• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Алена Епишева, фото Олега Белоусова и Вячеслава Суходольского,

Подробности жуткой аварии на объездной под Гомелем в июле 2011 года стали известны далеко за пределами области. При роковом стечении обстоятельств погибли пятеро студентов. Шел проливной дождь. По трассе в направлении города двигалась гужевая повозка. За ней - МАЗ, загруженный металлоломом. Внезапно лошадь рванула к центру дороги. МАЗ, пытавшийся объехать повозку, зацепил ее, а после ехавшую по встречной легковушку.

От удара Renault расплющило, как консервную банку, и выбросило на обочину. Водитель и пассажиры - студенты одной группы Гомельского технического университета - погибли на месте. Молодые люди возвращались домой: все жили в разных регионах страны. Сегодня о трагедии напоминает безмолвный хранитель скорби - установленный памятник с оградой.


Свою судьбу не объедешь?

Сколько же их расположилось вдоль дорог: крестов, оградок, столбов, обвязанных траурной лентой, с потемневшими от времени венками? Каждый - как немое напоминание: на этом месте погиб человек. На Гомельщине, а впрочем, и не только, подобные знаки скорби встречаются довольно часто. Но есть места, где, судя по таким приметам, аварии происходят с пугающей регулярностью.

Одно из них - Северо-западный обход под Гомелем. Проехав в сопровождении экипажа ГАИ ОВД Гомельского райисполкома относительно небольшой участок пути, вместе с фотокорреспондентом зафиксировали около десятка различных монументов. Среди них есть и те, которым по 15 лет. На крестах - фото молодых парней, даты жизни, траурные ленточки "Дорогому Владимиру от коллег". А вот лаконичная табличка: "На этом месте трагически погиб хороший человек". От такого количества монументов, стоящих на открытом пространстве, становится жутковато.

Останавливаемся недалеко от памятника на месте гибели пятерых студентов. Мой собеседник - инспектор ДПС Павел Лобанов не понаслышке знает о случившемся. Он дежурил в тот роковой день, был на месте происшествия.

- Пожалуй, этот отрезок пути можно назвать проклятым, - говорит Павел Лобанов. - На объездной часто происходят аварии. Бывало и так: не успеваю оформить одно происшествие, а позади уже другое столкновение. На одном из поворотов лет семь-восемь назад ранним утром разбился директор аэропорта, заснул за рулем.

- Как вы считаете, уместны ли эти венки-памятники вдоль дорог?

- На мой взгляд, они - не лишние. Как профилактическая мера. Пусть водители видят, что здесь надо быть особо осторожным, внимательным. Трагедия ведь одна не бывает. Уберешь один крест, появится другой.

- И все же, несмотря на такие мрачные предупреждения, место остается неблагополучным. Почему?

- На трассе частые спуски и подъемы, участки с ограниченной видимостью, местами запрещен обгон. Узкая обочина уменьшает шансы уцелеть, если автомобиль вылетит под откос. За городом водители разгоняются до 90 км/час и выше. Многие, особенно в утренней и вечерней спешке, пренебрегают правилами, идут на обгон. Беспечно ведут себя на дороге молодые люди, едва получившие права. К сожалению, некоторые нарушения штрафом уже не исправишь.

Одно из гиблых мест - участок трассы Гомель - Минск под Жлобином. На закруглении дороги большего радиуса действует ограничение по скорости, запрещен обгон. Но не у каждого водителя хватает выдержки соблюдать рекомендованный темп. Старожилы припоминают: на одном из участков трассы когда-то размещалось кладбище. Возможно, поэтому место имеет такую нехорошую энергетику и славу. Кстати, несколько лет назад самые аварийные места Жлобинской автодороги освящал священнослужитель. Аналогичный обряд проводили на неблагополучных пешеходных переходах в Гомеле. В обоих случаях инициа­торами освящения выступили сотрудники Госавтоинспекции.


На заЩИТе жизней

В областном управлении ГАИ к профилактике дорожно-транспортных происшествий подходят серьезно. Мистика мистикой, но количество ДТП со смертельным исходом под Жлобином сократилось, отмечает инспектор отделения агитации и пропаганды Ольга Резвякова. Чтобы предупредить беду, задействуются все возможности: социальная реклама, баннеры, профилактические беседы и мероприятия. Аварийные пешеходные переходы в городах оборудуются светофорами, а участки трассы - шумовыми полосами.

- Дороги Гомельщины безопасны по всем вопросам организации дорожного движения с условием соблюдения на них установленных правил, - говорит начальник управления ГАИ УВД облисполкома Игорь Макушенко. - Если нет культуры вождения, отсутствует взаимопонимание между водителями и пешеходами, идет нарушение - это другой вопрос. Мы ежемесячно проводим анализ ДТП по каждому району. Выявляем причины, применяем меры, чтобы обеспечить безопасность на дорогах. Среди основных причин аварий с летальным исходом - управление автомобилем в нетрезвом состоянии и превышение скоростных режимов. Значительная часть ДТП происходит по вине пешеходов.

- С вашей точки зрения знаки скорби на дорогах - это профилактика или помеха для водителей?

- Я верующий человек, поэтому не хотел бы обсуждать эту тему… Говоря о профилактике ДТП, хочу отметить инновационные подходы. По нашей инициативе разработаны информационные панно. На них - предупреждение об опасности на русском и английском языках, указана реальная цифра погибших на конкретном отрезке дороги. Щиты будут располагаться на очаговых участках. Первый уже установлен на перекрестке трассы Хойники - Речица. Считаю такой подход достойной альтернативой. Минимум текста не отвлекает от движения, но обращает на себя внимание. Пусть на 15 - 20 километров, но водитель сбросит скорость, задумается. Об эффективности профилактических мер говорят цифры. В области сокращается количество ДТП и погибших на дорогах людей.



…Слушая про необычные подходы, вспомнила один из таких, увиденный во время поездки на Кавказ. На трассе установили на столбах побывавшую в аварии машину. Эстетики мало, но зрелище запоминается, действует отрезвляюще.

Нелегалы на обочинах

Размещение любого объекта в полосе отвода дорог должно быть согласовано с ее владельцем ("Гомельоблдорстрой", "Гомельавтодор", городскими или районными властями). А на обочине вообще устанавливать что-либо запрещено, пояснил главный инженер ПКП "Гомельдорпроект" Алексей Сухарков. Однако родственники погибших не считают нужным брать разрешение. Размещают по своему усмотрению кресты с оградами на месте трагедии. Увешивают траурными венками и лентами опоры освещения и дорожных знаков. При этом люди не думают о неудобствах других.

Нелегальный памятник в д. Шерстин. К людской беде закон не применишь, считают в сельсовете


- При обслуживании трассы, покосе травы, уборке кустарника вдоль дорог по­сторонние объекты мешают работе людей и транспорта. Такого загромождения придорожной полосы быть не должно, - подчеркивает Алексей Сухарков. - По традиции умершего человека ходят поминать на кладбище. Зачем тогда кресты у дорог? Ведь никто их не ставит, если человек скончался на улице или в больнице.

Отдельные памятники и вовсе представляют угрозу для водителей. Если насыпь дороги высокая, то они находятся практически на обочине. Ночью, при съезде автомобиля с трассы, велика опасность столкновения. Ведь крест в темноте никак не обозначен. Такие случаи единичные, но они бывают.

Место, где расположен памятник студентам, вскоре станет участком трассы, рассказал специалист. По проекту дорога будет расширена в обе стороны. Кто станет заниматься переносом солидного монумента? С подобной проблемой дорожники уже столкнулись на трассе М5 Гомель - Минск. Сейчас там ведутся масштабные работы по расширению, а свидетельств автоаварий установлено немало. С этической точки зрения не хочется грузить кресты и памятники в мусоровоз. В то же время на них нет ни адресов, ни телефонов, чтобы связаться с родственниками погибших. Да и в сторону венки с оградками не перенесешь. За полосой отвода начинаются лесные угодья либо пашни, работает сельхозтехника.

Памятник погибшим студентам частично захватывает земли КСУП “Брилево”. По проекту место, где он расположен, станет участком трассы

Не первый год у деревни Шерстин Ветковского района стоит знак дорожной трагедии. В аварию попали не местные жители, которые приезжали погостить к друзьям на дачу. Как пояснили в местном сельсовете, памятник установлен нелегально, но к людской беде закон не применишь.

…Пытаясь заглушить личное горе, род­ственники погибших не думают, что будет после, через 10, 20 лет. Со временем боль притупляется, а знаки беды, покосившись, стоят вдоль дорог. Их стараются не трогать. Мол, нехорошая примета.

Альтернативный метод профилактики ДТП на Гомельщине выглядит так…

…а на дорогах России вот так

Хранители скорби: мешают или дисциплинируют?

Сергей Надточаев, водительский стаж 23 года:



- Так уж повелось: раз люди разбились, нужно по­ставить памятник. Они сейчас всюду, куда ни поедешь. Под Жлобином много. Все аварии из-за превышения скорости. Чаще лихачат молодые. Если б ехали тише, ну, может, и врезались, но не насмерть же. С другой стороны, эти кресты отвлекают внимание. Когда их вижу, вспоминаю, как самого на скользкой дороге выкинуло на встречку. В той аварии погибли люди… Когда еду мимо таких мест, особенно ночью, обязательно притормаживаю ненадолго.

Николай, 27 лет, водительский стаж полтора года:



- Эти знаки, конечно, заостряют внимание водителей. Видно, что здесь аварийно-опасный участок. Но когда их много, действительно становится не по себе. Мое личное мнение - нейтральное. Людям будет память, а я стараюсь об этих вещах поменьше задумываться и внимательнее смотреть на дорогу.

Анатолий Шевелев, ведущий геолог предприятия "Гомельдорпроект":



- Трудно сказать. Это напоминание, что люди гибнут из-за несоблюдения правил дорожного движения. В нашей работе такие памятники создают помехи. Но никто их трогать не будет, вот и приходится объезжать, переносить технологические площадки в другие места.

Анна, 21 год, стаж вождения 11 месяцев:



- Не мешают. Наоборот предупреждают, что здесь опасный перекресток, произошла авария, водителю нужно быть осторожнее. Я довольно часто езжу по области и всегда обращаю внимание на дорожные знаки, в том числе и такие. Особенно, если местность мне незнакомая.

Николай Дубинин, инспектор ДПС:



- Как шокотерапия, они напоминают водителям о необходимости соблюдения правил. Не осуждаю род­ственников, которые посчитали нужным их установить. Но сам я не вижу смысла в этой традиции. Зачем устанавливать памятник? Есть кладбище, куда обычно приходят поминать умерших. Это личное дело каждого человека.

Христианский символ радости, а не траура

Можно ли по христианской традиции устанавливать на месте дорожной аварии кресты и памятники? Обращаюсь с вопросом к настоятелю храма Казанской иконы Божьей Матери агрогородка Мичуринская иерею Вячеславу Барсукову.

- С точки зрения церкви, устанавливать крест можно везде. Ведь он символизирует не смерть, а жизнь, радость, воскресение, - говорит отец Вячеслав. - Но народ часто не понимает истинного предназначения креста. Возводя памятники на месте аварии, люди, по сути, устанавливают могилы: с оградками, венками, табличками, фотографиями. А так нельзя. Для этого есть кладбище. Если решили обозначить место трагедии, нужно поступать осознанно, не обустраивать могил. Можно установить и обязательно освятить крест (его издревле называли по­клонным). Для этого следует обратиться к священнику.

- Ваш приход расположен недалеко от аварийной трассы под Гомелем. К вам уже обращались с просьбой освятить крест на месте трагедии?

- Ни разу.

- В народе существует поверье: убирать кресты нельзя. Так ли это?

- Все, что связано с погребением или перезахоронением, делается с разрешения церкви, благословения священника. Убирая могилу, мы можем осквернить память человека, который там похоронен. Если это просто памятник или крест на обочине, установленный по решению родственников, не освященный - ничто не мешает убрать. Конечно, не с поруганием, а с благими намерениями.

- Ритуальная индустрия предлагает родственникам широкий ассортимент. Насколько траурная атрибутика вдоль дорог поможет душе погибшего?

- Скорбя, близкие по-своему пытаются помочь усопшему. Но его душе нужно не внешнее - какие-то дела пред людьми, венки, поминки, памятники, а духовное. Прежде всего, наша молитва. Лучше бы силы, потраченные на установку памятника, мы направили на молитву. А деньги - на пожертвования детским домам или нуждающимся. Освятить крестом место трагедии - значит оградить его от нечистых сил, дать возможность другому, проезжая мимо, перекреститься и помолиться за усопшего и свое здравие. Это и будет духовной поддержкой. С другой стороны, крест на месте аварии как воспитательный момент - не нарушай. Если бы участки, где часто гибнут люди, освящали, думаю, страшных случаев было гораздо меньше.

P.S. Как женщина, потерявшая в автомобильной аварии близкого человека, скажу, я - не сторонник придорожных знаков скорби. Чтобы помянуть погибшего, прихожу на могилу, ставлю в церкви за упокой свечу. Если каждый начнет устанавливать памятники, то обочины превратятся в кладбища. Взглянув на печальную статистику ГАИ, понимаю: сказанное не кажется преувеличением. Только за последние 10 лет в ДТП на Гомельщине погибло более двух тысяч человек. Если пьяный лихач летит по встречке, остановит ли его траурный венок, висящий на столбе? Вряд ли. Скорее, сам столб. Как бы там ни было, но о человеке после смерти должна остаться светлая память, а не ритуальная мишура вдоль дорог. 

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-10%
-50%
-40%
-50%
-10%
-30%
-10%
-10%
0057470