Дорога


/

С 1 июля в Беларуси начнет функционировать национальная система сбора платы за проезд, которая придет на смену ручному сбору оплаты. Водителям должно стать удобнее - никаких шлагбаумов, "тормозящих" движение, никаких остановок в пути. AUTO.TUT.BY посмотрел, как работает аналогичная система в Польше.


 

Какие участки белорусских дорог станут платными?

 
Первоначально электронная система сбора платы за проезд, зарегистрированная под торговой маркой BelToll, будет действовать на главной магистрали страны – трассе M1/E30 (Брест – Минск – граница Российской Федерации), а также отдельных участках дорог республиканского значения, включая дорогу на Национальный аэропорт Минск-2.
 
Иллюстрация: Антон Девятов, TUT.BY
Иллюстрация: Антон Девятов, TUT.BY

 
В ходе второго этапа оборудование для электронного сбора платы будет установлено на участках автомагистралях Минск - Могилев (M4) и Минск - Гомель (M5) на участках общей протяженностью 356 км.
 

Кто будет платить за проезд?


- Водители легковых автомобилей, зарегистрированных за пределами Таможенного союза (пассажирские автомобили и пассажирские микроавтобусы) с технически допустимой общей массой не более 3,5 т;

- Водители грузовиков, автобусов и домов на колесах с технически допустимой общей массой более 3,5 т.
 
Легковые автомобили – 0,04 евро/км;

Грузовые автомобили и автобусы

- 2 оси - 0,08 евро/км;

- 3 оси - 0,10 евро/км;

- 4 оси и более - 0,12 евро/км.
 
Для водителей легковых автомобилей и микроавтобусов, зарегистрированных в Беларуси, России и Казахстане, проезд останется бесплатным. 
 
Бесплатным проезд будет и для:
 
- мопедов и мотоциклов;
- колесных тракторов и самоходных машин, зарегистрированных на территории Беларуси;
- транспортных средств оперативного назначения;
- транспортных средств, используемых в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка;
- маршрутных транспортных средств, осуществляющих городские перевозки пассажиров;
- транспортных средств, используемых в целях оказания медицинской помощи, ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи.
 

Как это работает?


Водитель, планирующий поездку по белорусским дорогам, регистрируется в национальной системе сбора платы за проезд - либо через сайт beltoll.by, либо в любом из пунктов обслуживания клиентов. Такие пункты будут располагаться во всех областных центрах, на заправочных станциях вдоль трасс и вблизи пограничных пунктов пропуска. Все они будут четко обозначены, и их местоположение будет указываться знаками, установленными вдоль платных дорог.

Пункты обслуживания клиентов на польских дорогах, аналогичные тем, что будут созданы у нас, выглядят как обычный офис; процедура заключения договора занимает около 10 минут.


Первоначально рассчитаться за проезд можно будет только наличными в белорусских рублях. В будущем будут добавлены дополнительные методы оплаты - в частности, топливными картами.

Заключившему договор клиенту выдается бортовое устройство. За него он оставляет залог - размер его будет определен в самое ближайшее время. Для грузовых автомобилей его предварительно настраивают - чтобы дифференцировать размер платы в зависимости от количества осей, затем приклеивают на внутреннюю сторону лобового стекла автомобиля.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (2.32 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (1.86 МБ)
 
Бортовые устройства. Прибор, предназначенный для грузовых автомобилей, настраивается в зависимости от количества осей транспортного средства.
Бортовые устройства. Прибор, предназначенный для грузовых автомобилей, настраивается в зависимости от количества осей транспортного средства. Оператором системы BelToll - ИООО "Капш Телематик Сервисиз" - закуплено несколько сотен тысяч таких приборов

Все, в дальнейшем устройство напоминает о себе лишь тихим сигналом под каждой рамкой: запищало - значит, плата за очередной сегмент платной дороги списана со счета клиента.
Длина расчетных сегментов в Беларуси, как, впрочем, и Европе, различается, местами очень существенно: на наших трассах между рамками встречаются участки и по 850 метров, и по 35 км. Такое неравномерное деление связано с инфраструктурой автомагистрали - наличием транспортных развязок или крупных пересечений.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (2.86 МБ)
 
Аналогичные установленным у нас "рамки"-порталы на польских дорогах.
Аналогичные установленным у нас "рамки"-порталы на польских дорогах
 

Если бортовое устройство больше не понадобится, водитель просто сдает его в пункт обслуживания и ему возвращают сумму залога.

Контролировать взимание оплаты за проезд по платным участкам дорог будет Транспортная инспекция. Предполагается, что первоначально разработчик системы передаст в Беларусь 16 специальных автомобилей, которые будут должным образом оборудованы - аналогичные тем, что ездят по польским дорогам.


Что считается нарушением?


- Неоплата или неполная оплата проезда. Неоплатой может считаться отсутствие бортового устройства, нерабочее состояние прибора, истекший срок его действия. Неполной оплатой - например, если владелец грузового транспорта при регистрации в системе декларирует меньшее количество осей (от него, напомним, зависит размер платы. - Прим. ред.) или переустанавливает бортовое устройство на другой автомобиль, например, того же предприятия, - пояснил первый заместитель начальника Транспортной инспекции Минтранса Леонид Лемеш.

Если нарушения выявлены, автовладелец будет обязан внести плату в увеличенном размере - ожидается, что он будет
определен в ближайшее время.

- Если будет определен минимальный коэффициент, то по одному факту неплательщик внесет сумму, как за проезд по всем платных дорогам, - одномоментно за 815 км платных дорог, хотя проедет только 10. Если коэффициент будет выше, то сумма штрафа - большей. Так, не оплачивая должным образом и проехав по всей трассе М-1/Е30 через Беларусь, вместо, к примеру, 95-100 евро можно заплатить 1000 евро.

Если "штрафная" плата по каким-либо причинам не была внесена на дороге или на границе, то ее истребуют когда водитель снова въедет в Беларусь - даже, например, через год. Что касается белорусских нарушителей, то с ними еще проще: "Если они не заплатят в течение 30 дней с момента получения уведомления, то автоматически будет открыт административный процесс, результатом которого станет штраф, достаточно внушительный по размеру".

 

Есть ли смысл объезжать платные участки?


Сам по себе объезд порталов взимания оплаты - не нарушение законодательства: ведь если по платному участку не ехать - то и платить не обязательно.
 
- Нынешние перевозчики ценят время: если они воспользуются платной автодорогой, то смогут пересечь всю Беларусь за 6-8 часов, если же они будут ехать объездными путями, то не уложатся в сутки. Безусловно, водитель может объехать некоторое количество порталов на расчетных сегментах, съехав на второстепенную дорогу, но будет ли ему это выгодно? - такое мнение высказал на брифинге "Принципы работы национальной электронной системы сбора платы за проезд BelToll в Беларуси" заместитель начальника управления содержания дорожной сети департамента "Белавтодор" Минтранса Евгений Рокало.
 
Инвестиции со стороны разработчика системы - австрийской компании Kapsch TrafficCom AG - выглядят весомо - 267 миллионов евро (из них 120 вложены в организацию первого этапа). В Польше, например, проект окупился за 17 месяцев эксплуатации.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-15%
-10%
-20%
-52%
-50%