• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Дмитрий Горский,


 

Рама, руль, два колеса, педали - с наступлением лета все больше белорусов седлают велосипеды. Этот транспорт удобен и неприхотлив в обслуживании, а еще он может развивать скорость 30-40 км/ч. Жаркое солнце, легкий ветерок, прямая дорога - ну как тут не погонять! 

Фото: Алексей Матюш
Фото: Алексей Матюш

О правилах думаем в последнюю очередь?

Фото: Алексей Матюш
Фото: Алексей Матюш

В целом в стране с начала года по вине велосипедистов произошло 34 ДТП, после которых 9 человек погибли, 25 получили травмы, 11 пострадавших - несовершеннолетние.

Столичная ГАИ в прошлом году зафиксировала четыре наезда на велосипедистов, в которых пострадали четыре человека. За пять месяцев нынешнего года цифра выросла почти в два раза - семь наездов, семь потерпевших. К счастью, пока без жертв. Стоит отметить и тот факт, что по вине велосипедистов в 2012-м было совершено одно ДТП (один пострадавший), а с января нынешнего - три, где трое получили травмы.

Правила дорожного движения четко регламентируют, где должен находиться велосипед, а где - автомобиль. Пункт 148 ПДД гласит: движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствий для безопасного движения пешеходов. Лишь при отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение по проезжей части не далее одного метра от ее правого края. То есть у автомобиля - своя "колея", у велосипеда - своя. Почему же происходят наезды на велолюбителей, в том числе со смертельным исходом?

- Многие, особенно пожилые люди, ездят по старым правилам, а в новые они и не заглядывали, - называет возможную причину старший инспектор ДПС ОГАИ Центрального РУВД Минска майор милиции Сергей Пролиско. - Действительно, раньше было разрешено двигаться по краю проезжей части, не более метра от дороги, занимать крайнюю левую полосу для разворота или поворота налево. Но сейчас правила это запрещают (если рядом пролегают тротуар или велодорожка). Люди пожилые - я и сам это неоднократно замечал - даже при наличии тротуара выезжают на дорогу, не боятся ни машин, ничего. Хотя сейчас и на автомобиле ездить опасно, не говоря уже о велосипеде.

Фото: Вячеслав Цуранов
Фото: Вячеслав Цуранов

И правда, редкий велосипедист заглянет в ПДД, а ведь речь идет о безопасности и, в конечном счете, о человеческой жизни. Да и все ли перед выездом проверяют исправность тормозов, цепи, педалей, руля и других элементов своего велосипеда? Ответ - нет. А зря: ПДД это делать обязывают.

Но самые острые ситуации, подчеркивает Сергей Пролиско, возникают, когда велосипедист оказывается перед пешеходным переходом. В правилах указано однозначно: нужно спешиться и преодолеть зебру шагом. По некоторым оценкам, более 90 процентов велосипедистов пренебрегают таким порядком. А значит - и своей безопасностью.

- Недавно у нас было два ДТП по этой причине. Приведу пример: водитель при повороте направо видит пешеходов, притормаживает и пропускает их. Велосипедист, который летит на скорости 30 км/ч, решает проскочить. И вот сейчас его не видно, а в следующую секунду лихач уже под колесами автомобиля. Виновен в этом случае водитель велосипеда? - риторически спрашивает майор милиции.

Фото: Вячеслав Цуранов
Фото: Вячеслав Цуранов

Конфликты разгораются и между велолюбителями и пешеходами. Фактически пешеходам ступать на велосипедную дорожку запрещено. Однако случаются ситуации, когда ребенок, за которым не уследили родители, выскакивает под колеса - и последствия могут быть непредсказуемыми. Среди минчан, правда, есть и взрослые нарушители: например, мамы, гуляющие с колясками, или те, кто живет по принципу "хожу где хочу" и не считается ни с какими правилами.

Справедливости ради добавим, что и велосипедисты не безгрешны: некоторые совершенно не заботятся о безопасности пешеходов, пролетая мимо них в считанных сантиметрах.


На перекрестке жарко

Мы решили проверить, знают ли велосипедисты, как ездить по правилам. Для этого вместе с майором Пролиско отправились на перекресток улицы Даумана и проспекта Машерова.

Одиннадцать часов утра - не самое "жаркое" в транспортном смысле время, однако на перекрестке оживленно. Не проходит и десяти минут, как на горизонте появляется парень на велосипеде. Перед переходом он вынужден притормозить: горит красный свет. Но едва загорается разрешающий сигнал, юноша вскакивает на велосипед и срывается с места. Звучит свисток - велосипедист останавливается.

На вопрос "Знаете ли ПДД?" семнадцатилетний Денис отвечает утвердительно. Но на переходе решил не спешиваться: неудобно. 

А вот Александр, которому 27 лет, пересекает проезжую часть пешком. Потому что прекрасно понимает: водитель автомобиля в определенных ситуациях может не заметить мчащегося велосипедиста.

Может, срабатывает фактор человека в форме, но следующие полчаса велосипедисты как один спешиваются, прежде чем перейти дорогу. 

Как сами велолюбители оправдывают такое поведение? Их позиция - отсутствие в городе инфраструктуры. Не секрет, что велосипедистов в Минске становится все больше (а значит, в перспективе вырастет и количество ДТП с этими участниками дорожного движения). Однако условия для езды на двухколесном транспорте улучшаются медленно. Чрезмерно большое количество переходов (как наземных, так и подземных), не слишком гладкие - а местами и вовсе разбитые - дороги, чересчур высокие бордюры, нехватка велопарковок, непредсказуемые пешеходы - вот далеко не полный список, почему пользоваться двухколесным транспортом в столице еще не слишком удобно.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-35%
-10%
-30%
-20%
-10%
-10%
-20%
0057945