реклама
реклама


Дорога


Татьяна Кудряшова,

Такой снежной зимы, как нынешняя, не было уже несколько лет. Лишь недавно дороги стали обнажаться от белой шубы, и сразу выявились проблемы – большие и маленькие ямы и ямки. В сущности, это случается ежегодно из-за резких перепадов температуры воздуха, в этом году даже трассы международного значения, такие как М6 (Гродно – Минск), сбросив снег, показали, как тяжело они перенесли зимний период.

Не исключение и городские дороги, которые в некоторых местах напоминают голландский сыр, известный своими "дырками". На это время пробитых шин и покореженных дисков брюзжат водители.
 
История одной выбоины
 
Вероятно, все, кто часто ездит по привычному маршруту, знают "свои" ямки. Мой путь на работу лежит через улицы Шевченко – Труханова. О проблемных местах этой дороги я знаю не понаслышке. Например, как правило, ямы образовываются (если ехать в сторону города) возле железнодорожного полотна, затем на закруглении дороги в районе здания Лидской дистанции сигнализации и связи, где бывает сложно не попасть в выбоины при встречном разъезде, так как ямки находятся ближе к обочине. Дальше водителей могут ожидать неприятности возле светофора на Т-образном перекрестке Труханова – Радюка.
 
А одна ямка мне запомнится на всю жизнь… Это теперь я точно знаю, что она находится практически возле самой остановки автобуса № 4 "Улица Донского". А тогда… Когда я возвращалась в темное время суток из города и сдавала ближе к обочине при встречном разъезде, колесо моей легковушки жалобно крякнуло и тут же по асфальту зашуршал диск. Резина восстановлению не подлежала. На следующий день я специально днем отправилась искать "свою" ямку. И нашла. Теперь совершенно точно в нее не попаду.
 
Каждый год по весне "мою" ямку заливают битумом, и потом за колеса можно не переживать. Но не в эти дни…
 
Ход процесса
 
Для начала захотелось узнать, почему же эти злосчастные ямки вновь и вновь появляются в тех же местах, а в других образуются новые. Это мне объяснил прораб дорожно-эксплуатационного предприятия Лидского ГУП ЖКХ Сергей Синевич:
 
Когда ямки заливают битумом или другими специальными смесями, они на некоторое время обеспечивают соединение этого состава с основным дорожным покрытием. Однако под воздействием ультрафиолета, нагрузок транспортных средств, да еще при перепадах температур эта связь ослабевает. Асфальт в ямке и вокруг нее становится рыхлым. В щели попадает влага, вода, и разрушение - вопрос времени. В мороз или устойчивый "плюс" проблемы с дорожным покрытием не настолько проявляются, как в тот период, когда случаются перепады температуры, как и происходило этой зимой.
 
По словам дорожников, процесс непосредственного образования ямы может занять... всего несколько минут.
 
Достаточно, чтобы по слабому месту проехал тяжелый грузовик, а остальное раскрошится под колесами других автомобилей.
 
Вообще, характерные места образования ям – это там, где есть застой воды. И ведь действительно – на крутом подъеме или спуске ям практически не увидишь.
 
Конечно, водителей мало интересует алгоритм появления ям. Покрытие проезжей части должно быть в порядке, а ремонт – по времени, по праву считают они. Поэтому о ремонте.
 
Дела битумные
 
"Латать" дороги в Лиде уже начали. Проблемных участков немало: объездная дорога вдоль завода "Оптик" и до самого "кольца" перед микрорайоном Молодежный, улицы Фурманова, Генерала Беды, Малахова, участок улицы Калинина за Т-образным перекрестком и поворотом на улицу Генерала Беды и другие. Список можно продолжить. Амортизаторы автомобилей здесь трудятся вовсю.
 
Как идет работа и хватит ли запасов смесей у лидских дорожников, я поинтересовалась у Сергея Синевича. Вот что он ответил:
 
Сегодня мы работаем в две смены: с 6 до 15 часов и с 15 до 22-х. Расходных материалов у нас имеется в достаточном количестве. Мало того что сами "варим" асфальт, еще и приобрели специальную смесь (холодный асфальтобетон), предназначенную для ремонта дорожного покрытия при минусовых температурах. Работать есть чем, а объемы таковы: в сутки для ямочного ремонта используется около 4-5 тонн горячего асфальта и около 3 тонн холодного.
 
У каждой, даже вновь построенной, дороги есть гарантийный срок, даже после капремонта он составляет минимум два года, максимум - семь лет. Понятно, что текущий ремонт еще более недолговечен. Поэтому старым и новым ямкам на дорожном покрытии удивляться не стоит. Главное – чтобы латали их своевременно.