Дорога


Фото: Змитер Лукашук,


 

 

Как "застраховать" машину от конфискации и чего ждать от ситуации на дорогах, когда страх лишиться автомобиля станет главенствующим мотивом поведения водителей, в разговоре с "Еврорадио" рассуждает создатель сайта "Стоп-ГАИ" Александр Стариченко.


Закон об изъятии автомобилей у нетрезвых водителей вступит в силу 24 октября. Согласно ему конфискации подлежат машины водителей, которых задержали нетрезвыми дважды в течение одного года. Причем - даже если автомобиль принадлежит не любителю выпить и сесть за руль.

 

 

 

"Если в каком-нибудь баре совершено преступление - давайте конфисковывать у владельца бар. У нас ведь - "независимо от формы собственности"!


- В первую очередь, закон пытается нам довести, что автомобиль необходимо рассматривать как орудие преступления. И его имеют право соответствующие органы конфисковывать, как и оружие. Но, на мой взгляд, автомобиль прежде всего не орудие преступления, а частная собственность. И не только того, кто находился за рулем, - это совместно нажитое имущество его семьи. А в случае, если конфискуют "независимо от формы собственности", то это даже не его частная собственность. На мой взгляд, то, что такая норма закона могла быть принята вопреки Конституции, - свидетельство того, что в Беларуси вообще у людей отсутствует понимание понятия "частная собственность". Давайте пойдем дальше и если в каком-нибудь баре на улице Маркса совершено преступление - конфисковывать у владельца бар. У нас ведь - "независимо от формы собственности"!

 

 

 

 

"Готов ли наш человек по своей воле расстаться со своей собственностью? Люди просто не будут останавливаться!"


- Давайте говорить честно: если останавливают второй раз нетрезвым за рулем, то это уже не водители. Это - люди, лишенные права управления автомобилем за нетрезвое управление или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования не более чем 12 месяцев назад. У них уже забрали права и они водителями считаться не могут. А если снова сел конкретно нетрезвым за руль, да еще и без прав, то это уже твои проблемы. Давайте лучше поговорим о тех, кто сел за руль в "пограничном состоянии нетрезвости" - у кого в крови 0,3 или 0,35, или даже 0,4 промилле. Напомню, еще полтора года назад разрешены были 0,5 промилле, а сейчас - 0,3. Поговорим о тех, кто, как говорится, "после вчерашнего". По большому счету, это - люди трезвые, они способны думать. И такой человек прекрасно понимает, что любой взмах "полосатой палочкой" означает для него потерю транспортного средства. Тебя остановили, на алкотестере 0,3 и все - это уже не твоя машина. В лучшем случае - на несколько лет. И тут возникает вопрос: готов ли наш человек по своей воле расстаться со своей собственностью? Люди просто не будут останавливаться! Остановился - это на 100% уже не твое, не остановился - мизерный, но шанс есть. Мы будем свидетелями появления в интернете новых роликов с гонками за нарушителями сотрудников ГАИ.

Хотят повысить мастерство управления авто у людей таким образом? Я не против. Но напоминает какой-то цирк. Гаишники рассказывают, что у них 50 Škoda новых появилось - пусть они лучше через полгода нам расскажут о том, сколько у них инспекторов осталось!

 

 


"После второго "нарушения" будете пытаться доказать, что вы - не олень. Но машины у вас уже не будет"


- Сегодня сварганить протокол о нетрезвом состоянии можно, не выходя из вашей студии - главное иметь базу ГАИ. К примеру, вы выйдете из офиса в 17.00, все ваши коллеги это подтвердят, а вам покажут протокол, где будет написано, что в 17.01 вы, находясь на улице Карла Маркса, не подчинились законному требованию сотрудника ГАИ, отказались пройти медосвидетельствование на алкогольное или наркотическое опьянение - и все! Вы ведь сами подтвердите, что вы в это время на этой улице были. Тем более что сейчас свидетели не нужны - достаточно подписи должностного лица: "От подписи отказался". А после второго такого "нарушения" вы будете пытаться доказать, что вы - не олень. Но машины у вас уже не будет. Почему такое развитие событий не рассматриваете? Здесь даже не надо куда-то ходить - достаточно знать привычки человека и его расписание дня.

Неужели фальсификация протоколов сотрудниками ГАИ - такое распространенное явление?

- Вы всегда имеете при себе паспорт, когда гуляете пешком по городу? Преобладающее большинство пешеходов паспорта с собой не имеет. А вы возьмите протоколы за "переход улицы в неположенном месте" и увидите, что в доброй половине указаны данные из водительского удостоверения. Что, у нас такие странные пешеходы, что паспорта с собой не имеют, но права - непременно?! Инспекторам доводится план, и он должен разбиться, но дать доведенный показатель: составить, например, 100 протоколов по такой вот статье. И он будет план давать. Останавливать водителей, придираться и те рады будут заплатить штраф за "переход в неположенном месте", чтобы его только отпустили без записи в талон. Не та же ли это фальсификация? А это - показатель.

...Возьмите субботний инцидент в Витебске с участием машины ГАИ. Женщина из Škoda потом рассказывала: "Инспекторы ГАИ нам сказали, что мы "были немного не правы". В чем был не прав водитель Škoda, который ехал на зеленый свет, а ему в бок въехала гаишная Opel Astra? И выкрутились бы они, если бы не видеорегистратор таксиста? И таких примеров множество!


"Почему на одном и том же нарушении водитель Porsche Cayenne должен потерять значительно больше, чем водитель "жигулей"? Где равенство перед законом?"


В таком случае возникает вопрос - как застраховать себя от конфискации авто, кроме того, что нетрезвым за руль не садиться?

- Я не знаю. Честно. Сейчас все в один голос кричат, что нетрезвому не место за рулем. Согласен! Только это единогласие будет до того времени, пока у кого-то совершенно трезвого машину не конфискуют. Тогда он в первых рядах будет возмущаться: "Я ведь был трезв, а у меня конфисковали!" Мы снова возвращаемся к вопросу - зачем конфисковывать? Сделайте большие штрафы, а если человек не может заплатить - тогда конфисковывайте. И еще: почему на одном и том же нарушении водитель Porsche Cayenne должен потерять значительно больше, чем водитель "жигулей"? Где равенство перед законом?

"Доказать, что ты не нарушал, практически невозможно"

- Доказать, что ты не нарушал, практически невозможно. Можно из-за процессуальных ошибок добиться того, чтобы судья вынес решение об отмене гаишного решения. Но в 99,9% случаев там будет - на новое рассмотрение. Судьи боятся взять на себя ответственность и прекратить дело такого рода. И это будет продолжаться до той поры, пока отсутствует персональная ответственность должностных лиц. Почему, если токарь сделал "левую" деталь, то его лишат премии, умер пациент - сколько в "Экомедсервисе" арестовали? А у гаишников такого практически нет. Я вообще за финансовую ответственность. Выписал инспектор 10 базовых - я их заплатил в бюджет. А потом отстоял свою невиновность в суде. Вот пусть тот, кто такое липовое постановление вынес, из своего кармана 10 базовых положит в бюджет!

Несколько схем, как обойти закон

Неужели наши люди не придумают, как обвести вокруг пальца и этот закон, и государство?

- Вы хотите обидеть наших людей? Я уже знаю несколько схем. Первая - брать кредит в банке, а в залог оставлять автомобиль. И езди себе в любом состоянии. Как только автомобиль конфисковывают, вы можете смело переставать платить кредит. И пусть тогда государство с банком за этот автомобиль борются. Как банк будет забирать у государства этот залог - проблемы банка. А есть еще грузовики и прочая спецтехника, которые ввезены в страну по Декрету №6 - без права отчуждения на 4 года. Подходит срок, надо собирать деньги - садишь за руль какого-нибудь нетрезвого и сам вызываешь ГАИ. Через неделю - еще один протокол. Забираете машину - забирайте! И у нас уже нет имущества, которое облагается таможенными пошлинами. Будет и еще что-то.

 

Нужные услуги в нужный момент