да что скрывать - не только их.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Выезжаем на М1 через развязку с трассой М4 Минск - Могилев. Воспоминания о поездке по ней еще свежи, будет с чем сравнить. До Бреста - около 350 км.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Скорость: 120 для легковой - ни о чем. Но больше безнаказанно едут лишь россияне

М1 провоцирует. Идеальное покрытие, отличная видимость в направлении движения на протяжении всей трассы - и уже через час пути кажется, что ты не летишь со скоростью, вдвое превышающей привычную городскую, а еле тянешься по этой прекрасной дороге.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Несколько лет назад руководство Брестского областного УВД предлагало увеличить максимально допустимую скорость для легковых автомобилей на некоторых участках трассы М1 со 120 до 140 км/ч. И даже ходатайствовало об этом перед МВД, рассказывали нам в ГАИ Бреста. Такая инициатива была продиктована обращениями водителей, а также тем, что - чего греха таить! - несмотря на ограничения, большинство все же едет не 120 км/ч, а как позволяют машина, дорога, погода, время суток. По мнению брестских гаишников, основная причина аварий на М1 - не скорость, а усталость водителей и "монотонность" дороги. Что же касается тяжести последствий, то на деле гораздо опаснее увеличивать городскую скорость с 50 до 60 км/ч - риск травмирования и гибели резко возрастает, - нежели загородную со 120 до 140-150 км/ч: как ни печально, в серьезных авариях в обоих случаях шансов нет.

Объективно большинство водителей едут быстрее, чем разрешено знаками. Мы - не исключение. Сдерживают лишь камеры. Их на М1 слишком много - так кажется на дороге.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
С сайта СЗАО "Безопасные дороги Беларуси"
С сайта СЗАО "Безопасные дороги Беларуси"

Сайт компании-владельца комплексов фотофиксации убеждает нас, что на пути следования AUTO.TUT.BY - 10 камер (7 из них ловят на 120 км/ч, по одной - на 110, 60 и 50 км/ч). По дороге мы насчитали 16 предупреждающих знаков и смогли обнаружить только 8 стационарных комплексов. Или мы плохо искали, или их хорошо прячут - чего по логике системы быть не должно, или в момент нашего проезда их там действительно не было. "Лишние" знаки - это не "обманка", направленная на профилактику нарушений: их, похоже, стационарно установили в местах, где иногда работают мобильные камеры. С точки зрения водителя-обывателя очень нелогично: дорожные знаки должны вызывать доверие, иначе мы попросту перестанем обращать на них внимание. 

Вызывает раздражение и само расположение камер относительно знаков: одна стоит через 100 метров, другая - через 2 км, третьей нет вообще. Если допустить, что камеры на М1 работают с профилактической целью - увидел знак, сбросил скорость, безопасно проехал "через камеру" на участке концентрации ДТП - будьте добры поставить все и везде разумно и одинаково. Иначе к концу пути стандартный водитель уже перестает обращать внимание на знаки (потому что понял - знак не равно камера) и начинает, отвлекаясь от дороги, рассматривать, не притаилась ли между разделительными ограждениями, собственно, система фотофиксации: "стреляет"-то она сзади, вполне можно успеть сбросить скорость непосредственно перед ней.

В общем, разочаровались мы в "профилактическом влиянии системы фотофиксации на уровень аварийности" - не профилактика, а тренировка наблюдательности и скорости нажатия на педаль тормоза. Не уверены, что сумели соответствовать - ждем "писем счастья". Но не меньше нас, белорусов-нарушителей, на тот самый "уровень аварийности" влияют гости наших дорог: россияне по М1 не ездят - летают. Потому что удобно, быстро и безнаказанно - им "писем счастья" не пришлют и на границе, которой нет, штраф не взыщут.

Удивила организация движения на скоростной дороге - ограждения, разделяющие встречные потоки, встречаются на редких участках трассы. В основном направления разделены газоном, на отрезке за населенным пунктом Хутор - широкой бетонной полосой (она предусмотрена для посадки самолетов). Опасно - на таких трассах лобовые столкновения должны быть исключены конструктивными мерами.

Да, сетки от животных не видели - хотя трасса окружена лесами. 

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
"SOS-короба" стоят на всем протяжении трассы

Зато ремонтные работы на этой трассе обозначают качественно - ярко, крупно и заранее. Причем касается это как "точечного" ямочного ремонта, так и крупных объектов: сейчас движение на участке М1 ограничено из-за строительства автомобильной дороги Барановичи - Ляховичи.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

"Бардак" на дороге и "стратегический" туалет

На заправке "Белоруснефть", где мы остановились купить воды и посетить туалет, небольшая очередь из перевозчиков - здесь расположен дистрибуционный пункт оператора электронной системы взимания оплаты за проезд BelToll.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Люди приезжают сюда из Минска - на трассе можно получить бортовое устройство всего... за несколько часов. На невозможность "нормально ездить" нам сразу начали жаловаться не только водители большегрузов, но и иностранные владельцы легковушек. 

Раньше трасса М1 была единственной платной дорогой страны и ежегодно приносила в бюджет в среднем 70 млн долларов. На ней были установлены 4 пункта ручного взимания платы за проезд: в Федьковичах, Колосово, Крупках и Редьках. Эти пункты, кстати, не демонтированы и сейчас, когда на М1 уже почти месяц действует электронная система взимания оплаты.
 
Фото: Максим Пушкин, TUT.BY Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

У большинства порталов на трассе - палатки сторожей: из-за сложностей с отводом сельскохозяйственных земель не к каждой "рамке" можно было подвести коммуникации, поэтому некоторые работают от дизельных генераторов. А их, к сожалению, местные жители повадились... воровать. Так в системе BelToll появились "хранители генераторов".

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Этот литовец давно работает в нашей стране. По М1 ездит "уже миллион лет" и недоумевает, зачем мы "все так усложнили".

- Нормально и руками оплату собирали! Нет же, "сделали Европу", а работать как в Европе не научились! Литва - тоже Европа, и дороги у нас лучше, а платной нет ни одной. Я понимаю, закон, платить мне надо, да и дорога правда хорошая - не жалко заплатить, но сил нет с этими приборами (имеется в виду получение бортовых устройств для оплаты проезда. - Ред.) Я сюда приехал из Минска - там на Промышленной (пункте обслуживания клиентов в столице. - Ред.) очередь под две тысячи человек. Пока приехал - на пару штрафов уже попал под воротами этими. Ай, что говорить: дорога ваша хорошая, лучше многих других белорусских, но такой вы на ней бардак развели!..

- О трассе пишете? Ну-ну... Лучше бы о том, что около трассы! Кафешки ваши, туалеты - ну прямо позор, - наперебой жаловались российские дальнобойщики.

"Туалет!" - вспомнили мы и направились к весьма приличному снаружи биотуалету. 

- Девушка, вы не ходите, там не очень, - предупреждали мужчины. Нам же казалось, что биотуалет испортить нельзя. Ошиблись - запах сбивает с ног, чистотой кабинка похвастаться не может.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

- А что это вы тут фотографируете? А вы знаете, что это - стратегический объект?! - выбежала к нам испуганная сотрудница заправки. Не удержались, чтобы не поинтересоваться, с каких пор в нашей стране придорожные туалеты стали "стратегическими объектами" и почему тогда их, несмотря на громкий статус, не содержат хотя бы в элементарной чистоте. Ответа не получили.

"Чисто там, где не сорят": на стоянках дальнобойщики моют посуду, а местные жители - распивают спиртное

По пути отмечаем: мест для отдыха достаточно, организованные стоянки едва ли не через каждые 20 км пути. Разные - от огромных комплексов до пары деревянных беседок, - но размять ноги в безопасной близости от трассы есть где. 

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

На одной из довольно крупных стоянок останавливаемся. Довольно уютно и очень чисто. Правда, у огромного контейнера для отходов все равно что-то валяется: кто-то чуть-чуть не донес жестяную банку от пива и обертку до мусорки.

Рядом с нами дальнобойщик Игорь из Смоленска моет посуду.

Отличные у вас дороги, не то что наши, российские. И ехать приятно, и остановиться. Да хоть в туалет нормально сходить можно.

Высказываем сомнение - не везде, к сожалению, это можно назвать "нормально". 

Это вы "балованы"! - смеется Игорь. - На многих наших дорогах не то что чистого туалета не найдешь - просто незаср... не при дамах будет сказано -  незагаженный кусок леса ищешь. Так что не жалуйтесь, у вас порядок!

"Непорядок" же у нас, по мнению Игоря, все с тем же BelToll:

- Нормально ехал, все было оплачено - а оно не работает! Пришли на фирму штрафы - ко мне-то контора претензий не имеет, а на ваши дороги сильно ругались. Если не научатся нормально работать - взбунтуются перевозчики.

Туалеты на трассе разные: от благоустроенных на заправках - ну и что, если без туалетной бумаги и жидкого мыла, зато с видеонаблюдением! - до откровенно неприятных "дыр".

Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

На следующей стоянке - очевидные следы недавней попойки. Дальнобойщики, курящие у рядом припаркованных фур, смеются: "Да на всех стоянках местные пьют - им тут хорошо. Думаете, так прямо чистенько за собой убрали? Да конечно! С соседней заправки женщина только что бутылки складывала - их ругают, если рядом грязь, вот и приходится за всеми убирать".

Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Придорожные кафе: от пельменей со сметаной за 14 тысяч до стейка из мраморной говядины - за 100

- Поесть вкусно? На трассе? Не советую! - как отрезал местный житель, к которому мы обратились за советом на стоянке под Ивацевичами. - Лучше в город крутанитесь.

...Покушать, что называется, без претензий мы на трассе пробовали несколько раз. Забегая чуть вперед, скажем сразу - так и не поели. Кстати, обратили внимание, что на противоположной стороне дороги - в направлении "на Минск" - кафе встречались чаще и выглядели... солиднее, что ли. Но перейти М1 мы не рискнули даже ради еды.

Останавливались часто. Что-то было закрыто - об этом мы узнавали лишь уткнувшись в запертую дверь, где-то не внушал доверия ассортимент - мы были не настолько голодны, чтобы есть заветренные бутерброды и смажни, невесть сколько пролежавшие в стеклянной витрине в 30-градусную жару. В некоторых заведениях отпугивал мрачный интерьер и неприветливость персонала, которому появление нашей голодной компании откровенно мешало досмотреть сериал. 

Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

Остановились у кафе, которое подкупило множеством фур и легковушек на стоянке - "Если здесь есть люди, значит, кормить должны неплохо!" - и широким ассортиментом горячих блюд: от пельменей - "Ну конечно, магазинные, не сами же лепим!" - за 14-16 тысяч за порцию в зависимости от соуса до стейка из мраморной говядины - 120 г мяса за 100 тысяч. Последнего, правда, в наличии не оказалось. Но и пельменей поесть не удалось: полусонная официантка печально обслуживала бурно выпивавшую за соседним столиком компанию и принять заказ у нас за полчаса так и не удосужилась. Обиделись и уехали голодными.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY Фото: Максим Пушкин, TUT.BY Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

На заправке купили шоколадку. Обратили внимание, что ассортимент съестного беднее, нежели пива. Зато в продаже везде есть "сувенирка" к ЧМ-2014. Недешевая, однако.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BYФото: Максим Пушкин, TUT.BY

Граница областей - Минской и Брестской. И всем известный зубр - огромная скульптура на въезде в брестский регион.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

Чем ближе к областному центру - тем сложнее ехать: множество населенных пунктов, ограничения скорости до 50-60 км/ч, везде камеры. Экипаж ГАИ нам по пути встретился лишь единожды - в поселке Ленинский.

...Вот мы и в Бресте - голодные и уставшие. На дорогу от Минска AUTO.TUT.BY потратил 2 часа 55 минут (без учета остановок) и почти половину бака нашего VW Passat 1.8 TSI - 30 литров АИ-95.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

В следующий раз мы проедем по трассе М3 Минск - Витебск. Уважаемые пользователи, если вы часто ездите по этой дороге и готовы показать ее нам - пишите на auto@tutby.com, поедем вместе!

AUTO.TUT.BY благодарит первый домашний автоцентр "Атлант-М на Машиностроителей" за помощь в организации поездки.
-20%
-17%
-40%
-10%
-12%
-20%
-15%
-15%
-20%
-40%
-20%
-30%