• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Дорога


Америка - страна для людей и для их машин. Блогер Александр Беленький проехал по американским дорогам двадцать тысяч километров за рулем, и ни одного километра не испытывал стресса или напряжения, напротив - получал от вождения машины настоящий кайф. Фотографии для этого рассказа он делал два месяца. Они из самых разных городов, штатов, но так будет даже интереснее. Он расскажет о том, как устроены американские дороги и правила дорожного движения.



Начнем с городов. Здешняя уличная навигация - отличный пример того, как можно ездить по незнакомому городу и не заблудиться. Когда американцы объясняют дорогу, они не рисуют планы карандашом на коленке, им достаточно просто перечислить нужные улицы. Дело в том, что на каждом перекрестке с двух сторон будут такие таблички, указывающие улицу, по которой вы едете, и пересекающую ее. К тому же, очень легко назначать встречи: на углу Бродвея и Гратьот-стрит. Что может быть проще? 



На любом перекрестке очень много светофоров. И их всегда видно. Иногда светофоры вешают прямо по центру перекрестка на стальных тросах, иногда делают такие выносные палки. 



Желтые светофоры - отличительная особенность штата Мичиган. А в Луизиане они, например, зеленые. Не стоит пугаться, если перед вами светофор не с тремя, а с четырьмя, пятью и более секциями. В "лишних" окошках всего лишь прячутся стрелки поворота. У нас делают выносные секции, у них все в одном светофоре.



Сами же правила дорожного движения здесь настолько простые, что они понятны и ребенку. Дорожных знаков в привычном нам понимании в Америке нет: наверное, есть всего десяток пиктограмм, как правило, обозначающих направление движения. Большинство знаков - это обычные белые таблички с черными буквами, объясняющими, что здесь можно делать или что нельзя. "Машины в правой полосе должны повернуть направо" - это же гениально. Английский язык очень простой и лаконичный, все знаки читаются на любой скорости.



Знак "Стоп" одинаковый во всем мире. Его встречают на нерегулируемых перекрестках, и обычно снабжают дополнительной небольшой табличкой снизу, где написано "All way" или "4-way". Это обозначает, что вы должны остановиться перед выездом на перекресток, а если там уже стоят другие машины, приоритет у того, кто приехал раньше. Это работает идеально, потому что водители, как правило, вежливые и дисциплинированные. Нет, не у кого машина круче, а действительно - кто первый приехал на перекресток со знаком "Стоп", тот первый с него и уедет! 



С парковкой здесь строго, но знаки четко предписывают, как можно парковаться конкретно в этом месте. Нарушать правила парковки намного дороже, чем встать на платную или поискать другое место. Иногда на предупреждающих знаках также пишут и сумму штрафа, которую придется выложить за нарушение. Здесь, например, нельзя парковаться "елочкой".



Стоит ли говорить о том, что в местах, где парковка запрещена, никто и не паркуется?



Там, где парковка не запрещена - она разрешена. Но, конечно, нельзя ставить машину на перекрестке, на тротуаре даже одним колесом, нельзя мешать своим автомобилем другим участникам движения. А еще посмотрите на то, как сделаны американские знаки. Они держатся на болтах, и если нужно повесить другой знак или поместить временный, он просто прикручивается к тому же столбу чуть ниже.



В больших городах все парковки вдоль улиц платные (за исключением жилых зон). Оплатить стоянку можно в таком автомате. Почти все принимают банковские карты, хотя сохранились еще старые паркометры, где нужно засовывать монету и будут тикать часы. Оплачиваете нужное вам время, берете билетик и кладете его под стекло машины так, чтобы его было видно.



По улицам постоянно ездит парковочный патруль и следит за тем, чтобы все было в порядке. Если у вас нет талончика или время серьезно просрочено, под стекло вам положат квитанцию штрафа. Сумма будет намного больше, чем несколько долларов за легальную стоянку.



Америка - страна больших машин, и для небольших авто здесь есть привилегии. Например, специальные, более удобно расположенные места для "компакт-каров".



А еще американцы не стесняются строить дороги в несколько уровней, это здорово помогает разгрузить города от пробок.



Король дороги - вовсе не джигит на черном джипе, а пешеход. Хоть его и называют здесь обидным для русского словом "педастриан", а приоритет отдается именно пешеходу. Переходы всегда очень хорошо видно. Но классические "зебры" встречаются не всегда. В городах переходы расположены на каждом светофоре: зебры там нет, но обычно стоят знаки или пешеходные светофоры.



Нужно перейти дорогу - жмякни по кнопке и подожди минуту: машины остановятся.



Напоминание, куда смотреть при переходе дороги.



Посмотрите налево, затем направо, когда переходите дорогу. Для того, чтобы быть более заметным на переходе, возьмите с собой оранжевый флаг.



Такие флажки я встретил в городе Солт-Лейк-Сити на нерегулируемых светофорами переходах. Это очень удобно, как мне кажется.



Американцы ответственно относятся к собственной безопасности, поэтому пользуются флажками при переходе дороги, раз так для них придумали. Флажки никто не ворует.



Иногда улицы полностью перекрывают для капитального ремонта. Оранжевые таблички всегда укажут путь объезда.



О неровностях на дорогах тоже предупреждают отдельным, хорошо видным знаком.



Во всех городах есть велодорожки. Велосипедисты - равноправные участники движения.



Велосипедисты - не пешеходы. Они управляют транспортом, который может быть опасен для пеших граждан. Поэтому им нельзя ездить по тротуарам, проще выделить отдельную полосу на дороге.



Скоростные магистрали идут прямо через города. Они расположены либо над либо под городскими дорогами. Здесь нет никаких кольцевых типа МКАД, но хайвеи пересекаются между собой, с их помощью можно добраться до нужной части города очень быстро или выехать за город.



Такие хайвеи заменили американцам железную дорогу. Они бывают двух типов: локальные дороги и федеральные. Первые - это просто трассы из точки А в точку Б в пределах одного штата. Их ремонтом занимаются местные власти. А знаменитые интерстейты - это магистрали, пересекающие несколько штатов, они всегда содержатся в идеальном состоянии, за ними следит федеральное правительство.



Бывают и пробки, которые здесь называют "трафиком". Чаще всего заторы встречаются именно на скоростных трассах вблизи городов в часы пик. Меня пугали страшными пробками Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Нью-Йорка. Я в них тоже постоял, и хочу сказать, что все их жуткие пробки - это детский лепет по сравнению с тем, что творится в Москве. Здесь самая серьезная пробка, когда ты едешь со скоростью 10-20 километров в час, но ты все равно едешь. Трафики получаются, когда на дороге слишком много машин, но глобального "стояка" не случается потому, что никто не мечется из ряда в ряд, не пытается обогнать по обочине, а уважительно относится к соседям по потоку, понимая, что у всех дела и все спешат.



Указатели направления движения на магистралях такие же удобные, как и в городах. Указывают на стороны света. Почти в каждой машине есть встроенный компас. Это указатель для интерстейта.



А это указатель для региональных дорог в центре небольшого городка в Южной Дакоте. В других штатах то же самое.



И вот мы с вами выбрались на оперативный простор, прочь города! Теперь речь пойдет об асфальтобетонных нитях, сковавших большой паутиной Соединенные Штаты Америки.



Хайвей - это обычно две полосы в одном направлении. Они расширяются только на подъезде к большим городам, но двух полос хватает для того, чтобы на загородных магистралях не случались пробки. Все движутся по правой полосе, используя для обгона левую. Дороги разных направлений отделены либо отбойником, либо чаще полосой с газоном. Не знаю, кто подстригает траву здесь, но я не встречал зарослей на хайвеях. 



В чем главный секрет скоростных дорог? Отсутствие пересечений с другими. Все съезды и развороты - через мосты, расположенные перпендикулярно. 



Развязки-"бабочки" (или - "клеверные листья"), которые продолжают строить с непонятным мне упорством, в США не строят уже лет тридцать, они совершенно неэффективны, машины только мешают друг другу. Да, здесь тоже почти все съезды с трассы - из правого ряда. Но вот дальше по-другому.



Так выглядит типичная развязка американского хайвея. Понимаете, кто куда движется, и насколько это удобно? Почему так нельзя строить у нас?



Эти дороги исполняют низменные человеческие желания еды, туалета и кровати. Здесь невозможно описаться, нельзя остаться голодным и нереально ночевать в машине на обочине. Как только тебе хочется чего-то, через несколько километров (или пару десятков) обязательно появятся такие синие щиты справа от дороги. 



Такие "сервисные" съезды - это целые оазисы посреди пустыни. Можно покушать, заправиться, переночевать. Здесь царит конкуренция, поэтому кроме "Макдональдса", вы обязательно найдете и другие сетевые фаст-фуды: "Бургер Кинг", "Венди'с", китайский "Панда Экспресс" или мексиканский "Тако Белл".



Постоянно встречаются зоны отдыха. Здесь можно получить информацию для туристов: буклеты, карты, скидки на отели и еду.



Зоны отдыха очень разные, бывают с теми же сетевыми ресторанами, бывают просто с уборными с автоматами с газировкой/шоколадом.



Пописать у обочины, на колесо машины - это не про Америку. Найти туалет в любом месте, даже в пустыне, а уж тем более на трассе - плевое дело. Я даже не боялся ходить туда, потому что всегда есть туалетная бумага (ее не воруют и не разматывают по комнате), а также специальные целлофановые накладки на стульчак. Туалеты очень чистые!



Заправки - это тоже шедевр звериного оскала капитализма. Чтобы просто залить бензин, не нужно идти к кассе, все оплачивается здесь же, возле машины, через терминал, который, конечно же, принимает банковские карты. Два типа топлива, как и у нас: бензин и дизель. Октановое число у американского бензина совсем не такое, как у нас: 87, 89 и 93. Но здесь смело можно покупать самый дешевый, что я и делал. Стоимость бензина, что удивительно, точно такая же, как в России. Она разная от штата к штату, от 3,5 доллара за галлон (3,8 литра) до 5,5. Но в среднем, если округлить, как раз получается доллар за литр. 



На хайвеях встречается много рекламы. Щиты огромные, иногда навязчивые. Прямо завлекают и зовут! 



Одна пивоваренная компания где-то закупила десяток старых пожарных машин и поставила их вдоль дороги в штате Южная Дакота. Мне встретилось как раз около десяти их рекламных щитов, и возле каждого стояла такая машина.



Никогда - слышите, никогда! - вы не встретите на хайвее гаишника с радаром под кустом. Растительность вблизи самой дороги тоже отсутствует, для безопасности. Полиция на дорогах, конечно же, есть, особенно на скоростных. Называется Highway Patrol. Это единственная служба, чем-то похожая на наших гаишников: они занимаются только патрулированием автодорог. Любой другой полицейский Америки имеет в машине радар, с помощью которого он также может контролировать скорость и штрафовать нарушителей ПДД, не важно, какую должность он имеет. Увидел правонарушение - пресек. Сами же дорожные полицейские встречаются на трассах нечасто, но они имеют специальные станции базирования, откуда добираются по вызову на место происшествия за считанные секунды. Эти ребята - настоящие профессионалы, самые лучшие водители в стране! Когда они торопятся на происшествие, они носятся со скоростью больше 200 километров в час, при этом никогда не попадают в аварии и не мешают другим участникам движения. На дорогах они не каратели, и они идут работать сюда не чтобы заработать денег, а чтобы помочь людям, если им нужна помощь. Если машина заглохла или пробило колесо, они приедут и помогут вызвать техпомощь из ближайшего города. Если кончился бензин - привезут его. Правда, с оговоркой: в некоторых штатах отсутствие бензина в баке - это нарушение. Водитель должен держать уровень топлива на контроле. Поэтому полицейские сначала привезут бензин, а потом выпишут штраф. И так во всем: сначала служить и защищать, а уж только потом наказывать.



Платные дороги встречаются больше на востоке страны. Удивительная особенность американской платной дороги: можно заплатить только наличными. Никаких банковских карт. Это очень странно для такой повсеместно использующей пластик страны. Есть еще вариант безнала, но это только для постоянных клиентов: покупается коробочка, которая по радиосигналу передает информацию о машине, а в конце месяца выставляется счет. Но такие устройства уникальные для каждого оператора дороги, а компаний там очень много.



Во Флориде же идиотизм платных дорог достигает апогея. Это, пожалуй, единственное доказательство того, что на американских дорогах тоже встречаются мудаки. На небольших выездах с автобана можно заплатить либо через эту самую радиоточку FasTrack, либо кинуть в специальный ящик монеты, ровно столько, сколько нужно. Сделали это, чтобы не нанимать тетушку-негритянку, поскольку поток машин на этих съездах невелик. Ну так вот, а если у меня нет нужного количества монет? А если только купюры? В итоге, я еле наскреб монеток на 75 центов, включая пятицентовые. Бухнул в корзину целую пригоршню и поехал (на большинстве платных трасс, кроме Нью-Йорка, шлагбаумов никаких нет). При этом зеленый свет не загорелся и я проехал на красный. Прислали ли потом штраф для машины - я не знаю.



Я могу сказать, что дороги Америки близки к идеальным, но это не значит, что асфальт там всегда новенький и без каких-либо трещин и тому подобных неприятных мелочей. Но две главные составляющие: на дороге никогда не будет никаких ям и выбоин и само полотно будет ровным. При этом дороги постоянно реконструируют, но не одни и те же каждый год, конечно. Ремонт трассы здесь - это яркое и красочное шоу.



Обычно дорогу чинят, перекрывая одну из полос и немного меняя схему движения. О ремонте водитель узнает за несколько километров, будут висеть яркие рыжие знаки, на закрытой полосе стоять внушительные и заметные "столбики", которые мало кто захочет проверить на прочность. 



Конечно, на этих участках требуют снижать скорость. И все снижают. Дело в том, что в зоне проведения работ на трассах все штрафы удваиваются. Это не чья-то прихоть, а горький опыт. Слишком много дорожных рабочих погибло в стране от таких лихачей. Поэтому перед ремонтом обычно вешают знаки: "Штрафы удваиваются, за ранение рабочего штраф от 7,5 тысячи долларов, за убийство - до 15 лет тюрьмы". Прав за это лишают, как правило, пожизненно.



Иногда перекрывают и полностью обе полосы, тогда через разделительный газон строят временный съезд и машины пускают по однополосной дороге навстречу друг другу. Но это редко.



Конец ремонтных работ, можно прибавить скорость. Обычное ограничение скорости на хайвее - 120 километров в час. Да, это не Германия, где во многих случаях можно на самом деле ехать, сколько хочешь. Но даже при постоянной скорости 100 км/ч, когда нет населенных пунктов на трассе и постоянных фур на узкой дорожке, эта же скорость будет средней. Всегда можно рассчитать время прибытия.



Иногда случаются и аварии, увы. Редко, но метко. Полиция прибывает почти мгновенно и также заранее оповещает водителей о том, что впереди вынужденное снижение скорости.



А во время проведения локального ремонта в маленьких городках на перекрытых дорогах стоят вот такие дядьки (иногда тетки) и держат в руках знаки.



Вот тоннелей в Америке почти нет, даже в горных районах. Обычно предпочитают построить трассу в обход гор, но сохранить ее полноценным хайвеем. 



Так кто же ездит по этим дорогам? Автомобили здесь не менее интересны, чем сама система дорог. Увы, сейчас редко встретишь подобные раритеты. Как правило, на дальние расстояния ездят дальнобойщики и путешественники.



Путешествовать в автодоме удобно и выгодно. Почти везде можно найти не только мотели, но и специальные площадки для автодомов, здесь их называют кемперами. Кемпы берутся в аренду, сзади прицепляется личный автомобиль на жесткой сцепке, человек едет далеко-далеко, а потом сдает дом на колесах и возвращается уже налегке.



Буксирование здесь возможно только на жесткой сцепке. Обязательно, чтобы у автомобиля сзади работали стоп-сигналы. Иногда вешают огромные плакаты сзади.



Караван.



Американцы очень мобильны. Они завтра могут найти работу в другом штате и уехать туда жить, забрав все нажитое добро с собой. Для этого всего-то нужно арендовать грузовичок, это стоит совсем недорого, загрузить все в кузов, свою машину прицепить сзади - и можно ехать хоть на другой конец страны.



А иногда и целые дома перевозят.



Совсем небольшие дороги местного значения тоже в очень хорошем состоянии.



Здесь хорошо усвоили правило "Дорога - это жизнь".



Дороги без покрытия тоже есть, конечно, но их мало.



А это дорога в пустыне. Посмотрите, она ровная!



Напоследок - вот вам несколько дорожных знаков.






AUTO.TUT.BY будет продолжать публикацию рассказов блогера Александра Беленького о дорогах мира. Оставайтесь с нами - это интересно! 

Нужные услуги в нужный момент