• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345
реклама

реклама
реклама


Дорога


Уголовное дело по факту гибели третьеклассника Владика Грудьева под колесами Porsche Cayenne возле минской школы № 23 передано в Генпрокуратуру для последующего направления в суд, сообщили в Следственном комитете. Подозреваемый остается под стражей. Ему вменяется ч. 2 ст.317 УК ("Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека").

Эксперимент, точно воссоздавший картину того трагического вечера, показал, что скорость машины не превышала 20 км/ч и водитель мог видеть и играющих перед школой детей, и самого мальчика за 2 секунды до наезда. И уж тем более — запрещающий знак во дворе...
 
Но сразу же после случившегося стало ясно: открытые настежь ворота, машины, беспрепятственно снующие по территории, — беда не отдельно взятой школы. Как не допустить подобного впредь? Выходы предлагались разные. Одни вспоминали про фликеры, другие предлагали Госавтоинспекции дежурить возле учебных заведений во время родительских собраний.
 
А еще заговорили о стопменах. Мол, это же дело общественных патрулей — обеспечивать безопасность по периметру школы! И есть уже хорошо зарекомендовавший себя опыт США, Великобритании и Новой Зеландии. Любопытно, что сам термин был зафиксирован еще 31 июля в методических рекомендациях, совместно разработанных МВД и Минобразования. И на конец года, утверждает первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Мария Киндиренко, у минских школ дежурило более 280 отрядов стопменов! И вот прошли каникулы, ребята вернулись за парты. А дружинники в светоотражающих жилетах? Или поговорили — и забыли?
 
Из семи минских школ в разных районах города, куда наведались в самом начале третьей четверти корреспонденты "СБ", стопмены обнаружились в четырех. В одной сослались на то, что запоздали с составлением графика дежурств, в другой, стоящей, кстати, на пересечении четырех дорог, — что нет необходимости: зачем, все пешеходные переходы к ней оборудованы светофорами. В третьей заявили, что мы просто с дежурным разминулись...

А наши стопмены дежурили, дежурят и дежурить будут до специального распоряжения районо! — уверяет заместитель директора по учебной работе СШ №140 Валентина Пуховая. — Другое дело, нашим внутренним устным распоряжением установлено, что если температура на улице опускается ниже минус 8, то дежурства отменяются. Ведь нагрузка эта лежит на учителях, а если они заболеют?

Возле СШ №3 две учительницы музыки на глазах корреспондента "СБ" в 17.40 как раз заступали на пост, облачившись в светоотражающие жилеты и вооружившись знаками Stop. Вскоре потянулись группки ребят в сопровождении учителей. Взмах знаком перед потоком машин — и путь свободен, с разрешения стопмена школьники переходят дорогу. Когда заканчивается дежурство? Говорят, по–разному, но к 18.20, как правило, все ребята расходятся. Пост покинуть можно только после сигнала из школы. Нравится ли такая внеурочная работа?

Безопасность детей превыше всего! Раз надо — будем стоять. Конечно, ждут дома, дела есть, у самих дети маленькие...

У остальных школ, где мы побывали, тоже "стопменят" учителя. Не видно ни учеников старших классов, ни родителей, что, собственно, предполагали методические рекомендации. И, прямо скажем, педагоги не в восторге от новой — вдобавок к сотне уже имеющихся! — своей обязанности. Недавно в одной из школ еле отговорили увольняться учительницу высшей категории. Плакала в кабинете у директора: "Сил нет!"
 
Ну а родители, которые после трагедии в СШ № 23 так рвались в бой? Увы. В тех школах, где их помощи просили, говорят: сразу вроде никто не отказал, а на деле не вышел НИКТО! Только перезванивали с извинениями: заболел, срочная командировка. Да мало ли найдется уважительных и не очень причин. Вот и заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Виталий Пригодич признает: "То, что хорошо смотрится на бумаге, не всегда, к сожалению, идеально на практике. Объективно: и для учителей, и для учеников это только дополнительная нагрузка, которая сокращает и без того небольшой резерв свободного времени. Похоже, пытаясь решить одну проблему, мы параллельно создаем другие".

Мамы с папами склонны переводить стрелки на Госавтоинспекцию: а куда исчезли инспектора ГАИ, не без оснований и пользы дежурившие возле школ в первые дни после трагедии? В ГАИ парируют: "Где взять столько сотрудников?!" Вот и надевают учителя, вздохнув, светоотражающие жилеты и выходят к переходам. Сетуют при этом: их присутствие на перекрестке — указ не для каждого. Кто–то останавливается, а кто–то как ехал, так и едет дальше. На педсоветах накануне третьей четверти еще раз обсуждали вопрос и решили: стопмены будут работать и дальше, как минимум пока не увеличится световой день, не отступит гололед и т.д. В любом случае здесь последнее слово не за школой...
 
Но неужели это лучший выход — опять навешать на нее все и спрашивать по самому строгому счету? Ведь сбитая недавно в 30 метрах от школы шестиклассница из Калинковичей Настя Кравченя, по словам очевидцев, шла на зеленый свет светофора. На часах было около 8.40 — время, когда даже самые образцовые стопмены по расписанию на уроках... Так, может, надо действовать по–другому? Заставить все же тех, кто за рулем, неукоснительно соблюдать правила. Преподать лихачам жесткие и действенные уроки. Регулярно проводить рейды у школ и нещадно наказывать за проезд и парковку под запрещающими знаками, нарушения на пешеходных переходах. Вплоть до лишения водительских прав. Наглость ведь понимает только такой язык.

Комментарий
 
Заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Вадим Гаркун:
 
У нас всего чуть более 400 инспекторов. При этом кто–то в отпуске, кто–то на больничном и т.д. Делим на три смены — и реально в действии около 100... Роль стопменов вполне сгодится для бабушек и мам–домохозяек, у которых много свободного времени. А еще есть Комиссия по безопасности дорожного движения, возглавляемая мэром. Мне кажется, в их компетенции отрегулировать хотя бы ситуацию с подвозом продуктов в столовую, забором мусора и открыванием ворот, поскольку здесь пересекаются интересы сразу нескольких структур. Каждый должен подумать, что лично он может сделать.