• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112
реклама
реклама


Дорога


Мария Друк,

Фото: www.pinsknews.by
Фото: www.pinsknews.by
Маршрутки в крупных городах давно заняли свою нишу между медленным общественным транспортом и дорогим такси — машина движется быстрее громоздкого автобуса, а проезд дешевле, чем в салоне с шашечками. Однако такой, казалось бы, удобный способ передвижения, похоже, постепенно сходит на нет. Так, с 2010-го по 2012-й количество маршрутных такси в Минске сократилось почти вдвое, и в мае нынешнего года по 60 маршрутам курсировало всего 525 машин.
 
Уменьшается и число перевозчиков. В начале 2011 года, например, в столице в этой сфере действовало 129 субъектов хозяйствования, спустя год — 100, в январе 2013-го — 85. За четыре месяца нынешнего года ряды перевозчиков покинули еще 5 предпринимателей. Если тенденция продолжится, то к чемпионату мира по хоккею маршрутки в Минске станут большой редкостью. В чем причина исчезновения с городских улиц маневренных авто и что поможет изменить ситуацию?
 

Не ошибиться дважды

Автоперевозчики говорят, что их бизнес не развивается. И признаются, что каждый день боятся, что у них отберут лицензию. Дело нехитрое — достаточно нескольких нарушений. Например, провоз пассажиров стоя, если это не предусмотрено конструкцией автомобиля, невыдача билетов и даже за грязные сиденья. "Навязали нам кассовые аппараты, а это неудобно: пока водитель всем продаст билеты, или затор возникнет, или пассажиры начнут возмущаться, почему машина не движется, они же на работу опаздывают", — рассказывает Владимир, работающий перевозчиком на городском маршруте. Потому многие водители не ждут, пока девушка найдет в сумке кошелек и отсчитает из него нужную сумму, а едут дальше, параллельно нажимая кнопки на кассовом аппарате. "Тут надо бы за дорогой смотреть и не отвлекаться. Ни в России, ни в Украине, ни в Прибалтике такой системы нет. Да и у нас раньше платили определенную сумму за каждую машину, так лучше, — продолжает мужчина. — Кроме того, проверяют нас и санэпидемстанции на наличие порядка в салоне. Мы понимаем, что и пол, и сиденья должны быть чистыми, но идеально хороших машин не бывает. Да и культура пассажиров иногда оставляет желать лучшего. Транспорт не может остановиться. Раз есть маршрутный лист, надо работать".
 
А точнее — отрабатывать. Многие перевозчики в лучшие времена взяли у банков кредиты на обновление автопарка. За несколько лет суммы, подлежащие возврату, увеличились в несколько раз. "Чтобы уплатить огромные проценты за новую машину, кроме нее, работают еще четыре старые, — говорит директор ЧУП "Омегаавтотранс" Елена Давыдовская. — В свое время "Мерседес-Спринтер" стоимостью примерно $ 55 тыс. мы брали под 15% годовых. Потом пересчитали, и получилось, что эти 15% прибавляются к ставке рефинансирования. Когда она была высокой, платили даже 51%! За эти деньги лучше купить квартиру и сдавать — хоть гарантированный доход будет".
 
О дальнейшем приобретении новых авто остается только мечтать. Тем же, кто осмеливается обратиться за помощью в банк, нередко отказывают. А значит, в ближайшие годы современными будут считаться автомобили, купленные пару лет назад. По данным ГУ "Столичный транспорт и связь", наибольший удельный вес в общем количестве маршруток занимает техника 2002-го и 2005 годов выпуска —19,94% и 15,38% соответственно. Довольно много в столице "газелей", о которых без вздоха не могут говорить многие перевозчики. Помощник гендиректора МАХ "Атлант М" Илья Прохоров поясняет: "Большой объем продаж авто российского производителя связан с невысокой ценой и отсутствием таможенных пошлин. И это несмотря на то, что они уступают европейским маркам в техническом плане, в безопасности, комфорте, ремонтопригодности и надежности". Однако сейчас, по словам специалиста, все больше людей, глядя на стоимость, просчитывают, во сколько обойдется содержание техники. "Учитывается межсервисный интервал, надежность. Еще один немаловажный фактор — цена повторной продажи. Российские авто, по сути, потом продать нереально. Поэтому покупатели все чаще присматриваются к более дорогим машинам", — делится наблюдениями Илья Прохоров.
 

Разница есть, но зачем платить больше?

А тем временем столичные перевозчики, как могут, стараются сохранить имеющийся автопарк, состоящий из собственного и привлеченного транспорта. "Раньше у меня было 10 своих машин, осталось 5: дорого содержать", — комментирует Владимир, один из столичных владельцев бизнеса. Его коллега Елена Давыдовская дополняет: "Много денег тратится на топливо. По моему маршруту из центра города до Ждановичей за день машина проезжает 300 километров. И это еще небольшое расстояние. "Мерседесу" надо 12-13 литров на 100 километров, вот и посчитайте, сколько денег уйдет только на солярку. А еще ремонт, покупка запчастей! Если нас еще обяжут проходить техобслуживание на официальных станциях, где атомные цены, можно ставить крест на всем. Не забываем о зарплате и налогах. К слову, найти хороших и аккуратных водителей не так уж и легко — за время работы всяких перевидали".
 
Чтобы поездка по маршруту окупилась, не скрывает предпринимательница, ежедневно в кассе каждой машины должно оседать Br 1,2 млн , это 200 пассажиров. Но минчане, похоже, теряют интерес к этому маршруту, да и летний сезон вносит свои коррективы в планы: одни уезжают в отпуска, другие проводят дни на пляже. Кстати, замечено, что с открытием новых станций метро пассажиропоток уменьшается на 15-20%. Правда, поведение и предпочтения людей порой непредсказуемы.
 
"В прошлом году, например, думали, что летом будет меньше людей, а оказалось наоборот", — вспоминает Владимир.
 
Вернуть интерес к поездкам в маршрутках, считают автоперевозчики, сможет только повышение стоимости проезда в городском транспорте. Хотя бы раза в 2. Похоже, минчане считают каждую тысячу: если некуда спешить и есть возможность сэкономить Br 5-6 тыс., а то и вовсе проехать зайцем, зачем переплачивать? Когда же разница между стоимостью поездки в автобусе и в маршрутке была незначительной, клиенты охотнее расставались с лишней парой тысяч. "Ждать, когда наступит это время, я не буду, — говорит Елена Давыдовская. — Выплачу кредит и уйду. Невыгодное это дело, да еще и весьма ответственное — людей возить". "Коттеджей в пригороде у нас нет, директора не ездят на БМВ последней модели. Но у каждого есть что-то, что до поры до времени его удерживает в бизнесе", — замечает автоперевозчик Владимир.
 

Кстати

За пять месяцев с начала года работники Транспортной инспекции планово проверили 58 перевозчиков маршрутными такси, в том числе 6 столичных. Владельцам больших пассажирских авто выдано 118 предписаний об устранении выявленных нарушений. Результаты 1,3 тыс. внеплановых тематических оперативных проверок, когда проверку прошли более 6,8 тыс. транспортных средств, в том числе 1,1 тыс. — в Минске, куда солиднее. Так, выявлено свыше 1 тыс. нарушений законодательства в области автомобильного транспорта (227 — в столице), составлено 540 актов (135 — в Минске). К административной ответственности привлечено 830 лиц, 202 из которых работают в столице. Сумма взысканных штрафов составила Br 250 млн руб. В списке основных провинностей значатся 163 факта безбилетного проезда, 100 фактов провоза пассажиров сверх нормы, 101 раз у перевозчиков отсутствовали необходимые документы, 66 раз были нарушены требования внешнего и внутреннего оформления автомобилей. Причем от четверти до трети нарушений выявлено в Минске. 
 

Цифра

В республике выдано 7,5 тыс. лицензий на право осуществления городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров. Из них около 1,6 тыс. числится за минскими перевозчиками, 678 из которых выданы юрлицам и 1 тыс. — индивидуальным предпринимателям. 
 

Комментарии с форума

  • _Cucumber_ 11 июля 2013 в 11:16

    Всё правильно. Маршрутки должны быть чистыми, людей нельзя возить стоя в необорудованных салонах, техобслуживание должно проходиться только на государственных или сертифицированных станциях, каждый водитель должен проходить освидетельствование перед каждым рейсом. Водитель не должен отвлекаться на приём оплаты проезда, только во время остановки. Не получается - пусть ездят вдвоём. Если не хватает денег - пусть заставят своих водителей не класть львиную долю выручки в собственный карман с оправданием "мало народу ездило". Есть простой выход - продавать талоны на маршрутку в киосках, по определённой цене, и оплачивать труд таксиста по количеству собранных им талонов. И водитель отвлекаться не будет. Что-то мне подсказывает, что маршрутчики - и водители, и хозяева - никогда на это не пойдут, догадываетесь, почему?

  • fedor291975 11 июля 2013 в 11:42

    Минчане теряют интерес???? Смешно!!!! Если бы маршрутки ходили по рассписанию, то наверное всем было бы хорошо. 1088-Т Ландера-Ангарская. Бывают дни, когда ждёшь, опаздываешь, а маршрутки просто нет. Особенно удивляет ситуация по утрам. То маршрутки есть утром, то их вообще нет. После пары опозданий на работу я уже не жду. Никто просто уже не ждёт маршрутку. Такая же ситуация с 1346-Т. Тут наверное вопрос не в бедности, а в расхябанности и безответственности.

  • bomsh 11 июля 2013 в 11:45

    На минские маршрутки грех жаловаться. Вот пригородные тридцатиместные типа 48-го... с грязными сиденьями размером для детской куклы и проходом для анерексичных, но с ценой от Юдашкина...

  • kristiNka42 11 июля 2013 в 12:04

    сделайте как в Борисове, там за проезд платят когда выходят и водитель не отвлекается и билетик пробъет

  • stupich 11 июля 2013 в 12:09

    _Cucumber_ (11.07.2013 11:16) писал(a):
    Всё правильно. Маршрутки должны быть чистыми, людей нельзя возить стоя в необорудованных салонах, техобслуживание должно проходиться только на государственных или сертифицированных станциях, каждый водитель должен проходить освидетельствование перед каждым рейсом. Водитель не должен отвлекаться на приём оплаты проезда, только во время остановки. Не получается - пусть ездят вдвоём. Если не хватает денег - пусть заставят своих водителей не класть львиную долю выручки в собственный карман с оправданием "мало народу ездило". Есть простой выход - продавать талоны на маршрутку в киосках, по определённой цене, и оплачивать труд таксиста по количеству собранных им талонов. И водитель отвлекаться не будет. Что-то мне подсказывает, что маршрутчики - и водители, и хозяева - никогда на это не пойдут, догадываетесь, почему?
    А мне вот непонятно, почему в автобусе можно возить стоя, а в микроавтобусе - нельзя?

  • vladimir-97 11 июля 2013 в 12:44

    слишком их много, поэтому уменьшается

  • chantr1 11 июля 2013 в 12:48

    Пусть не ноют. А убиться в ГАЗели совсем нет желания. А летом куда круче на МАЗе автобусе с кондёром, чем в Форде транзите...

  • nod-go 11 июля 2013 в 13:37

    Ну, не знаю. Был на днях в Киеве. Маршрутка от 2 до 3 (за кольцевую)гривен, бензин в районе 10 гривен. Курс гривны к зайцу без малого 1:1. Не плачут, работают.

  • elizabet_batory 11 июля 2013 в 13:54

    Была в Екатеринбурге,там вообще и общак,и маршрутки стоят одинаково.

  • valua5252 11 июля 2013 в 13:58

    Коней на переправе не меняют.

  • avanti.tb 11 июля 2013 в 14:01

    Вообще не понимаю зачем нужны эти грязные, порой очень старые карликовые автобусы. За свою жизнь я маршруткой пользовался раза три, и ничего везде успеваю. Кстати, никогда заграницей не видел маршруток.

  • savo.service 11 июля 2013 в 14:04

    fedor291975 (11.07.2013 11:42) писал(a):
    Минчане теряют интерес???? Смешно!!!! Если бы маршрутки ходили по рассписанию, то наверное всем было бы хорошо. 1088-Т Ландера-Ангарская. Бывают дни, когда ждёшь, опаздываешь, а маршрутки просто нет. Особенно удивляет ситуация по утрам. То маршрутки есть утром, то их вообще нет. После пары опозданий на работу я уже не жду. Никто просто уже не ждёт маршрутку. Такая же ситуация с 1346-Т. Тут наверное вопрос не в бедности, а в расхябанности и безответственности.
    Лучше совсем закрыть маршрутки. Будем ездить на троллейбусах.

  • fedor291975 11 июля 2013 в 14:16

    savo.service (11.07.2013 14:04) писал(a):
    Лучше совсем закрыть маршрутки. Будем ездить на троллейбусах.
    да... будем ездить. хоть уже точно знаешь, что утром он будет_ троллейбус)))))

  • bomsh 11 июля 2013 в 14:29

    fedor291975 (11.07.2013 14:16) писал(a):
    да... будем ездить. хоть уже точно знаешь, что утром он будет_ троллейбус)))))
    Следующим утром.

  • пaн Диpeктор 11 июля 2013 в 15:16

    *** Да уж.. Минтрансовская свита пытается отработать паёк на маршрутчиках? Во всём мире поддерхивается малый бизнес (тем более, в сфере пассажирских перевозок)... *** Разве? Ну, перечисли мне ВСЕ города мира, где используются долмуши. ЗЫ: Джакарту не предлагать. ЗЗЫ: а какой "поддержки" нихапае беларуским маршруткам? Беспошлинного ввоза микроавтобусоу б/у?

  • snady 11 июля 2013 в 17:59

    stupich (11.07.2013 12:09) писал(a):
    А мне вот непонятно, почему в автобусе можно возить стоя, а в микроавтобусе - нельзя?
    И в микроавтобусе можно, но для этого он должен быть оборудован поручнями. Да и высота салона должна быть такой, чтобы можно было стать в полный рост.

  • TUT. Я 12 июля 2013 в 18:48

    thenya1 (11.07.2013 12:43) писал(a):
    )) Фантазёр.... Вы ОФИСНЫЙ чиновник, если подобную ЧУШЬ несёте...
    ну да, если смотреть со стороны маршрутчиков то он написал полную чушь а как по мне вроде нормально мысль высказал.

  • odll1 22 июля 2013 в 11:45

    chantr1 (11.07.2013 12:48) писал(a):
    Пусть не ноют. А убиться в ГАЗели совсем нет желания. А летом куда круче на МАЗе автобусе с кондёром, чем в Форде транзите...
    Где вы видели такое чудо - МАЗ С КОНДИЦИОНЕРОМ? Подскажите, а то надоело летом душиться в МАЗах с печкой в салоне и без нормальных форточек (верхние люки в половине не открываются, а там где открываются, от них мало толку).

  • kosta_arnorsky 23 июля 2013 в 09:38

    chantr1 (11.07.2013 12:48) писал(a):
    Пусть не ноют. А убиться в ГАЗели совсем нет желания. А летом куда круче на МАЗе автобусе с кондёром, чем в Форде транзите...
    не видел НИ ОДНОГО маза кондеем в городе. и достоверно знаю о 2 (ДВУХ) троллейбусах - красные такие, зализанные