• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112
реклама
реклама


Дорога


Иллюстрация: Николай Гиргель,

Стоимость перемещения товара или сырья из одной точки в другую определяется не только вместимостью кузова трейлера, расстоянием, но и качеством дорожной сети. Пробки и плохие дороги способны на ровном месте "съедать" несколько процентов ВВП. Дороги в Беларуси долгие годы удавалось сохранять в приличном состоянии, на зависть гостям из России, Украины и некоторых других соседних стран. К сожалению, эта добрая традиция постепенно становится достоянием славной истории. Эксперты бьют тревогу: если финансирование на содержание и ремонт дорожной сети не увеличится, то могут остаться только "направления". И если трассы республиканского значения еще более-менее содержатся в порядке, то местные "тракты" уже изнывают от многочисленных ям, колдобин и просадок.

Дорожная проблема постепенно обрастает бородой. По крайней мере, совершенно новой ее назвать сложно. После пика финансирования отрасли в 2008 году произошел резкий спад. И сегодня областные дорожники получают денег всего чуть более 20 % от потребностей. А ведь пять лет назад этот показатель был равен 92 %. На строительство новых дорог средств практически не остается. Самое опасное - их катастрофически не хватает на содержание и текущий ремонт имеющегося фонда. А без должного ухода дорога быстро превращается в песок с элементами асфальта. Участков "на грани" уже накопилось немало в Минской области.

Впрочем, в других регионах - схожая ситуация. Уникальность Минщины - близость ряда территорий к столице, из-за чего по многим направлениям за последние 10 лет резко возрос поток транспорта. Категория же дорог осталась прежней, еще чуть ли не с советской эпохи. Чем ниже статус трассы, тем меньше выделяется средств на поддержание ее в порядке. А нагрузка-то увеличилась в разы. И дорожное покрытие не выдерживает столь интенсивного движения.

Комитет государственного контроля Минской области сейчас вплотную занялся дорожной проблемой в регионе, проводит комплексный мониторинг. Предварительные результаты ярко свидетельствуют: что-то необходимо менять. Региональные дорожные службы постепенно из профильных организаций превращаются в "мастеров на все руки". Кроме содержания и ремонта трасс, стараются заработать на строительстве самых разнообразных объектов: асфальтируют площадки под коммерческие склады, укладывают трубопроводы, возводят агрогородки… У некоторых ДРСУ объем работ на сторонних объектах достигает 70-80 %.

Но по-другому свести концы с концами отраслевым предприятиям не удается. "Надо людям зарплату платить, а для этого необходим объем работ", - объясняет ситуацию начальник ДРСУ-121 (г. Червень) Александр Ломако. Выделенные средства на находящиеся под его "надзором" 597 километров дорог уже давно перерасходованы. А ведь необходимо содержать технику, людей и хотя бы как-то "закрывать" особо разваливающиеся участки. У ДРСУ-121, по словам Александра Ломако, 13 километров трассы находятся в критическом состоянии, еще 60 — в очень плохом. Если подходить к делу совсем по-хорошему, заниматься ямочным ремонтом таких участков — бороться с ветряными мельницами. Когда ямочность достигает 70 % покрытия, никакие латки долго не продержатся. Но сделать новое асфальтовое покрытие одного километра дороги шириной 6 метров стоит 8 млрд рублей. И это без учета средств на приведение в порядок обочин и другие сопутствующие мероприятия.

С начальником управления контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы Комитета государственного контроля Минской области Николаем Лешком колесим по трассам в районах, прилегающих к Минскому. Недостатков, которые видны невооруженным глазом даже из движущейся машины, порядочно. Местами не сделана отвалка обочины, поэтому дорожное полотно ниже "песчаного окружения". В любой дождик на дороге скапливается вода, размывает покрытие. Правда, многие недочеты видят и сами дорожники. Но, увы, справиться с ними физически не могут, исходя из банальной арифметики, которая ярко демонстрирует расхождение ресурсов и потребностей. Например, на ДРСУ в среднем приходится 500-900 километров дорог и 3-4 грейдера, каждый из которых за смену может привести в порядок около 15 километров обочины. Но эта техника также необходима и на ремонте трассы, и для подсыпки грунтовых дорог, и для множества других работ. Да и ломается часто: износ основных фондов у областных дорожников составляет 80-90 %. Естественно, экономичностью такие старые агрегаты также не отличаются. Объективно грейдер может приводить "края" трассы в порядок максимум неделю в месяц. Конечно, было бы разумно обновлять технический парк, закупать более производительные агрегаты. Но об инвестиционной активности особенно думать не приходится, когда денег не хватает "заткнуть дыры" текущих проблем. Пока на основной "линии огня" оказались мастера участков. Люди справедливо жалуются на большую ямочность дорог, Госавтоинспекция составляет протоколы и штрафует мастеров-дорожников. Обычно на 4 базовые величины. Особенно много протоколов посыпалось в этом году. Некоторые по весне 3-4 штрафа из зарплаты оплачивали. Но реально привести дорогу в порядок мастер не может. Если так пойдет и дальше, опасаются оттока ИТР. В конце концов, для квалифицированных строителей другое, более спокойное, "место под солнцем" найти не составляет великих проблем.

Впрочем, следует отметить одно из преимуществ отечественной дорожной отрасли: даже при низком финансировании удалось сохранить кадровую и материально-техническую базу. В некоторых соседних государствах такие структуры, как отечественные ДРСУ, пустили "под нож". И теперь возникает проблема с ремонтом и обслуживанием дорог даже при наличии денег: нет ни людей, ни техники. А передача совершенно всех работ в сторонние подрядные организации пока получается не слишком эффективной. По крайней мере, в условиях существующей действительности: средств уходит много, реальной работы и ответственных нет, но все "пилят" дорожные деньги. В этом отношении сохранение специализированной отрасли в Беларуси делает проблему более решаемой, чем в соседних государствах. Но финансирование, объективно, необходимо наращивать. Причем в ближайшее же время.

Правда, пока остается открытым вопрос: за счет каких источников? В кулуарах предложения высказываются самые разнообразные. От введения платы на дорогах местного значения, как минимум, для тяжелого транспорта, который в основном и губит полотно, до возвращения дорожного налога, "зашитого" в цену топлива. Последняя практика, существовавшая долгие годы еще с советских времен, дорожников вполне устраивала. Однако, в те времена и бензин с соляркой были подешевле, и акцизный налог значительно меньше. Если все невзгоды переложить на автовладельцев, то понадобятся ли им дороги из-за высоких цен на топливо? Впрочем, как и любая экономическая проблема, финансирование дорог имеет свое разумное решение. Главное, чтобы оно было взвешенным, даже если его будут принимать оперативно.

Комментарии с форума

  • gore_ua 20 июня 2013 в 10:54

    довольно толково написано за исключением одного - мастеров-дорожников в организациях не хватает уже... а после этой весны их стало еще меньше... а кому захочется работать на работе, где говорят - вот кусок дороги, материалов нет, техники нет, есть только 2-3 человека дорожных рабочих полубухих, а ты приведи его в порядок... не привел - штраф...

  • vyun 20 июня 2013 в 10:58

    Надо срочно вводить плату за дороги, первым делом грузовому транспорту других стран. Очень много фур ходит по местным дорогам совершенно бесплатно, а дороги портятся.

  • gore_ua 20 июня 2013 в 11:13

    vyun (20.06.2013 10:58) писал(a):
    Надо срочно вводить плату за дороги, первым делом грузовому транспорту других стран. Очень много фур ходит по местным дорогам совершенно бесплатно, а дороги портятся.
    да? а как? вы же вступили в ТС - а транспортные средства ТС = РБ... лавочка прикрылась...

  • facepalm7 20 июня 2013 в 11:55

    "Но сделать новое асфальтовое покрытие одного километра дороги шириной 6 метров стоит 8 млрд рублей." это примерно $898 000 *собака-подозревака*

  • wassiliy 20 июня 2013 в 12:07

    vyun (20.06.2013 10:58) писал(a):
    Надо срочно вводить плату за дороги, первым делом грузовому транспорту других стран. Очень много фур ходит по местным дорогам совершенно бесплатно, а дороги портятся.
    фуры то платят и наши (растаможка+сборы и +++), про иностранцев и говорить нечего - ПЛАТЯТ и думаю по-дороже чем в Европе! владельцы легковушек тоже косвенно платят: каждое предприятие платит в дорожный фонд сборы (есесно з/п а/в недополучают)+растоможка при покупке!!!

  • mad100 20 июня 2013 в 12:15

    да неужели?.. так может и с чистотой и процветанием все не также радужно?..

  • wassiliy 20 июня 2013 в 12:17

    п.2: посмотрим откель ветер дует - "Республика"!!! знать аутамибилисты - ГОТОВЬТЕ ВАШУ ДЕНЮШКУ! вы же усе багатые, а государство бедненькое - подайте ему на укатку асфальтика! смотришь и дарожка ничего-така к дачке начальника-чыноуника появится!

  • wassiliy 20 июня 2013 в 12:31

    mad100 (20.06.2013 12:15) писал(a):
    да неужели?.. так может и с чистотой и процветанием все не также радужно?..
    ой, божэ! как такие мысля могли появиться у вас? ну да, есть мелкие недостатки! ( НО, они решаемы за НАШ же шчот! следите за графиком перемещения солнцеподобных - там всё ОК с дорогами!

  • mad100 20 июня 2013 в 12:45

    wassiliy (20.06.2013 12:07) писал(a):
    фуры то платят и наши (растаможка+сборы и +++), про иностранцев и говорить нечего - ПЛАТЯТ и думаю по-дороже чем в Европе! владельцы легковушек тоже косвенно платят: каждое предприятие платит в дорожный фонд сборы (есесно з/п а/в недополучают)+растоможка при покупке!!!
    ага... и дорожные сборы в стоимости топлива...

  • mad100 20 июня 2013 в 12:45

    vyun (20.06.2013 10:58) писал(a):
    Надо срочно вводить плату за дороги, первым делом грузовому транспорту других стран. Очень много фур ходит по местным дорогам совершенно бесплатно, а дороги портятся.
    может просто бюджет с большим умом составить надо?..

  • europe-79 20 июня 2013 в 13:03

    wassiliy (20.06.2013 12:07) писал(a):
    фуры то платят и наши (растаможка+сборы и +++), про иностранцев и говорить нечего - ПЛАТЯТ и думаю по-дороже чем в Европе! владельцы легковушек тоже косвенно платят: каждое предприятие платит в дорожный фонд сборы (есесно з/п а/в недополучают)+растоможка при покупке!!!
    не надо думать а знать , у нас фура платит только по М1 - 40- 50евро на всем протяжении , а большинство м1 объезжают . или только половину следовательно платят половину или вообще не платят. В европе космос по ставкам , особенно австрия, швейцария , дания , франция, там платят не только за дороги + еще платят за тунели и мосты , не знаете не надо писать фигни.

  • kirav 20 июня 2013 в 13:03

    Пример из жизни. Возле меня одно ДСУ делает дорогу. Мне нужен экскаватор. Ну думаю, рядом, за доставку не надо платить. Ага. Обратился - ценник в 2 раза выше и еще и кланяться надо, чем у частника с доставкой экскаватора 10+10 км. Причем частник, не дядя Вася из колхоза, а фирмочка. Как причина, у ДСУ сидит на шее целый Трест "бездельников" со средней з/п за 7 млн. И так во всем. Откуда же будут деньги?

  • europe-79 20 июня 2013 в 13:04

    австрия для легковых виньтека стоит на неделю 10евро , словакия 7 евро, швейцария я проехал еще за 40 долл, позже подоражало в два раза.

  • europe-79 20 июня 2013 в 13:05

    италия проехал 100км заплатил 8 евро легковая а.м

  • Old Nick 20 июня 2013 в 13:07

    wassiliy (20.06.2013 12:07) писал(a):
    .... каждое предприятие платит в дорожный фонд ...
    Проснулись Нету уже давно того "дорожного фонда", который предназначался, строго, для финансирования дрожной отрасли. Как раз в 2008 и прикрыли, посчитав, что слишком жирно дорожникам выходит. Ну так и огребайте - будет еще хуже. В Витебской обл. нехватка персонала весной в некоторых ДРСУ/ДЭУ была >50%

  • freedom-2009 20 июня 2013 в 13:13

    ...И сегодня областные дорожники получают денег всего чуть более 20 % от потребностей. А ведь пять лет назад этот показатель был равен 92 %... За последние 5 лет дорожники стали красть больше в 5 раз!

  • freedom-2009 20 июня 2013 в 13:16

    mad100 (20.06.2013 12:45) писал(a):
    может просто бюджет с большим умом составить надо?..
    А, ум где брать?

  • vlad-0612 20 июня 2013 в 13:20

    Надо срочно перестать спонсировать и строить дворцы . Плюс разные евро развлекухи типа евровиденье , хокейные ,футбольные и прочие. Пусть зарабатывают сами. А дороги строить пригласить ЕВРОспецов . В германии и по всему западу нет никаких ограничений тепловых, паводковых. Нужно ещё придумать какие-=нибуть посевные

  • FoileAngel 20 июня 2013 в 13:37

    Я так и знал, что штрафы выписывают мастерам, а не тем, кто на верхушках дорожного ведомства. Ну конечно, виноват же всегда тот кто снизу, а спросить у тех, кто распределяет те самые бюджеты как-то не прилично, то ж - Люди, их обижать нельзя, а наказать надо работягу и его мастера за то, что им жопорожее руководство указало пальцем куда идти и что делать, а как и за какой гхыр делать - не указало, потому что времени на такие мелочи нет, надо ведь тендерами заниматься на закупку туарегов и бмв для катания своих жоп исключительно по служебным делам - в ресторан, там, в казино, на дачу в три этажа и соток сорок, откуда ж на дороги денег взять, ежели их аккуратн хватает на еще один этажик дачи и на кайен сыночкулюбимому или дочке. Мастера во всем виноваты, виноваты в том, что не умеют строить без денег, требуют, понимаешь, из бюджета, который и так до копеечки уже распределен - что на газон новый у котеджа, что на квартиру третьей жене, что на в сауне с девочками посидеть скромно с коньячком за евриков восемьсот среднего качества.

  • kunkunda 20 июня 2013 в 13:55

    wassiliy (20.06.2013 12:31) писал(a):
    ой, божэ! как такие мысля могли появиться у вас? ну да, есть мелкие недостатки! ( НО, они решаемы за НАШ же шчот! следите за графиком перемещения солнцеподобных - там всё ОК с дорогами!
    +1

  • igor1978 20 июня 2013 в 13:58

    FoileAngel красавец расписал так как оно есть на самом деле.

  • viktorrudi 20 июня 2013 в 14:05

    их не интересует суть проблемы,выписали бегом к следующему!

  • Irinuszhka 20 июня 2013 в 14:43

    igor1978 (20.06.2013 13:58) писал(a):
    FoileAngel красавец расписал так как оно есть на самом деле.
    откуда знает

  • Виталь_ 20 июня 2013 в 14:52

    Хорошо что на дворец независимости и площадь государственного флага у нас денег хватает.

  • wassiliy 20 июня 2013 в 14:58

    europe-79 (20.06.2013 13:03) писал(a):
    не надо думать а знать , у нас фура платит только по М1 - 40- 50евро на всем протяжении , а большинство м1 объезжают . или только половину следовательно платят половину или вообще не платят.
    вы по М1 ездите??? не знаите зачем камеры над дорогой понавешали и в курсе ПОЧЕМУ ПУНКТЫ СБОРА убирают? так зачем ерунду пишите! да и никакой иностранец не станет искать обьезды: время - ДЕНЬГИ!

  • zarzuela 20 июня 2013 в 15:06

    >>>Но сделать новое асфальтовое покрытие одного километра дороги шириной 6 метров стоит 8 млрд рублей. И это без учета средств на приведение в порядок обочин и другие сопутствующие мероприятия.<<< 920 тыщ баксов один километр дороги????? И еще без учета чего-то там?????

  • gore_ua 20 июня 2013 в 15:41

    zarzuela (20.06.2013 15:06) писал(a):
    >>>Но сделать новое асфальтовое покрытие одного километра дороги шириной 6 метров стоит 8 млрд рублей. И это без учета средств на приведение в порядок обочин и другие сопутствующие мероприятия.<<< 920 тыщ баксов один километр дороги????? И еще без учета чего-то там?????
    дык у нямеччыне в 10 раз дороже.. .а в швейцарии в 250 раз...

  • gore_ua 20 июня 2013 в 15:43

    vlad-0612 (20.06.2013 13:20) писал(a):
    Надо срочно перестать спонсировать и строить дворцы . Плюс разные евро развлекухи типа евровиденье , хокейные ,футбольные и прочие. Пусть зарабатывают сами. А дороги строить пригласить ЕВРОспецов . В германии и по всему западу нет никаких ограничений тепловых, паводковых. Нужно ещё придумать какие-=нибуть посевные
    подумали что сказали? да за те деньги что у нас выделяются на дороги немцы даже рядом сюда не поедут - разве что поржут с нас...

  • Nesydba 20 июня 2013 в 15:44

    zarzuela (20.06.2013 15:06) писал(a):
    >>>Но сделать новое асфальтовое покрытие одного километра дороги шириной 6 метров стоит 8 млрд рублей. И это без учета средств на приведение в порядок обочин и другие сопутствующие мероприятия.<<< 920 тыщ баксов один километр дороги????? И еще без учета чего-то там?????
    асфальт нынче подорожал ...

  • Polgp 20 июня 2013 в 16:00

    Ага, и как-то совсем забыли, что дорожный налог как был в цене топлива, так и остается. А вот куда уходят деньги из этого фонда - вопрос. Впрочем, народ сам себе такую участь выбрал на референдуме 1996 года.

  • FoileAngel 20 июня 2013 в 19:59

    Irinuszhka (20.06.2013 14:43) писал(a):
    откуда знает
    А то никто не знает? Все прекрасно знают, а кто не знает - тот догадывается. Тут проблема в другом - кто знает и говорит, за тем не ровен час спецслужбы приезжают, вешают "табличку" "враг системы" и в автозак.

  • FoileAngel 20 июня 2013 в 20:02

    FoileAngel (20.06.2013 19:59) писал(a):
    А то никто не знает? Все прекрасно знают, а кто не знает - тот догадывается. Тут проблема в другом - кто знает и говорит, за тем не ровен час спецслужбы приезжают, вешают "табличку" "враг системы" и в автозак.
    Если честно - боюсь, ведь эхо 28-го и 37-го не отгремело ещё, судя по всему, последователей ещё очень много...

  • ondine2009 21 июня 2013 в 14:12

    Наши дорожные службы работают по принципу игры "Фанты" - этот фант едет на ремонт в Задрюпинск, этот фант - в Козлоедовку, а 10 кг асфальта достаются вот этому фанту. А ремонт дорог - это вообще отдельный разговор - по принципу "куда бог пошлет" - подкинули вверх лопату асфальта и разбежались, попало в ямку - и хорошо, не попало - и так сойдет, шуфлем прихлопнули - и все, никакой техники нет ничего, и теперь там, где была ямка - выросла горочка...

  • vyun 21 июня 2013 в 17:55

    gore_ua (20.06.2013 15:41) писал(a):
    дык у нямеччыне в 10 раз дороже.. .а в швейцарии в 250 раз...
    А в России вообще поди в 100500 раз дороже.