• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога



Судья Высшего хозяйственного суда Виктор Курило
Наверное, ни один более-менее крупный вокзал, как автомобильный, так и железнодорожный, не обделен вниманием со стороны таксистов-нелегалов. Они порой очень назойливо предлагают свои услуги пассажирам. Особенно часто нелегальный извоз встречается в Минске и областных центрах. Желающих "бомбануть" денег с помощью такого нехитрого промысла не убавляется. По данным хозяйственных судов, если говорить о незаконной предпринимательской деятельности в целом, то чаще всего она связана с торговлей. Нелегальный извоз выходит на второе место в этом рейтинге сомнительной "деловой" активности. Подробнее об этом корреспонденту БЕЛТА рассказал судья Высшего хозяйственного суда Виктор Курило. 

- Если объяснять юридическим языком, то кто такой таксист-нелегал?


- Это физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и, не имея никаких разрешений, незаконно оказывает услуги по пассажирским перевозкам на автомобиле. Это считается административным правонарушением и подпадает под ч.1-1 ст.12.7 КоАП (предпринимательская деятельность без государственной регистрации). Предусмотрена и уголовная ответственность, для этого нужно доказать, что был получен доход в размере 1 тыс. и более базовых величин. Это сложно, потому что, естественно, никто сам не признается в получении такого незаконного дохода.

- Сложно ли доказать факт нелегального извоза?

- Механизм доказательства не так уже и сложен. Обратите внимание на улицы Минска, особенно в вечернее время. Вблизи ресторанов или игорных заведений вы увидите машины, которые ждут пассажиров. Далеко не все из этих водителей работают легально. Среди них также проводятся проверки. Налоговые органы наработали методы, которые позволяют выявлять нелегалов. Обычно оперативные сотрудники налоговой выступают в качестве пассажиров. Затем при сотрудничестве с ГАИ они фиксируют факт правонарушения, составляются административные протоколы, у нелегальных таксистов берутся объяснения. Пакет документов передается в хозяйственный суд.

- Есть ли статистика по таким делам?

- Число материалов по этим фактам возрастает. Если за второе полугодие 2011 года в хозяйственные суды Беларуси поступило 158 дел, то в 2012-м - уже 451. В первом квартале этого года - больше 200 дел.

- Какова ответственность за нелегальный извоз? Насколько высок риск конфискации машины?


- Все зависит от количества доказанных случаев нелегального оказания таких услуг. Например, если человек попадается первый раз, то, как правило, хозяйственные суды налагают штраф. Максимальная величина - 100 базовых, что сейчас составляет Br10 млн. Также Кодекс об административных правонарушениях предусматривает конфискацию дохода и самого транспортного средства, на котором оказываются услуги. Обращаю внимание, что может быть конфискован автомобиль, не только находящийся в собственности нарушителя. То есть, если на машине нелегально таксуют, то ее могут изъять. Для нас важен факт, что конкретный субъект оказывает услуги на конкретном автомобиле. При этом, если действительно будет конфискован автомобиль, который принадлежит не самому таксисту-нелегалу, то владелец может подать гражданский иск, чтобы взыскать с нарушителя стоимость машины.

Встречаются в практике случаи, когда нелегальные таксисты регистрируют авто на жен, братьев, родителей и так далее. Но опять-таки, суды на это внимания не обращают и принимают решение о конфискации. Обычно санкция применяется, если человек попался во второй раз, а чаще всего - в третий или четвертый. Что касается именно повторного нарушения, то здесь судьи учитывают, как часто нарушитель оказывал услуги по нелегальному извозу, на протяжении какого периода, уплатил ли он штраф, назначенный ранее. Пока в практике с 2011 года был только один случай, когда автомобиль конфисковывали за повторное нарушение. Более активно суды стали принимать решения об изъятиях автомашин, начиная со второго полугодия 2012 года, когда конфисковали 7 машин. В первом квартале этого года также изъято 7 машин. Конфискация - очень действенная мера, потому что человек понимает, что это вполне реальная перспектива, и приходит к выводу, что при нелегальной работе довлеет страх изъятия автомобиля.

- Насколько серьезен ущерб от нелегального извоза для экономики?

- Здесь вся проблема в том, что нелегалы мешают работать официально зарегистрированным перевозчикам. Конечно, это отражается и на поступлении налогов в казну. Есть и другой момент - подрывается культура ведения бизнеса. Появляется соблазн для других уйти в нелегальную сферу, потому что тогда проще решать вопросы с содержанием автомобиля, с техосмотром и медицинским освидетельствованием. Получается, что взял машину и поехал. Затраты - только на бензин, всю остальную выручку можно забрать себе. Бывают такие случаи, когда человек работал на какую-то фирму, потом ушел, но оставил на своем автомобиле отличительные знаки. Некоторые водители хитрят и снимают наклейки с левого борта, оставляют на правом, чтобы было незаметно с дороги, но видно потенциальным пассажирам.

Иногда они даже пользуются услугами легальных диспетчеров. Видимо, есть неофициальные договоренности между отдельными представителями этой сферы. Если такие обстоятельства устанавливаются в суде, то мы налагаем более жесткие санкции. Согласитесь, есть разница: или человек раз-два выехал потаксовать, или занимается этим профессионально, ежедневно. Естественно, легальные фирмы заинтересованы в пресечении подобной нелегальной деятельности и сотрудничают с налоговыми органами. Их никак не может устраивать нечестная конкуренция. В случаях с диспетчерами, которые "сливают" заказы - это еще и вопрос репутации. Поэтому нужно бороться с нелегальным извозом для нормального развития бизнеса такси. В конечном счете это позитивно скажется на потребителях услуг.  
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-30%
-15%
-20%
-40%
-80%
-30%
-20%
0057470