• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Фото: Юрий Дацык и Андрей Яцуляк,

Декабрьские снегопады преподали хороший урок тем, кто не изучал возможности своей машины и особо не готовил ее к зимней эксплуатации. Почему же снежные сугробы для многих стали непреодолимым барьером?

Очень часто проблемы на зимней дороге возникают из-за того, что владелец неправильно оценивает возможности своего автомобиля. Он забывает, что на проходимость в глубоком снегу влияют величина дорожного просвета, конструктивные особенности трансмиссии и, конечно же, тип зимних шин. К тому же на зимней дороге необходимы инструменты, которые позволят освободиться из снежного плена. Исходя из вышесказанного, проанализируем все то, что может усугубить зимние "сюрпризы".

Кстати, независимо от конструктивных особенностей и комплектации автомобиля безопасность и проходимость на зимней дороге напрямую зависят от водительского опыта. Так что новичкам неплохо бы поучиться в школах зимнего вождения или перенять опыт у коллег со стажем.

Возможности трансмиссии

Принудительная блокировка колесного дифференциала предпочтительнее "диффа" повышенного трения, т.к. нет задержек в срабатывании.

Очень удобная функция
внедорожников – индикация
режимов работы трансмиссии.

Вариантов трансмиссий довольно много, поэтому проанализируем их конструкцию и возможности, ориентируясь на самые распространенные схемы.

Итак, какие трансмиссии более эффективны в снегу? Конечно, классические полноприводные, с блокировкой межосевого и колесных дифференциалов (например, у Mitsubishi Pajero Wagon, Pajero Sport). Альтернатива этой "схеме" – трансмиссия с принудительным подключением переднего моста, у которой вообще нет межосевого "диффа".

Для успешного преодоления бездорожья включать полный привод и блокировки дифференциалов следует еще перед сложным участком. В некоторых авто, например, с АКП, электропривод осуществляет это только после полной остановки. А вот потребность в пониженной передаче на снежной целине есть не всегда. Важно, что во многих современных внедорожниках данного типа (Mitsubishi Pajero Wagon, Pajero Sport) при включении блокировок дифференциалов все электронные системы активной безопасности (ABS, ASR, ESP и их аналоги) отключаются. Эта особенность также востребована на небольших скоростях при движении по льду, снежной каше, так как эффективность торможения при заблокированных колесах выше, а тяговое усилие на льду со слоем снежной каши больше в режиме кратковременных пробуксовок, когда протектор под действием центробежных сил быстрее очищается от налипающего снега.

Следующие по проходимости в снегу – большие кроссоверы с современной трансмиссией. В них функцию распределения момента между колесами выполняет подфункция системы стабилизации курсовой устойчивости (ESP и др.). Она определяет буксующее колесо и активирует его тормозной механизм, перераспределяя крутящий момент на колеса с лучшим сцеплением. В этих моделях вне дорог требуется включить режим off road, чтобы изменить алгоритм работы электронных систем.

На многих "паркетниках" полный привод принудительно подключается кнопкой/джойстиком, блокирующим межосевую электронно управляемую муфту. Еще "хитрее" схема, когда для блокировки муфты приходится проехать каких-то …надцать метров. И знайте – в бюджетных исполнениях этого типа трансмиссий муфты на бездорожье очень быстро перегреваются и отключаются, поэтому от полного привода остается только передний. Системы с автоматически подключаемым полным приводом хороши, если вы еще двигаетесь по снегу. Но после остановки тронуться с места бывает очень трудно, так как муфта блокируется с опозданием, поэтому второй мост может подключиться только тогда, когда ведущие колеса уже закопались. В конце списка "проходимости" – моноприводные модели: "паркетники" с увеличенным дорожным просветом, а за ними – передне- и заднеприводные автомобили. Причем переднеприводные лучше управляются в снегу, так как передние колеса нагружены весом мотора и тянут автомобиль в сторону поворота руля.

Уроки бездорожья

Правил движения по снежной целине много. Мы сконцентрируемся на основных. Если вы остановились и не можете двигаться из-за буксующих колес, не усугубляйте ситуацию бессмысленным нажатием на педаль газа. Попытайтесь отъехать назад, чтобы повторно, уже с большего разгона, "взять барьер". Если не получается сдвинуться с места, попробуйте сделать это, повернув колеса в одну или другую сторону. Если и это не помогает, выйдите из машины, оцените обстановку, а точнее, найдите причину вашей "неподвижности" и устраните ее.

Самая опасная зимняя дорога – та, на которой под растоптанным слоем снега находится лед, а при приближении температуры к нулю вся эта каша вообще налипает на колеса. В этом случае они превращаются в самые настоящие катки, и говорить об эффективности протектора и даже шипов вообще не приходится. Единственное эффективное средство – перегазовки, которые помогают очистить протектор. Но через пару метров он становится таким же, поэтому в подобных дорожных условиях следует быть очень внимательным.

Вернуть подвижность автомобилю, застрявшему в глубоком снегу, можно несколькими способами:

1. Выталкивать внедорожник из снега очень тяжело, поэтому можно попросить пассажиров стать на пороги по обе стороны машины для ее раскачки влево-вправо в процессе трогания. Нагрузка на буксующее колесо часто помогает освободиться из плена.  

2. Если это не помогло, придется убрать снег перед самим автомобилем и под днищем, на котором он оказался частично подвешенным. Но следует делать это максимально качественно, чтобы выбраться из западни с первого раза. В противном случае любые факторы, препятствующие передвижению автомобиля, заставят колеса зарыться еще глубже, и из-под них опять придется выгребать снег. Кстати, после расчистки пути также можно использовать метод раскачки автомобиля, который облегчит начало движения.

3 Поддомкратить автомобиль, подложив под ведущие колеса трапы или что-нибудь из подручных средств (доски, коврики). Это позволит колесам оттолкнуться в нужном направлении.

Остановить серьезный внедорожник может плотный, улежавшийся снег глубиной более 50 см и неправильно подобранные зимние шины.

Шины

Нередко владельцы серьезных внедорожников недоумевают, почему с их джипом, имеющим полный привод, блокировку межосевого дифференциала, блокировку дифференциала заднего (и переднего) моста, на снежной целине наравне сражается какой-нибудь "паркетник", в т.ч. и с моноприводом. А ведь это просто расплата за неправильный выбор типа, марки и модели зимних шин. По нашему многолетнему опыту, успех преодоления заснеженных дорог на внедорожнике примерно на 60% обеспечивают шины, и только 40% распределяются между типом трансмиссии и величиной клиренса. Поэтому поговорка "Чем лучше джип, тем дальше идти за трактором" правильнее звучит так: "Чем лучше шины, тем дальше идти за трактором".

Из дорожных версий зимних шин на снегу наиболее эффективны скандинавские со множеством ламелей и угловатыми грунтозацепами в плечевых зонах.Скругленные плечевые блоки и
продольные канавки европейских
зимних шин снижают тяговое
усиление на снегу.


Зимняя "комплектация"

Тем, кто решился на путешествие с выездом за пределы дорог или в горы кататься на лыжах, стоит запастись не только принадлежностями для отдыха, но и инструментом, который поможет проехать по глубокому снегу и выбраться из снежного плена. Автомобильный комплект ЗИП следует дополнить совковой и штыковой лопатами, цепями противоскольжения на колеса и еще одним-двумя буксировочными тросами, а лучше одним, но с большим запасом прочности. Есть в продаже и специальные трапы, которые подкладываются под колеса для преодоления сложных участков.


Подручные средства

В практике "бывалых" трос для буксировки автомобиля в снегопад использовался в роли цепи противоскольжения на одном из колес. Для этого следует "обвязать" тросом колесо, пропустив его через отверстия колесных дисков. Правда, для этого нужно, во-первых, чтобы между внутренней частью колесного диска и суппортом тормозного механизма было достаточное расстояние (для исключения перетирания или обрыва троса), а во-вторых, необходимо наличие возможности протянуть трос через отверстия в диске. При этом трос в зоне протектора следует хорошо перекрутить, чтобы получить максимально рельефный и твердый "рисунок". А сразу же при выезде на асфальт псевдо­цепь нужно снять, иначе она быстро перетрется.

Комплект автомобилиста для суровой зимы: цепи противоскольжения, лопата (совковая, штыковая), два-три обычных буксировочных троса или один, но повышенной прочности, трапы под колеса.

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-20%
-50%
-30%
-30%
-20%
-10%
-35%
-20%
-30%
20170518