реклама
реклама


Дорога


Герман Москаленко,

С момента появления первого автомобиля на дороге человечество разделилось на две большие группы: водители и пешеходы. При этом очень быстро железный конь стал не только средством передвижения, но и фактором повышенного риска, а сводки о ДТП и репортажи СМИ порой звучат как сообщения с полей сражений. И чем дальше, тем больше. 

О том, как обеспечить глобальную безопасность на дорогах, и возможно ли это в принципе, мы поговорили с председателем Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте, кандидатом технических наук Юрием Важником.
 
— Юрий Петрович, насколько реально в нынешних условиях, когда в крупных городах количество машин постоянно растет, говорить о снижении количества ДТП и повышении безопасности дорог?
 
— Как показывает опыт западных стран, количество ДТП можно снизить в разы. По уровню автомобилизации и развития транспортных систем мы отстаем от них на 20—30 лет. И нам не нужно изобретать велосипед, а надо просто переосмыслить этот опыт и не повторять их ошибок. В Минске при поддержке городских властей нам удалось сформулировать реальную философию безопасности с учетом нашей законодательной базы и ментальности и воплотить ее в конкретный документ: разработана концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Минске на 2012—2015 годы “Добрая дорога”, которую депутаты Минского городского совета приняли единогласно.
 
— В чем суть концепции?
 
— “Добрая дорога” — это философия организации дорожного движения, реализация которой должна создать безопасную, чистую, “понятную” и удобную дорогу. Несколько десятилетий назад шведы высказали простую мысль: если создать идеальную дорожную систему, то аварийность в ней должна быть равна нулю, или кратко vision zero (видение — ноль).
 
Второе, что сделали в Швеции, — переложили ответственность за все, что происходит на дороге, на тех, кто ее построил. Иначе говоря, создатель дорожно-транспортной системы должен отвечать за ее работу. В нашем случае это архитекторы, проектировщики, дорожники, инспекторы и т. д.
 
Люди гибнут не потому, что они плохие, а потому, что эта система должным образом не настроена под этих людей. Сделали переход далеко от остановки и хотим, чтобы люди не перебегали через дорогу рядом с ней. Но психология человека такова, что он не пойдет в обход, если есть более короткий путь. Но даже если создана хорошая система, удобная для большинства, всегда есть часть людей, которые не хотят выполнять установленных правил. Их нужно попытаться убедить выполнять предписанные нормы. Если мы их не убедили, то значит нужно менять правила, подстраиваться под людей. Когда создаются дорожные системы, нужно учитывать психологию людей, иначе ситуацию с аварийностью не изменить.
 
— Значит, безопасность на дорогах во многом зависит от дорожников?
 
— В том числе и от них, но мы им говорим об этом, а они нам отвечают, что по их вине совершается около одного процента ДТП, а в остальном виноваты сами люди: ходят где не положено, лезут куда не просят. Бабушка, например, почему-то не идет в подземный переход, а переходит по проезжей части. И никто не хочет понять, что у бабушки болят ноги и она просто не может спуститься по ступенькам. И вообще: если внимательно посмотреть, то видно, что многие вещи на наших дорогах сделали не для бабушек и детишек, которые нередко попадают в ДТП, а для молодых энергичных людей с хорошей реакцией.
 
Гибель детей в столице в конце прошлого года — следствие той же проблемы. Буквально накануне в Комитете по образованию была встреча, на которой прозвучало, что безопасность детей на дорогах — не дело органов образования. И вот результат таких подходов. Не было на их уровне понимания сложности этого процесса, организатором которого в том числе являются и органы образования.

— Но ведь безопасность на дорогах во многом зависит и от того, кто сидит за рулем автомобиля...
 
— Конечно, поведение водителей — очень важный фактор безопасности. Но оно определяется не только их культурой. Например, на МКАД по просьбе ГАИ мы провели эксперимент, понаблюдали, как реагируют водители на контроль скорости с видеофиксацией. Без контроля средняя скорость потока была 88 километров в час, во время контроля — 83 километра. Результат неплохой, ведь при снижении скорости на 5 процентов безопасность растет квадратично, то есть на 25 процентов. Но уже через час после завершения контроля все вернулось на круги своя. Значит, поведение водителей — процесс управляемый, только для того чтобы изменить его, нужен постоянный контроль скорости, а временный не имеет смысла. Мы даже посчитали выгоду от постоянного контроля, она достаточно существенна. Общество за счет снижения риска ДТП на этом участке МКАД экономит примерно 11 тысяч долларов в год.
Фото: УГАИ ГУВД г.Минска
— Сколько вообще можно определить факторов, которые влияют на безопасность дорожного движения?
 
— Есть книга известного норвежского ученого Руне Эльвика “Руководство по мероприятиям по БДД”, в ней таких факторов около тысячи. И это сжатое изложение того, что можно сделать в данной области и насколько это эффективно. Некоторые меры повышают безопасность дорог, другие — из разряда мифов. Важно понимать, что безопасность — это сумма действий целого ряда факторов. Подчас проблема в том, что отдельные ответственные люди во многих случаях уходят от неудобных фактов, пытаются их интерпретировать по-своему, жертвуя объективностью. Но положительные результаты нашей общей работы в городе позволяют с определенным оптимизмом строить “Добрую дорогу”.
 
— Можно ли привести конкретный пример, как в лучшую сторону меняется в столице ситуация с безопасностью на дорогах?
 
— Хороший пример — появление в городе искусственных неровностей, которые еще называют “спящими полицейскими”. Этот опыт в числе прочего получен нами из Швеции. Там на дорогах в местах, где могут появиться пешеходы, разрешена скорость авто не более 30 километров в час. При такой скорости риск гибели пешехода под колесами машины близок к нулю. Итог этой работы можно увидеть на нашей карте, где мы отметили все точки с искусственными неровностями на дорогах, а также отметили места наездов на пешеходов. Практически нет мест, где бы эти точки совпадали. Простая мера, которая помогла нам только в Минске спасти за шесть лет активного использования системы искусственных неровностей триста человеческих жизней.
Фото "спящего полицейского" возле одной из минских школ 
Также нужно сказать о качественном улучшении организационной работы, особенно в ГАИ. Эффективно действует городская комиссия по обеспечению безопасности движения, сложилась система планирования, контроля, формируется общественное мнение, появились толковые, высокопрофессиональные менеджеры, которые поднимают проблемы, организуют их обсуждение и находят эффективные меры для их решения.
Сегодня в Минске общими усилиями мы пытаемся повысить эффективность движения на городских магистралях, где реальная скорость движения в час пик 17 километров в час, а то и ниже. При помощи разметки, оптимизации светофорного регулирования нам удалось поднять ее в два раза на улице Орловской, на Партизанском проспекте, Кальварийской. Сегодня у нас в работе двадцать городских магистралей. И то, что в столице теперь нет фатальной ситуации с пробками, — это и наша заслуга.
 
— Насколько эффективно решают проблему меры по ужесточению законодательства?
 
— Как правило, в таких случаях проблема безопасности просто уходит в тень. Так было при ужесточении наказания в 2007 году, когда количество ДТП снизилось на 20 процентов из-за того, что водители стали разбираться самостоятельно, без ГАИ. Например, возьмем статистику ДТП с детьми. В Британии показатель погибших детей на один миллион жителей — около двух, у нас — около семи. А если посмотреть число пострадавших — у нас около ста, у них — 450. Откуда такая диспропорция? Все просто: в Британии стремятся не столько водителя наказать за ДТП, сколько выявить все опасные ситуации, чтобы помочь ребенку. Значит, у нас эти случаи просто не регистрируются. Сбили ребенка, он сам встал и ушел, значит, обошлось. Но пройдут годы, и у ребенка начнутся проблемы со здоровьем, которые с ДТП уже никто не связывает. А в Британии по-другому, к тому же в каждом случае там стараются докопаться до причин и устранить их, чтобы больше такого не повторялось. Так что меру жесткости тоже нужно учитывать и правильно оценивать, искать некий рациональный оптимум с позитивной мотивацией.

Комментарии с форума

  • ballvan 6 января 2013 в 16:22

    Ожидал увидеть очередной опус в стиле "о принятых мерах по обеспечению улучшения...". Но прочитав, появилось надежда, что еще не все прогнило в датском королевстве, остались еще светлые головы, способные генерировать человеческие идеи. Полностью разделяю и выражаю свою поддержку автору. ЗЫ: Все же, думаю, лежачие полицейские потеряли свою актуальность ввиду их низкого КПД. На сегодняшний день с их ролью вполне справятся камеры видеофиксации. По прежнему предлагаю к рассмотрению устройство реверсивных полос, возможность поворота направо на красный, оснащение светофоров программами, учитывающими разную интенсивность и направление транспортных потоков в течении дня...

  • antol-1937 6 января 2013 в 16:50

    На безопасность движения не в малой степени влияет и то , где и какие установлены светофоры.Я, например, не могу понять, почему на таком нагруженном перекрёстке как пр.Независимости и ул.Макаёнка установлен светофор направо, который совершенно ненужен, т.к. повернуть направо можно безприпятственно при зелёном светофоре прямо.В тоже время светофора со стрелкой налево. как с ул. Макаёнка, так и особенно с ул.Волгоградской нет вообще, хотя он крайне необходим. Или ещё. Давно назрела необходтмость установить светофор на перекрёстке ул.ул.Кнорина и Севастопольской.Нагрузка здесь выросла раз в десять, Свернуть с Севастопольской налево или проехать прямо крайне сложно, но ГАИ это мало беспокоит. Такая же ситуация и на перекрёстке ул. Севастопольская - Логойский тр., где из-за большого потока машин, движущихся прямо, невозможно повернуть налево.В тоже время встречаются светофоры, которые установлены там , где они совершенно ненужны.. Этой проблемой должен кто-то серьёзно заняться. .

  • FoileAngel 6 января 2013 в 17:02

    По поводу искусственных неровностей - конечно, штука это хорошая и полезная, но ко всему надо подходить с умом, а не лишь бы наляпать где попало и, главное, КАК ПОПАЛО - ведь БОЛЬШИНСТВО "лежекопов" в нашем городе (да и не только в нашем) не соответствуют никаким ни проектным нормам, ни моральным. Поналяпали таких уже неровностей, что, ей богу, на УАЗике только подъезжай, останавливайся, врубай понижайку и штурмуй высоту. Это нормально? На 20 км в час даже после этих "лежекопов" подвеска сыпется, а откуда у нас, автовладельцев, деньги на её ремонт и время и нервы?

  • shmob 6 января 2013 в 17:15

    Количество нарушений ПДД в Минске можно снизить в десятки раз введя платный вьезд замкадышей. Пятому региону по тройному тарифу.

  • Гарыла мерзкая 6 января 2013 в 17:29

    shmob (06.01.2013 17:15) писал(a):
    Количество нарушений ПДД в Минске можно снизить в десятки раз введя платный вьезд замкадышей. Пятому региону по тройному тарифу.
    А вот внутримкадыши такие все правильные и четко следуют ПДД! Часто по пятницам к мамке за плечами свинячими ездите?

  • shmob 6 января 2013 в 17:48

    Гарыла мерзкая (06.01.2013 17:29) писал(a):
    А вот внутримкадыши такие все правильные и четко следуют ПДД! Часто по пятницам к мамке за плечами свинячими ездите?
    Не путайте замкадышей с агроминчанами. Этих уже не выселить.

  • Гарыла мерзкая 6 января 2013 в 17:56

    Вы предлагаете сделать из Минска анклав?

  • shmob 6 января 2013 в 18:07

    Гарыла мерзкая (06.01.2013 17:56) писал(a):
    Вы предлагаете сделать из Минска анклав?
    Нет. Предлагаю из того, что сделали понаехавшие, попытаться сделать Город.

  • Engine-r 6 января 2013 в 18:57

    Можно. Убрав все светофоры и все лежачие полицейские. Расширив дороги до двух полос в каждом направлении и третьей остановочной. Сделав многоуровневые развязки, как в развитых государствах.

  • kadetka-1963 6 января 2013 в 19:54

    Не пойму, почему обижаются замкадыши? Практически во всех цивилизованных странах мира въезд в мегаполисы для иногородних - ПЛАТНЫЙ! И ТАМ это никого не унижает! И никто эти мегаполисы АНКЛАВАМИ не считает! Согласен, надо развивать систему автостоянок на въезде в Минск. Но пока этих автостоянок КАТАСТРОФИЧЕСКИ не хватает, всё же надо вводить плату за въезд в столицу. Тысяч 50, я думаю, будет само то! Не хочешь платить - езжай в Минск на общественном транспорте - дешевле. Если поедешь на своей машине - 100 раз подумаешь, нарушать ПДД или нет!

  • shmel-1981 6 января 2013 в 20:17

    Каждый из водителей получивший права в ГАИ учил ПДД, если каждый водитель будет следовать букве закона,поверьте смертей не будет и аварий вообще,кроме пьяных пешиков,которые ПДД не учили!

  • shmel-1981 6 января 2013 в 20:20

    shmob (06.01.2013 17:15) писал(a):
    Количество нарушений ПДД в Минске можно снизить в десятки раз введя платный вьезд замкадышей. Пятому региону по тройному тарифу.
    Я тоже гоняю на пятерках,хотя родился,вырос и сейчас живу в Минске!

  • Polgp 6 января 2013 в 20:36

    kadetka-1963 (06.01.2013 19:54) писал(a):
    Не пойму, почему обижаются замкадыши? Практически во всех цивилизованных странах мира въезд в мегаполисы для иногородних - ПЛАТНЫЙ! И ТАМ это никого не унижает! И никто эти мегаполисы АНКЛАВАМИ не считает! Согласен, надо развивать систему автостоянок на въезде в Минск. Но пока этих автостоянок КАТАСТРОФИЧЕСКИ не хватает, всё же надо вводить плату за въезд в столицу. Тысяч 50, я думаю, будет само то! Не хочешь платить - езжай в Минск на общественном транспорте - дешевле. Если поедешь на своей машине - 100 раз подумаешь, нарушать ПДД или нет!
    Назовете эти страны? Я вообще-то не против платить, если внутримкадыши будут платить при выезде из Минска, а то в пятницу с работы ехать невозможно почти

  • roman-ch 6 января 2013 в 20:52

    ну вот и началось деление людей по принципу проживания внутри и снаружи МКАД... по тиу Москвы только "внутриМКАДовские" почему то забывают что выехав за эту самую МКАД половина из них ведет себя как БЫДЛО на дороге! не хочу говорить обо всех, но принципиально винить во всех бедах только "понаехавших" глупо... а если уж и начинать такую политику, то правильнее будет разрешать ездить на личном авто только по своему району вокруг города, а при выезде в другой драть немеряно денег тогда движение хорошо подсократится, и ДТП тоже П.С. для троллей и прочих умников - живу далеко от Минска. в Минск и по остальным местам страны езжу часто. обычно по работе или необходимости. быдла на дорогах вижу тем меньше, чем дальше от центра страны.... как это не пародоксально.

  • torik 6 января 2013 в 21:14

    + 100500 Гаевые реально креативно и правильно мыслят.. и что-то пытаются делать.. Остальным бы нашим структурам такое стремление...

  • icefall 6 января 2013 в 21:32

    FoileAngel (06.01.2013 17:02) писал(a):
    По поводу искусственных неровностей - конечно, штука это хорошая и полезная, но ко всему надо подходить с умом, а не лишь бы наляпать где попало и, главное, КАК ПОПАЛО - ведь БОЛЬШИНСТВО "лежекопов" в нашем городе (да и не только в нашем) не соответствуют никаким ни проектным нормам, ни моральным. Поналяпали таких уже неровностей, что, ей богу, на УАЗике только подъезжай, останавливайся, врубай понижайку и штурмуй высоту. Это нормально? На 20 км в час даже после этих "лежекопов" подвеска сыпется, а откуда у нас, автовладельцев, деньги на её ремонт и время и нервы?
    Лежачий полицейский - это нарушение прав законопослушных водителей. Ради того, чтобы заставить притормозить незначительный процент потенциальных нарушителей, заставляют гробить подвеску и пережигать топливо всех.

  • shmob 6 января 2013 в 22:10

    shmel-1981 (06.01.2013 20:20) писал(a):
    Я тоже гоняю на пятерках,хотя родился,вырос и сейчас живу в Минске!
    А куда гоняеш то?

  • shmob 6 января 2013 в 22:15

    kadetka-1963 (06.01.2013 19:54) писал(a):
    Не пойму, почему обижаются замкадыши? Практически во всех цивилизованных странах мира въезд в мегаполисы для иногородних - ПЛАТНЫЙ! И ТАМ это никого не унижает! И никто эти мегаполисы АНКЛАВАМИ не считает! Согласен, надо развивать систему автостоянок на въезде в Минск. Но пока этих автостоянок КАТАСТРОФИЧЕСКИ не хватает, всё же надо вводить плату за въезд в столицу. Тысяч 50, я думаю, будет само то! Не хочешь платить - езжай в Минск на общественном транспорте - дешевле. Если поедешь на своей машине - 100 раз подумаешь, нарушать ПДД или нет!
    Предлагаю не 50 тысяч, а 50 рублей. На следующие 12 часов в сутки по предъявлении авто. За отсутствие оплаты штраф 50 базовых.

  • 05050082 6 января 2013 в 23:50

    kadetka-1963 (06.01.2013 19:54) писал(a):
    Не пойму, почему обижаются замкадыши? Практически во всех цивилизованных странах мира въезд в мегаполисы для иногородних - ПЛАТНЫЙ! И ТАМ это никого не унижает! И никто эти мегаполисы АНКЛАВАМИ не считает! Согласен, надо развивать систему автостоянок на въезде в Минск. Но пока этих автостоянок КАТАСТРОФИЧЕСКИ не хватает, всё же надо вводить плату за въезд в столицу. Тысяч 50, я думаю, будет само то! Не хочешь платить - езжай в Минск на общественном транспорте - дешевле. Если поедешь на своей машине - 100 раз подумаешь, нарушать ПДД или нет!
    Передмкадыш...?..Ты...???

  • alex.52 7 января 2013 в 06:37

    А пожить рядом со "спящим полицейски" этот Важник согласился бы? Невнимательных разинь спасаем, а жильцов круглосуточно травим перегазовками и шумом (есть пешеходы или нет!) Имею нечастье жить рядом с первым установленным в Минске лежекопом на пересечении Менделеева и Уральской.

  • shmob 7 января 2013 в 10:41

    Polgp (06.01.2013 20:36) писал(a):
    Назовете эти страны? Я вообще-то не против платить, если внутримкадыши будут платить при выезде из Минска, а то в пятницу с работы ехать невозможно почти
    А кто предлагал оплачивать выезд из твоего мyxocpaнска?