реклама
реклама


Дорога


Белорусские дороги посыпают песчано-соляной смесью, которая не полезна для деревьев, растущих вдоль дорог, разрушает днища машин и обувь. Однако состав смеси не содержит запрещенных веществ и в силу своей дешевизны меняться на другой не будет.

В Беларуси уже много лет дороги посыпают одной и той же смесью, хотя о последних разработках в сфере противогололедных смесей наши специалисты знают.

Определяющим фактором для отечественных дорожников является цена, отметил в комментарии для Naviny.by начальник управления производства работ и содержания дорожной сети РУП "Минскавтодор-Центр" Дмитрий Демидович:

"В Беларуси есть месторождения соли. А самый дешевый и известный материал, используемый в качестве противогололедной смеси, - хлорид натрия. Эффективным реагентом для борьбы с наледью является чешуированный хлористый кальций, который необходимо привозить из-за рубежа. Меж тем это дорогой реагент - примерно в 80 раз дороже. Таким образом, исходя из объема финансирования, которое выделяется на содержание дорог, в обозримом будущем применяться будет хлорид натрия. Это логично - применять более дешевый местный материал".

По словам специалиста, в Западной Европе, например, в Германии и Польше, обрабатывают дороги тем же хлоридом натрия. Другие материалы не то чтобы более экологичны, говорит Демидович, а, скорее, более практичны, то есть могут растапливать снег при более низких температурах.

Соль уничтожает деревья и портит машины


Однако хлорид натрия не устраивает ни потребителей, которые жалуются на порчу машин и обуви, ни специалистов, занимающихся охраной природы.

В 2006-2008 годах проводилось исследование влияния противогололедных смесей и транспортных выхлопов на зеленые насаждения вдоль автомагистралей. Работу выполняли сотрудники Центрального ботанического сада, Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук и Белорусского дорожного научно-исследовательского института. Согласно выводам ученых, многие растущие вдоль автодорог деревья и кусты подвергаются экологическому риску. Особенно серьезная ситуация сложилась вдоль МКАД. Участки зеленых насаждений здесь находятся в зоне экологического кризиса. Более 70% деревьев ослаблены, некоторые - высыхают. Специалисты в сложившейся ситуации рекомендовали высаживать вдоль дорог солеустойчивые растения-фильтры, которые создадут защиту другим зеленым насаждениям.

Руководитель сектора мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Александр Судник отметил в комментарии для Naviny.by, что при всех отрицательных последствиях воздействия хлорида натрия на экологию его использование дорожники справедливо аргументируют экономическими причинами. Меж тем важно соблюдать разумные пределы в объемах соле-песчаной смеси: "Можно сначала почистить снег, а затем посыпать смесью, а не сразу сыпать соль на снег, чтобы он таял".

Дмитрий Демидович согласен с мнением ботаника, но говорит, что дорожные службы часто вынуждены уступать требованиям потребителя, который при любых погодных условиях хочет ехать на привычной ему скорости. Специалист привел в качестве примера Финляндию, где зимнее содержание дорог проводится с акцентом на экологию, то есть соли на дорогу сыпется меньше, при этом водителям минимальные условия обеспечиваются. Демидович утверждает, что в странах Скандинавии на одну и ту же площадь дорожного покрытия расходуется в разы меньше соляной смеси, чем у нас.

Соответственно, меньше несет затрат государство: "Если идет снег, не может случиться волшебства - он не исчезнет. На то, чтобы обработать часть дороги, требуется время. От нас пользователь требует, чтобы дорожное покрытие было черного цвета, даже когда идет снег. Мы же исходим из того, что главное, чтобы был обеспечен проезд. Ездить 120 км в час во время снегопада в любом случае не рекомендуется, себе дороже. У нас именно из-за требований потребителя во время снегопада на дороги высыпается много соли".

Что касается порчи машин, Демидович отмечает, что в соль добавляют антикоррозионные добавки: "Если бы мы этого не делали, коррозия распространялась бы и на нашу технику. Мы же не заинтересованы в том, чтобы она страдала".

Кроме того, он отметил, что европейские машины производятся с применением антикоррозионной обработки, срок действия которой - около семи лет. В Беларусь же ввозится много автомобилей с большим сроком эксплуатации: "Таким образом, логично, что машина здесь начинает портиться".

Что касается обуви, то прежде чем выйти на улицу в новых сапогах первый раз, их нужно обработать кремами, содержащими воск: "В таком случае максимум, что у вас может произойти - появится белый налет в результате кристаллизации соли. Его легко снять мокрой тряпочкой".

Дороги обрабатывают только разрешенными компонентами

И все же в обществе не стихают разговоры о том, что дороги обрабатывают чем-то нехорошим. Слухи подогреваются публикациями в российских СМИ.

Так, на портале "За рулем" идет настоящее наступление на реагенты, мол, дороги Москвы посыпают чуть ли не ядом. Межрегиональный общественный центр "За безопасность российских дорог" с помощью химиков нашел в смеси, как они пишут, "желтый галит и черный СБГ", которые "запрещены к применению".

Как пояснил Дмитрий Демидович, галит - это как раз то, чем наши дороги и посыпают, то есть хлорид натрия. Но ничего страшного в нем нет: "Галит - это отход, образующийся в результате добычи хлористого калия. В чистом виде хлористый натрий выглядит как обычная соль, а галит имеет красноватый оттенок из-за примеси хлористого калия (около 0,3%). Поскольку это побочный продукт, он значительно дешевле".

Существует государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1158-2008 "Материалы противогололедные для зимнего содержания автомобильных дорог. Общие технические условия", где определены составы смесей, утвержденные в числе прочих и Министерством природы и охраны окружающей среды. Запрещенные вещества в противогололедных смесях не используются, в том числе и такой реагент, как СБГ, которым пугают москвичей.

И все же, подчеркивает Дмитрий Демидович, любое химическое соединение имеет какой-то класс опасности. Хлорид натрия относится к малоопасным веществам, разрешенным к использованию.

Комментарии с форума

  • koshak-75 10 февраля 2013 в 11:52

    В общем и целом я так понял: разрушение днищ машин и обувных подошв равно как и вымирание деревьев - плата за возможность осуществлять движение по трассам.

  • 11vasya 10 февраля 2013 в 12:46

    галит это обычная соль, которая у всех есть на кухне. а галитовые отходы, это уже другая вещь. вернее это та же соль, но в смеси с глиной и калийной солью, ну и со всей остальной таблицей мендилеева . лучше пусть дороги будут в соли, чем покрыты льдом. да и деревья вдоль дорог повырубали- нечему уже вянуть стало.

  • 11vasya 10 февраля 2013 в 12:48

    koshak-75 (10.02.2013 11:52) писал(a):
    В общем и целом я так понял: разрушение днищ машин и обувных подошв равно как и вымирание деревьев - плата за возможность осуществлять движение по трассам.
    на работе постоянно хожу и по соли и по лужам из рассолов- подошвы не страдают от нее, а кожа только растягивается и смягчается. но белый налет присутствует после намакания.

  • moroving 10 февраля 2013 в 13:25

    Да тут недавно стать как работают дорожники в бресте. Они вначале посыпают солью, а после того как соль вступила в реакция со снегом где то через пол часа уже чистят. О как.

  • matushka-i 10 февраля 2013 в 14:16

    ".... Но ничего страшного в нем нет: "Галит - это отход, образующийся в результате добычи хлористого калия..." Конечно, "что русскому здОрово, то немцу карачун" Ещё, конечно, ничего страшного нет в том хлористом реагенте, что добавляют в водопроводную воду (уже второй день кран не открыть- вонь как в старом бассейне). Когда это "ничего страшного" закончится?

  • Lidchanin_ 10 февраля 2013 в 15:00

    Беларуские дароги ничем запрещенным не посыпают. Их, в основном, изредка посыпают асфальтом.

  • eko_log 10 февраля 2013 в 16:45

    Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, подогреваются тротуары и улицы. Гололёда не бывает, и снег убирать не надо.

  • tormido 10 февраля 2013 в 17:27

    Достаточно давно работаю слесарем по ремонту автомобилей и могу с уверенностью сказать, что ничем полезным дорожное полотно не посыпают. В зимне-весенний период влага с автомобилей, которая попадает на руки вызывает жуткое раздражение кожных покровов, растрескивание и кровоточащие раны, очень похожие на химические ожоги. Одно дело техника, которая просто железка, а совсем другое жизнь и здоровье людей. Между прочим роль государства в первую очередь как-раз именно забота о гражданах. Всех гражданах, а не только министерских работниках.

  • geka1977 10 февраля 2013 в 17:28

    когда резина хорошая по мне вообще соль нефиг сыпать

  • broucek 10 февраля 2013 в 17:47

    cosh (10.02.2013 12:55) писал(a):
    Нет. Разрушение днищ машин и обувных подошв из-за лени дорожников. И не желания внедрять альтернативные технологии, которые в перспективы позволят экономить бюджетные деньги. Товарищ чиновник сильно лукавит. Типичный пример - утрамбованный(!) снег отлично держит машину, в то же время снег посыпанный солью превращается некую гелеподобную субстанцию, едя по которой вы имеете отличные шансы уйти в столб или кювет. Как-то ехал по трасе Е-95 там где дорожники посыпали - дтп за дтп. Где нет - все нормально. Солью посыпается не против снега - а против льда. Лед имеет низкое сцепление. Посыпанный солью снег имеет такое же низкое сцепление. Рыхлый снег имеет низкое сцепление. Очищенный от снега асфальт и посыпанный солью - не имеет льда и имеет отличное сцепление колес с поверхностью. Отсюда вывод? Нужно дороги от снега очищать. А не солью посыпать без меры. ЗЫ кстати в предыдущие годы убирали снег с дорог гораздо лучше и оперативнее.
    Три дня боролся с ЖРЭСом за расчистку проезжей части двора: за зиму ни разу не почистили снег, а теперь все тает и колея по-колено. ЖРЭС разводит руками: все замерзло, что мы можем сделать? Приехал дебил тракторист ( я обычно не выражаюсь, но тут допекло) въехал колесами в колею, сделал её еще глубже и всё... Соляру списал, слил, двойную оплату за работу в выходной день получил . Не забудьте оплатить услуги ЖРЭС за техобслуживание и не осуществляемый капитальный ремонт, товарищи жильцы и УВАЖАЕМЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ!!!

  • broucek 10 февраля 2013 в 17:48

    eko_log (10.02.2013 16:45) писал(a):
    Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, подогреваются тротуары и улицы. Гололёда не бывает, и снег убирать не надо.
    Нам скоро дома отапливать не будут, а Вы дороги....

  • BOB-55 10 февраля 2013 в 18:06

    Живу около старой "минки" и всю жизнь ее посыпают этой смесью. Ни одно дерево не высохло и трава в пояс.Да ,машинки гниют и сапожки портятся ,так вы на севере живете и не Японии,север которой гораздо южней.

  • gentle-giant 10 февраля 2013 в 18:20

    неужели их вообще посыпают ?

  • gentle-giant 10 февраля 2013 в 18:23

    broucek (10.02.2013 17:47) писал(a):
    Три дня боролся с ЖРЭСом за расчистку проезжей части двора: за зиму ни разу не почистили снег, а теперь все тает и колея по-колено. ЖРЭС разводит руками: все замерзло, что мы можем сделать? Приехал дебил тракторист ( я обычно не выражаюсь, но тут допекло) въехал колесами в колею, сделал её еще глубже и всё... Соляру списал, слил, двойную оплату за работу в выходной день получил . Не забудьте оплатить услуги ЖРЭС за техобслуживание и не осуществляемый капитальный ремонт, товарищи жильцы и УВАЖАЕМЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ!!!
    не у тебя одного дебилы жесовские обсуживают дворы - ВЕЗДЕ так

  • narot 10 февраля 2013 в 19:09

    Ну неужели только у нас экономят на обслуживании дорог в зимнее время? А в германии значит нет? Чего-то мне совсем не понятно...Может надо во всём меру знать, ГОСТы разрабатывать и соблюдать.Ну не только же в беларуси такие снежные зимы...

  • max2030 10 февраля 2013 в 19:20

    Сегодня ехал по трассе Минск - Могилёв....так на участках, которые сделали 2-3 года назад вместе с талым снегом смыло и часть асфальта... образовались участки с ямками глубиной 10-15 см... а дорога считается скоросная!!вот такие у нас крутые реагенты ,что асфальтобетон не выдерживает=)))

  • matushka-i 10 февраля 2013 в 19:55

    max2030 (10.02.2013 19:20) писал(a):
    Сегодня ехал по трассе Минск - Могилёв....так на участках, которые сделали 2-3 года назад вместе с талым снегом смыло и часть асфальта... образовались участки с ямками глубиной 10-15 см... а дорога считается скоросная!!вот такие у нас крутые реагенты ,что асфальтобетон не выдерживает=)))
    Так ноябрьский асфальт всегда сходит вместе с февральским снегом.

  • gentle-giant 10 февраля 2013 в 20:07

    max2030 (10.02.2013 19:20) писал(a):
    Сегодня ехал по трассе Минск - Могилёв....так на участках, которые сделали 2-3 года назад вместе с талым снегом смыло и часть асфальта... образовались участки с ямками глубиной 10-15 см... а дорога считается скоросная!!вот такие у нас крутые реагенты ,что асфальтобетон не выдерживает=)))
    воруют себе строительные ингридиенты - потому и особнячки крутые у начальства

  • eko_log 10 февраля 2013 в 20:25

    broucek (10.02.2013 17:48) писал(a):
    Нам скоро дома отапливать не будут, а Вы дороги....
    у них нет центрального отопления, каждый отапливает свой дом сам, климат не сравнить, конечно

  • karellen 10 февраля 2013 в 22:18

    В Москве посыпают дороги какой-то суперэкологичной гадость. Только вот эту "экологию" не всякий ботинок выдерживает -- подошву разъедает.

  • old-bird 10 февраля 2013 в 22:27

    ЖЭСами, ЖРЭО--- давно пора заняться госконтролю, прокуратуре... там непочатый край работы... а может мест на зонах, для них нет?

  • belanovskiy 10 февраля 2013 в 22:45

    Как-то ехал перед НГ по трассе, усыпанной мокрым снегом и на участке между Борисовом и Жодино насчитал три встречных МАЗа дорожников с отвалами спереди и солеразбрасывателями. Так вот, ни один(!!!!!!!) из них на чистил дорогу от снега - два тупо сыпали соле-песчаную (а не наоборот!) смесь в эту кашу, а третий просто катался. И что хорошего после этого можно сказать о дорожниках?

  • comp 10 февраля 2013 в 23:24

    Ха, напугали. Соль вредная. А {Бисфенол А} совсем полезный.

  • ADave 10 февраля 2013 в 23:36

    Прочитал название новости, почему-то подумалось про наркотики. Ох испорчен я.

  • distu.rb-7 11 февраля 2013 в 08:07

    Снег нужно чистить гаспада дорожники... а не тупо всё посыпать солью гордо задрав скребок и считая в уме сэканомленное (украденое) у государство топливо.Раньше таких праблем дурных не было - папёрдывал себе спакойна ЗИЛок чистил снег и посыпал песочкам с солью.Но это было очень давно когда ещё не воровали соляру тоннами.Шоб вы этай салярай как в песне Сектара Газа делали.Из за вас казлов люди гибнут.

  • kondor.reklama 11 февраля 2013 в 10:55

    Что касается обуви, то прежде чем выйти на улицу в новых сапогах первый раз, их нужно обработать кремами, содержащими воск: "В таком случае максимум, что у вас может произойти - появится белый налет в результате кристаллизации соли. Его легко снять мокрой тряпочкой". если бы так было. обрабатывай не обрабатывай замшевые сапоги - через месяц выглядят ужасно. покупаешь обувь ровно на одну зиму. нельзя сыпать только песок???

  • jinnaj 20 февраля 2013 в 17:39

    Разрушение днищ машин и обувных подошв из-за лени дорожников... Их счастье - как чужая обувь: красиво, но - увы, не по ноге http://minsk.olx.by/iid-482792269 нельзя сыпать только песок?