• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Майя Светлова,

Двигатель внутреннего сгорания вызывает все больше нареканий экологов по загрязнению окружающей среды, а нефтяное топливо год от года становится все дороже. Что тормозит появление экологического транспорта в Беларуси?

Электромобиль не производит никаких выбросов в атмосферу — это экологически чистый транспорт. И очень экономичный (около 1 доллара на 100 км). Специалисты говорят, что электромобиль надежнее, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, а при ДТП, на автозаправках, при внезапных поломках гораздо пожаробезопаснее.
 
Только вот стоимость электромобиля пока не очень дружелюбна — от 60 тысяч долларов. И все же среди жителей городов, по оценке директора информационно-просветительского центра "За авто" Артема Шаркова, есть те, кто, может, и хотел бы купить электромобиль, но заряжать его пока негде.
 
— Первое условие для электрической техники — наличие заправочных станций. Такого рода инфраструктура в нашей стране пока не развита. Государству выгоднее продавать белорусам бензин, — отмечает эксперт.
 
Более того, 95% городского населения Беларуси проживает в многоквартирных домах, где нет гаражей.
 
— Тогда встает вопрос о том, где держать и заряжать электромобиль. К тому же не всякий аккумулятор способен выдержать минусовую температуру, — перечисляет Артем Шарков другие причины приверженности белорусов автомобилям с обычными двигателями.
  
В условиях постоянного роста цен на топливо белорусские автолюбители решают, как на нем сэкономить, покупая гибриды. Расход горючего — около четырех литров на 100 км, рассказывает Игорь, владелец Тойота Prius. Сегодня такая модель стоит в пределах 15 тысяч долларов, и она довольно распространена в Беларуси.
  
— Гибрид приводит в движение электромотор. Его наличие позволяет называть такую технику электромобилем, — считает водитель. — Но больше 3-5 км на модели 2007 года выпуска при аккумуляторной батарее в 4 кВ не проехать. Ситуацию исправит более мощная батарея, которая накапливает энергию для электромотора. Но если аккумулятор на 4 кВ стоит около 2 тысяч долларов, то на более мощную батарею придется потратить порядка 100 тысяч долларов.
 
Вот почему владелец гибрида считает, что пока белорусу дешевле покупать топливо, чем пересаживаться на электромобиль.
 
Уже сегодня за рубежом вводится законодательная поддержка владельцев чистого транспорта, для них уменьшают налоги, не берут плату за парковку. А для энтузиастов в магазинах за относительно небольшие деньги продается все необходимое для конверсии автомобиля в электромобиль.
  
В Беларуси в связи с использованием большого числа автомобилей экологическая ситуация ухудшается.
 
— Самыми опасными считаются отработанные газы, поступающие в атмосферу при использовании дизельного топлива, чуть меньше — бензинового, однако показатель вредоносности современных дизельных автомобилей приближается к бензиновым, — считает специалист Центра экологических решений Анатолий Калач.
 
Однако для получения электроэнергии, которую будет потреблять электротранспорт, также необходимо сжигать горючие ископаемые, из-за чего выделяемые вредные вещества опять будут поступать в атмосферу, отмечает эксперт, подчеркивая, что внедрение электромобилей вызовет иную проблему — утилизации аккумуляторов. Строить предприятия по их переработке в Беларуси нецелесообразно, поскольку из-за небольших объемов они не будут рентабельны.
 
Так что, по прогнозам Анатолия Калача, если белорусы и пересядут на электромобили, то лишь в далеком будущем. 
Нужные услуги в нужный момент
-50%
-10%
-20%
-20%
-32%
-30%
-99%
0057470