реклама
реклама


Дорога


Максим Осипов,

"Качество белорусских дорог выше всяких похвал: ровные, как зеркало, с четким разделением противоположных потоков аккуратным (и даже, кажется, постриженным) газончиком. Баранку можно держать двумя пальцами", – делился в интернете своими впечатлениями от Беларуси депутат российской Госдумы Игорь Лебедев. У белорусских же водителей отношение к качеству дорог неоднозначное: как свидетельствуют опросы, состоянием отечественных трасс довольны лишь немногим более половины белорусов. Что ж, самокритичность – не худшая национальная черта. И все же почему в Беларуси далеко не все дороги можно назвать максимально приближенными к идеалу? 

Скорость ремонта

По мнению западных исследователей, Беларусь по качеству автомобильных дорог находится на 68-м месте среди 148 стран мира. На постсоветском пространстве качество белорусских дорог уступает лишь магистралям Грузии, Узбекистана и Туркменистана. В то же время наша страна заметно опережает по этому показателю своих партнеров по Таможенному союзу, а также соседей — Латвию, Литву, Польшу и Украину. Что для “перекрестка Европы” более чем уместно.
 
И все же при ближайшем рассмотрении в целом радужной картины проступает немало изъянов. “Приходит весна, и дорожники берутся за дороги, но качество этого ремонта никакое, — отмечает водитель-международник Дмитрий Косак. — Потому что один и тот же участок и осенью, и весной ремонтируют. Дорога вся побита”. “Под Минском дороги хоть ремонтируют, а вы посмотрите, что в Барановичах делается, — позвонил в редакцию житель этого города Андрей Соколов. — Что, если мы — “железнодорожная столица”, то безрельсовым путям сообщения уделять внимание не нужно?”

По ЯМской

Следует признать, что состояние дорог в одном из крупнейших промышленных городов страны — Барановичах — в самом деле вызывает немало критики. Работники “Барановичиремстроя” ссылаются на объективные обстоятельства. “После минувшей переменчивой зимы от наших дорог ничего хорошего ждать не стоит, — поясняет работник этой организации. — Для поверхности дорог идеальными являются такие зимние условия, когда на улице стабильно холодно. Минусовые температуры, сменяющиеся потеплением, негативно сказываются на долговечности дорожного покрытия”.
 
Что ж, объяснение убедительное: во время оттепели вода попадает в поры или мелкие трещины, при морозе замерзает и расширяется, начиная рвать структуру дорожного полотна. Но неужели кто-то рассчитывал, что зима будет исключительно идеальной? Почему, например, в Скандинавии все иначе?
 
Один из ответов на этот вопрос очевиден: дорога может вести куда угодно, но ее качество неизменно упирается в деньги. “Конечно, теоретически можно все белорусские дороги сделать такого же качества, как в Германии, — пояснил заместитель председателя Президиума НАН Беларуси Сергей Чижик. — Но отдаете ли вы себе отчет, какие средства понадобятся для этого? Уже сегодня в Беларуси километр дороги стоит около трех миллионов долларов!” В Германии же эта цифра как минимум втрое выше. По данным Белстройцентра, сеть автодорог общего пользования в Беларуси составляет более 86 тысяч километров, в том числе республиканских, по которым идет основной грузо- и пассажиропоток — около 15,5 тысячи километров. Несложно под-считать, что “немецкая модернизация” одних лишь республиканских трасс обойдется минимум в 140 миллиардов долларов — десять годовых бюджетов нашей страны.

Кто виноват?

Впрочем, на Западе участившиеся капризные зимы также отразились на качестве местных дорог. В небольшом городке Нидерциммерне из-за нехватки средств в местном бюджете дорожные ямы решили попросту... продавать. Любой желающий может пожертвовать 50 евро на ремонт каждой из них, после чего рядом с бывшей выбоиной будет указано имя спонсора.
 
Иными словами, финансовые трудности свойственны и “дорожно образцовой” Германии. А посему как и на погодные, на денежные шероховатости кивать также не приходится. “У нас дороги плохие не только потому, что не хватает денежных средств или еще чего-то — в любом государстве этих денег всегда не хватает. Вопрос в том, насколько рационально используются эти денежные средства, — заявил Александр Лукашенко, обращаясь в апреле с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию. — Главная причина плохого состояния дорог — разгильдяйство! И ему в этом году будет положен конец”.
 
Несмотря на принимаемые законодательные, организационно-практические и профилактические меры, значимых и кардинальных перемен в данной сфере не произошло, — подчеркивают и представители Генпрокуратуры. — В ходе ежемесячного мониторинга эксплуатационного состояния улиц населенных пунктов и автодорог регулярно отмечаются факты невыполнения и необоснованных переносов сроков реализации запланированных мероприятий по повышению уровня безопасности дорожного движения”. В результате только в апреле этого года за нарушения правил содержания дорог составлено 193 протокола об административных правонарушениях, выдано 472 предписания и привлечено к ответственности почти полсотни должностных лиц.

Науку и деньги — под колеса

Помимо правоохранителей озабочена качеством дорожного полотна и белорусская наука. В частности, специалисты БелдорНИИ разработали несколько видов асфальтобетона, каждый из которых рассчитан для определенного участка магистрали. Кроме того, как сообщил Сергей Чижик, ученые предлагают принципиально усовершенствовать процесс ямочного ремонта, разогревая не только материал, бросаемый в ямку: “Локальные устройства разогревают и пространство вокруг ямки, что позволяет получить однородную поверхность и, как следствие, снизить затраты на ремонт дороги”.
 
Существуют и другие технологии повышения эффективности ямочного ремонта. Большая их часть разрабатывается в Институте общей и неорганической химии НАН Беларуси. Но это все — проекты будущего, а пока... “Дешево строим, потом дорого ремонтируем, — резюмирует председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Доходы дорожных компаний как раз и состоят в том, что они тратят деньги на перманентный ремонт. Им просто удобно и выгодно ремонтировать”. В своем Послании Александр Лукашенко пообещал “повернуть дорожников к дорогам”, заметив, что “они элементарного не делают, но умеют делать”. В ближайшее время планируется специальное совещание с целью решения “дорожного вопроса”.
 
На прошедшей в конце мая коллегии департамента “Белавтодор” было отмечено, что программа дорожных работ в январе — апреле выполнена в полном объеме: на республиканских дорогах — в сумме 1,115 триллиона рублей, на местных — в сумме 469 миллиардов. На местах же арифметика своя. Скажем, городской бюджет Могилева на капремонт дорог намерен потратить в этом году 20 миллиардов рублей, по оценкам же председателя горисполкома Станислава Бородавко необходимо около 68 миллиардов. В тех же Барановичах при нынешних объемах финансирования довести дороги до ума можно за три десятилетия, но срок их послеремонтной эксплуатации втрое меньший. Вывод один: качеству дорог может помочь не столько их капитальный ремонт, сколько капитальная перестройка самой дорожно-ремонтной отрасли, активное внедрение новых технологий и инновационных подходов. Ведь “тришкин кафтан” и на дороге — путь в никуда.

Эй, ЯМщик!

Бороться с ямами на проезжей части можно и самостоятельно. На сайте “БелЯма” любой желающий может выложить текстовую и фотоинформацию о дорожных повреждениях. Как свидетельствует статистика этого ресурса, к первому дню лета этого года 175 ямочных повреждений, половина из выявленных, уже исправлены, причем наиболее оперативно работают в этом направлении минские, гродненские и гомельские ремонтники.
 
Также с 1 февраля работает короткий номер 125 (для всей страны) диспетчерских служб “Белавтодора”. Позвонив по нему, водители могут сообщить информацию или высказать претензии по поводу дорожных условий на том или ином отрезке дороги.