• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Дорога


/

Реконструкция МКАД, закончившаяся в 2002 году, стала одним из грандиознейших проектов в новейшей истории Беларуси: рекорд­но короткие сроки, новые для страны технологии, неожиданно высокая интенсивность движения. Какой была Минская кольцевая десять лет назад, вспоминает "Минский курьер".


 
Когда началась реконструкция кольцевой дороги вокруг Минска, ей исполнилось без малого 40 лет.

Из третьего класса - в первый

Строить МКАД начали в 1956 году, а завершили в 1963-м. В то время она относилась к третьей категории автодорог и имела по одной полосе в каждую сторону, ширина проезжей части составляла 7,5 м.
 
В начале 1980-х трассу реконструировали, в результате чего было построено 26,8 километра четырехполосной дороги первой категории. Оставшиеся 29,4 км с двумя полосами на тот момент относились ко второй категории.
 
Однако уже к концу столетия МКАД перестала справляться с возросшей нагрузкой. В 2001 году средняя скорость автотранспорта на Минской кольцевой составляла лишь 40 км/ч, что было обусловлено большим потоком автомобилей при маленькой пропускной способности. В сутки по ней проходили 16-18 тыс. машин. Отнюдь не способствовали увеличению скорости имевшиеся пересечения в одном уровне, светофоры, остановки маршрутных автобусов.
 
7 августа 2001 года президент подписал распоряжение о проведении реконструкции Минской кольцевой автодороги.



Магистраль была открыта после реконструкции 7 ноября 2002 года как дорога первого класса с шестью полосами движения. На всем ее протяжении отсутствовали светофоры, пересечения и левые повороты в одном уровне.
 
За короткий период - с 2002 по 2003 год - максимальная интенсивность движения по обновленной МКАД возросла с 29 тысяч автомобилей в сутки до 50 тысяч, а в отдельные дни и часы пик этот показатель достигал и 60 тысяч. Такой рост числа пользователей стал неожиданностью даже для проектировщиков.
 
Впрочем, чему удивляться? Многие горожане стали пользоваться новой дорогой даже при переезде из одного района города в другой. И частники, и представители предприятий и организаций, передвигаясь по МКАД, оказались в безусловном выигрыше: помимо экономии времени они смогли сокращать затраты топлива, амортизационные расходы и так далее. А еще столица освободилась от "грязного дыхания" огромного количества автомобилей.
 
МКАД как уникальный объект

Специалисты департамента "Бел­автодор" неоднократно отмечали, что МКАД - это уникальный объект как для строителей, так и для пользователей. При этом речь шла не только о коротких сроках строи­тельства (ведь изначально планировалось, что реконструкция продлится до 2005-го), но и о том, что при реконструкции применялись самые современные технологии и материалы. Впервые в дорожном строительстве республики были опробованы и некоторые технические решения по обустройству МКАД. Например, шумозащитные ограж­дающие экраны, установленные возле близко расположенной жилой застройки, или противо­ослепляющие конструкции на барьерном ограждении по оси разделительной полосы.
 
Ни для кого не секрет, что реконструировалась Минская кольцевая в весьма сложных условиях. В этих работах участвовали около ста предприятий и организаций. Еже­дневно на объекте трудились около трех тысяч человек со всей страны. Работали порой в три смены, нередко без выходных.
 
Что мешало скорости?

На одной из пресс-конференций 2003 года представители "Бел­автодора" рассказывали, что в режиме 60-90 км/ч по МКАД движется примерно 55 процентов автомобильного потока. Для остальных установленный скоростной лимит - формальность. Кроме того, за неделю фиксировалось минимум 7 автомобилей, которые двигались по кольцевой со скоростью свыше 240 км/ч.
 
Вообще-то расчетная скорость движения по кольцевой была установлена в пределах 120 км/ч, а максимальная безопасная могла бы достигать 150. Но разрешенную скорость все-таки ограничили показателем в 90 км/ч. Причина - отсутствие культуры вождения у многих автомобилистов и частые ДТП при переходах дороги в неположенном месте. И это несмотря на то, что при реконструкции и позже было организовано 22 подземных или надземных перехода. Даже барьерное ограждение, установленное на всем протяжении дороги, не мешало (а порой не мешает и сегодня) безумцам-пешеходам пересекать проезжую часть, где придется.


 
Цена вопроса

Реконструкция Минской кольцевой в начале нынешнего века обошлась государству в 141,4 млрд рублей (примерно 76 млн долларов США), а один квад­ратный метр - примерно в 47 долларов.
 
По сравнению с другими странами это, говорят, достаточно дешево. Например, квадратный метр Московской кольцевой стоил 256 долларов, окружной дороги Мюнхена - 447, Мадрида - 338, Лиона - 447, Кельна - 560, Лондона - почти 600 долларов. О соотношении "цена/качество" судить автомобилистам.
 
Одно время после реконструкции ходили слухи, что МКАД станет платной. Однако вопрос введения платы за пользование кольцевой, по словам руководства "Белавтодора" тех лет, не возникал и не обсуждался. Вместе с тем интенсивность движения на этой магистрали уже в 2003 году превысила планку, за которой, исходя из практики других стран, дорога могла стать платной. 
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-50%
-50%
-25%
-28%
-20%
-20%
-20%
-10%