реклама
реклама


Дорога


Главной причиной травматизма, инвалидности и смертности среди молодых и здоровых людей давно стал автомобиль. Число жертв ДТП (пострадавших, но живых!) среди водителей, пассажиров и пешеходов только в Минске и лишь за прошлый год приближается к тысяче. Статистика не знает, кто из них полностью восстановит здоровье и трудоспособность, а кто утратит их хотя бы частично, но навсегда. 

Кому–то придется смириться с инвалидностью, кто–то будет прикован к постели. Жизнь тех, кому не повезло, резко делится на "до" и "после" аварии. Одной из главных проблем "после" для человека становится материальная компенсация. Если он не может по–прежнему зарабатывать на жизнь, то кто и сколько за это заплатит? С этим в редакцию и обратился минчанин Игорь Довгалюк. Его проблему усугубляет вот что: виновник инвалидности живет за границей.




Один на один с фурой

...Это ДТП в декабре 2011 года даже не было выделено в официальных сводках. ГАИ обращала внимание на более трагические случаи. Тогда только за уик–энд на дорогах произошло более тысячи аварий, в которых погибли 15 человек и около сотни пострадали! В Солигорском районе "Ауди" столкнулась с грузовиком: трое погибших. В Гродно микроавтобус насмерть сбил мать и сына...

 
В понедельник, 19 декабря, когда в аварию попал герой этой истории, случилось около трехсот ДТП, погибли четверо. Довгалюк выжил, хотя встречная фура практически снесла крышу его "восьмерки". С тех пор он почти недвижим. Чтобы приподняться с подушки, использует прикрепленные к потолку стропы. Сойти с постели и встать на ноги не может. Чтобы отвезти на обследование или лечение, его с 7–го этажа выносят к машине. Через год после реанимации конца лечению не видно.

Роковое событие произошло в 50 километрах от Витебска. Довгалюк описывает его так: "Время около 20.00, прекрасный предновогодний вечер, тепло и сухо. В свете фар дорога хорошо просматривалась. Причин для беспокойства никаких: машин мало, стаж у меня около 19 лет, есть права у приятеля. Он мирно дремал. Когда вдали появились три фуры с прицепами, это не вызвало у меня никаких опасений... Разминувшись с двумя, вдруг перед собой увидел третью... Яркий свет фар — передо мной, на моей полосе..."

Столкновение на скорости 90 км/час с грузовиком MAN, имевшим польские номера, было фактически лобовым.

Довгалюка реанимировали, оперировали и лечили в минской больнице скорой помощи. Выписали со сложным диагнозом: переломы обеих бедренных костей, переломы ребер, ушиб сердца, шок 2–й степени, раздробленная пятка, сотрясение головного мозга... Домой привезли 21 января. Эта дата до сих пор значится на календаре в изголовье.

Высокой стопкой лежали дома десятки ярких детских снимков. Довгалюк был предпринимателем, занимался фотосъемкой и должен был раздать фото перед Новым годом. Дети, наверное, и сейчас не знают, почему их "обманули"... Фотограф очень за них переживал, хотя главная проблема была в другом: как жить, если ты в квартире один?

Кто купит продукты и приготовит еду, кто ее подаст и потом приберет, как быть с обременительными гигиеническими процедурами? Позвонил в социальную службу: на помощь соцработника претендовать не может. Не пенсионер и формально даже не инвалид. Назначение группы — долгая процедура.

За ним ежедневно и попеременно ухаживали соседи и знакомые, перед ними было неловко. Очень кстати пришлись бы деньги, которые Довгалюк ожидал получить от виновника аварии. Слышал, что страховая стоимость фуры, у которой некритические повреждения, составляет до полумиллиона долларов. Окажись она в залоге, это был бы хороший стимул для ее владельца, чтобы заплатить пострадавшему и решить многие его проблемы.

Виновен, но свободен

Удивлению не было предела, когда он узнал, что польский водитель на своем MAN уехал домой. Позже получил из Бешенковичского районного отдела Следственного комитета постановление: "Водитель автомашины MAN с прицепом "Кегель" при совершении обгона не убедился в его безопасности, выехал на полосу встречного движения, где столкнулся со встречной автомашиной ВАЗ 21081". Виновен! Но далее сообщалось: невозможно полагать, что в его действиях присутствует состав преступления, посему "в возбуждении уголовного дела отказано".
 
Место аварии 
Трудно было не только в быту. Пришлось, например, по повесткам выезжать за 200 км в Витебскую область — для следственных действий на месте ДТП. Довгалюка выносили к машине, где с вытянутыми ногами он сидел несколько часов. Было больно и... обидно. Группу инвалидности ему в положенное время дали и пенсию назначили. Но за миллион тянет цена лишь одного обязательного лекарства, а принимать нужно несколько... Увы, жизнь человека уже никогда не будет такой, как прежде.

Чашу его терпения, однако, переполнило сообщение СМИ: белорусский дальнобойщик, по вине которого 24 ноября 2012 года погибли трое граждан Польши, был арестован. Аварию заснял видеорегистратор, она оказалась в интернете и очень напоминает случай Довгалюка: фура уже с белорусскими номерами неожиданно вылетает на "встречку"... Сообщалось, что прокурор города Замбрув Подляского воеводства попросил для водителя три месяца ареста, которые потребуются для выяснения всех обстоятельств аварии.

Тогда-то Игорь Довгалюк и написал в газету: почему со мной все было иначе? Редакция направила письмо в Следственный комитет.

Важно подчеркнуть: эта процедура специально предусмотрена законом и строго прописана. Ее кое–кто считает формальной. Дескать, газета отфутболила. Мнение ошибочное. Газета не всесильна, понятие "четвертой власти" — условно. Влиять на некоторые сферы (отправление правосудия, например) СМИ вообще не вправе. Словом, направление письма в официальную инстанцию бывает для человека более эффективной помощью, нежели убедительная статья.

Так было и в этом случае. Кстати, одна из газет уже описала эту историю под заголовком "Поляк, превративший двух людей в инвалидов, до сих пор не наказан". В интернете множество ссылок на нее. Но никакого желательного для Довгалюка результата она не имела.

От частного к общему

В Следственном комитете оперируют отнюдь не эмоциями. Но к проблемам Игоря Довгалюка отнеслись очень сочувственно. Разобрались. Нашли волокиту в действиях местных следователей, нескольких серьезно наказали, поручили дело другим и взяли на контроль. Сейчас следствие практически завершено и подошло к стадии предъявления обвинения польскому водителю. Ему едва ли есть смысл уклоняться от процедуры (тем более что не единожды приезжал в Беларусь на следственные действия). Иначе перед "дальнобойщиком"-международником закроются европейские дороги. СК исчерпывающе ответил автору. Мог бы этим и ограничиться.

Но Довгалюка мы навещали вместе с официальным представителем СК Юлией Гончаровой и следователем по особо важным делам Викторией Золотухиной. Миссия у них деликатная. Учитывая физическое и моральное состояние Довгалюка, сотрудники приняли решение приехать к нему вместе с журналистами "СБ" и на месте разъяснить все возникшие вопросы. Выразили готовность к конструктивному диалогу с потерпевшим. Дело о ДТП возбуждено своевременно и законно. Длительность производства, с одной стороны, объективно обусловлена экспертизами, с другой стороны – элементы волокиты в действиях местных следователей есть.

Золотухина утверждает, что компенсация оказывается для пострадавшего делом наиважнейшим. Предстоят траты: на лекарства, лечение, адвоката и многое другое. Но арестовать имущество и самого виновника ДТП до возбуждения уголовного дела невозможно. Вот если бы ДТП повлекло чью–то смерть, уголовное дело было бы возбуждено немедленно. За ним - арест. Или иная мера пресечения.

Если же пострадавший истекает кровью, имеет явные переломы конечностей и кое–что посерьезнее, но при этом жив, — предстоит оценивать повреждения. Следователи будут ожидать заключение судебно–медицинской экспертизы, которое может последовать не скоро.

Обвинение можно предъявить лишь водителю как частному лицу, но никак не юридическому, не владельцу грузовика. Предположим, арестовали фуру и водителя, а потом выяснится, что тот невиновен. За время ареста испорчен груз на миллионы долларов: кто возместит владельцу ущерб?.. Мои собеседницы признают, что право и справедливость зачастую оказываются по разные стороны. Но разве от этого легче Игорю Довгалюку? А если поляк все же не приедет?..

Разговор был непростым, но итогом остались довольны и хозяин дома, и адвокат, в присутствии которого все происходило. Пострадавшему помогут с устройством в специализированный реабилитационный центр. Сколько, когда и кто ему заплатит в возмещение ущерба, покажет суд.

...По дорогам Европы водители разных стран колесят десятилетиями. Бывает, сталкиваются, травмируют и даже калечат друг друга, наносят материальный, моральный и прочий ущерб. Уже научились эти проблемы улаживать. Мы быстро наверстали отставание по части автомобилизации и развития дорожной инфраструктуры. Но так ли преуспели в правовом регулировании дорожных эксцессов? Беларусь — транзитная страна, аварий с участием иностранных водителей происходит множество. Они порождают столько вопросов, что даже поставить их в одной статье невозможно, тем более на них ответить.

Комментарии с форума