• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Партнер проекта: Volkswagen в Беларуси
Водителю, попавшему в критическую ситуацию на дороге, следует первым делом "вернуться" в свое тело: глубоко дышать или почувствовать свои ноги. За самоощущением должно восстановиться и восприятие реальности. А чтобы критическая ситуация не повторилась в будущем дорожно-транспортным происшествием, нужно рассказать о ней нескольким людям. Такие советы автолюбителям в "Автомарафоне TUT"дала руководитель психологического центра "Нора" Елена Арланова.

Она призвала не садиться за руль в плохом психологическом самочувствии, а участникам ДТП настоятельно рекомендовала не бояться помощи психолога: последствия даже легкого ДТП могут "аукаться" еще много лет после него. 

Елена Арланова

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (13.06 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео


Наступила зима, и я видела ужас в глазах водителей, которые не рассчитали дистанцию, оставляемую для торможения автомобиля, или вышли из заноса. Как настроиться на управление автомобилем, чтобы этой паники и ужаса в глазах не возникало?
 
Всегда забавно наблюдать, что люди к вполне ожидаемым вещам, как всегда, не готовы. Я говорю про психологическое состояние водителя. Понятное дело, что если скорость реакции в обычных условиях должна быть определенной, то здесь скорость реакции должна быть на порядок выше. Тормозной путь увеличивается, становится скользко. Более того, как автомобилист, я знаю, что еще не все обули автомобили в зимнюю резину. Поэтому даже если вы готовы к зиме, рядом может быть кто-то, кто не готов в техническом и психологическом состоянии. 
 
Насколько я знаю, в ПДД есть статья о запрете садиться за руль в определенном психологическом состоянии: сильной усталости, эмоционального возбуждения. Сейчас это правило особенно актуально, потому что скорость реакции в таком случае сокращается. Надо среагировать и принять решение за долю секунды. Поэтому надо быть очень сосредоточенным, заземленным. Если вы находитесь в состоянии нервного возбуждения после разговора с женой, начальником или у вас какие-то сильные чувства, то за руль садиться опасно. 
 
Бывают ситуации, когда надо садиться и ехать. Как себя быстро успокоить? 
 
В первую очередь надо научиться дышать. Обычный человек, когда он нервничает, перестает дышать, или его дыхание становится поверхностным. Я нередко сталкиваются в работе со случаями, когда клиент вообще не дышит. Когда ему напомнишь, он обращает на это внимание.
 
Надо просто начать контролируемо дышать. Этого бывает достаточно, чтобы вернуться в нормальное состояние. Если это не срабатывает, важно заземлиться. Я специалист, который работает в телесном подходе, поэтому мой совет: важно почувствовать свои ноги. Если мы испытываем сильнейшие эмоции, то ощущение опоры под ногами исчезает. Важно почувствовать ступни ног, пол под ногами, уделить этому внимание. И вообще надо почувствовать свое тело. Расслабить мышцы лица, подумать о каждой части тела. Когда мы возвращаемся в тело, мы больше присутствуем в настоящем моменте. Тогда мы можем в достаточной степени реагировать на происходящие вне нас события. 
 
Неоднократно становилась свидетелем ситуации, когда простой взмах жезлом сотрудника ГАИ приводит водителя в ступор и онемение. Люди бледнеют, у них начинают трястись руки, а речь идет о простой проверке документов. Или может быть занос, водитель выкрутился без последствий, но он уже не в форме. Как вернуться в форму и продолжить движение за рулем?
 
Для многих людей характерна такая тревожность перед контролирующим лицом. Это может быть не только сотрудник ГАИ, но и начальник. Страх начинается еще с детства и связан с авторитетной фигурой, будь то родители, если они были авторитарными, или опыт школьной жизни, когда появлялся страх перед учителем. Раз вы понимаете, что эта проблема для вас непреодолима, то надо с этим работать. Надо преодолеть сам синдром тревожности перед статусным лицом. 
Действительно, очень часто речь идет о проверке документов или просто мелком нарушении, когда есть вина, и нужно ее покрыть штрафом или другой мерой. Человек испытывает огромную тревогу и еще больше  себя наказывает таким образом. Рекомендация: пока к вам идет инспектор ГАИ, заземлиться, почувствовать свое тело, начать дышать, чтобы вы могли конструктивно построить диалог. В любом случае он неизбежен, вам нужно сохранить себя в теле.
 
А бывают ситуации, когда человек может выключиться? Может ли нервный стресс привести к тому, что водитель перестает воспринимать реальность? Как почувствовать, что такая ситуация уже близка?
 
Сам человек очень редко может это почувствовать. В общем-то, аварии со смертельным исходом и происходят в таких случаях, из-за сильнейшей усталости. Я сама была свидетелем, когда ехала на пассажирском кресле с человеком по кольцевой дороге. Я повернула голову и увидела, что он закрывает глаза и засыпает. Я его растрясла. Это возможно. Наши защитные силы небезграничны. Телесный ресурс когда-то заканчивается. 
 
Если вы чувствуете, что что-то такое происходит, надо остановиться. Возможно, даже поспать на обочине. В общем, надо что-то сделать, чтобы предотвратить эту ситуацию. 
 
Сейчас фиксируется сезонный всплеск ДТП. Я хотела бы попросить вашего психологического совета о том, как вести себя, если я стала участников ДТП с легкими последствиями. Пострадало только железо, все живы-здоровы, но остался стресс, с которым нужно справиться. Как? Я имею в виду сиюминутную реакцию и последующую работу над собой.
 
Сиюминутно те же рекомендации: вернуться в себя. Очень часто у людей еще до ДТП есть опыт шоковой травмы. Это может быть операция, еще какие-то вещи, которые мы пережили в детстве или более зрелом возрасте. Появляется механизм, это может быть и выход из тела. Зная это про себя, надо возвратиться в тело, заземлиться, начать дышать, почувствовать свой энергетический, телесный центр. Это нужно, чтобы выстраивать коммуникацию с человеком, с которым вы столкнулись, или с инспектором ГАИ. Но в этот момент нужно присутствовать – это условие номер один. 
 
Потом нужна какая-то помощь. В прошлом году у меня было легчайшее ДТП. Была весна, дорога была внешне чистая, но скользкая. Впереди резко затормозило несколько машин, и я тормозила, а машина не останавливалась. И я в бампер легонечко ударилась. Мне понадобилась нескольким людям потом об этом рассказать. Человек исцеляется от стрессовой ситуации путем проговаривания своих чувств, испуга, страха, злости на того, с кем столкнулся. То есть это нужно проговорить. Хорошо, когда у вас есть друзья, родственники, которым вы можете прийти и рассказать. Тогда вы освободитесь от сильных чувств, которые возникают в таких ситуациях. 
 
Если ситуация более тяжелая, то, возможно, нужна психологическая помощь. Не нужно стесняться за ней обратиться. Порой одной терапевтической сессии достаточно, чтобы человек освободился от этих переживаний и спокойно жил дальше.


 
Совсем иная история – ДТП с тяжкими последствиями, не дай Бог, с жертвами. Что происходит с человеком в этой ситуации? Как с этим бороться?  
 
Конечно, последствия тут более тяжелые, иногда совсем непереносимые. Человек, который попал в такое ДТП, точно подвергся шоковой травме. Шоковая травма – это переживание, которое возникает в случае угрозы для жизни, своей или другого человека. Если человек помимо своей воли стал виновником такой ситуации, это сильнейшее переживание. Помимо ужаса, паники, возникает еще огромное чувство вины, которое человек пытается пережить. А оно не переживается, потому что уже не вернешь жизнь человека, который стал жертвой ДТП. Это тяжелейшее переживание. 
Происходит столкновение двух чувств. С одной стороны человек понимает, что нуждается в помощи, поддержке. С другой стороны чувство вины мешает ему получить поддержку. Он считает, что он не имеет права жить теперь. Это выражается в том, что человек отказывается от помощи. Он считает: как это ему можно помогать, если он такое сделал. 
 
Симптомы шоковой травмы выражаются в том, что человек навязчиво думает постоянно об этой ситуации, у него бессонница, ухудшается скорость реакции, появляется безразличие, апатия или повышенная возбудимость. Человек замыкается в себе и отказывается общаться с другими людьми. Он самоизолируется.
 
Когда возникает угроза для жизни, то у нас в теле (мы так устроены) возникает много энергии, которая направлена на то, чтобы либо бороться с угрозой для жизни, либо убегать. Но если происходит неожиданное столкновение, мы не можем использовать это ни для того, ни для другого. Вся эта энергия остается в теле в виде телесных блоков. Если человеку не дать возможность трансформировать эту энергию, то она начинает работать против него.
 
Во что можно трансформировать эту энергию? 
 
Есть определенные техники. Возможно, это какая-то телесная нагрузка, но не всем она помогает. Эта энергия специфическая, потому что она направлена на саморазрушение. Нужна серьезная психотерапевтическая помощь, потому что человек похож на животное, которое побывало в лапах у хищника и убежало. На самом деле такие животные в природе через какое-то время падают и начинают сильно дрожать. Эта травматическая энергия требует выхода. Если это животное не оддрожало, то в скором времени оно погибает. У него уменьшается скорость реакции, оно становится заторможенным, апатичным, и в скором времени его съедает хищник. 
 
Поэтому для человека, перенесшего такое шоковое переживание, очень важно получить квалифицированную помощь специалиста именно по работе с шоковыми травмами. 
 
Но последствия этой шоковой травмы не сиюминутны и могут растягиваться на годы. Как правильно жить, понимая, что ты виновник ДТП, в котором погиб человек?
 
Это вопрос искупления вины. Это может быть помощь родственникам человека, который пострадал в ДТП и погиб, благотворительная деятельность, которую такие люди часто начинают. Должен быть дан какой-то ход этим переживаниям вины. Иначе человек так и будет чувствовать себя преступником. Даже то, что он понес уголовное наказание, часто не избавляет его от этой вины. Это вопрос души и переживаний.  
 
А церковь, вера помогает в этих вопросах?

Тем, кто верует, помогает. 
 
Вы говорили, что надо рассказывать, делиться переживаниями. Есть ли какой-то рецепт по снятию стресса именно через общение? 
 
Не важно, кто это будет. Это может быть священник, психолог, психотерапевт, близкий друг. Но этим чувствам нужно дать выход. Надо дать себе возможность поплакать, позлиться, рассказать об этом чувстве вины и как-то его реализовать.
 
Можно ли говорить о том, что в последнее время возросло количество автолюбителей, которые стали виновником ДТП и обращаются за помощью к психологам?
 
Я не владею такой статистикой. Но надо сказать, что у нас вообще не очень высокая культура обращений за психологической помощью. Люди не имеют такой привычки. Если у человека заболел зуб, они идут к врачу. Но почему-то, если у человека душевная боль или сильнейшее потрясение,  наш менталитет "я сам должен с этим справиться" препятствует нормальному решению. Я призываю людей обращаться, потому что установка "я должен справиться сам" идет с детских лет. Ребенку внушается, что он должен справляться сам. Банальные вещи - мальчики не плачут – мешают вовремя обратиться за помощью. Частенько в наш центр обращаются люди, у которых это в хроническом состоянии несколько лет.
 
Журналистам с AUTO.TUT.BY постоянно приходится освещать ДТП, постоянно кровь, разбитые машины… Происходит некоторая профессиональная деформация. Как справляться и жить в этой ситуации? 
 
Каждый из нас в виду своей профессиональной деятельности имеет свою деформацию. У меня она тоже есть, но другого вида. К вашим коллегам у меня много сочувствия, потому что постоянно сталкиваться с человеческой бедой, горем и смертью – очень тяжелое переживание, с которым приходится иметь дело. Такие люди обрастают панцирем цинизма и часто в жизни,  в личных отношениях становятся циничными. Это часто мешает людям строить близкие отношения с такими людьми. Через панцирь не согреешь человека и сам не согреешься. 
 
Рекомендации: как-то оставлять это, насколько это возможно, переключаться и входить обратно в свое тело. Многие люди начинают заниматься йогой, ушу, медитациями, чтобы отключаться от того, с чем им приходится иметь дело в своей профессиональной жизни. 
 
Есть люди, которые боятся сесть за руль. Можно вылечиться от этого страха?
 
Я считаю, что надо поработать со специалистом, потому что под этим, никто не знает.
 
Имеет ли смысл лечить человека от страха куда-то сесть или что-то делать?
 
Если он этого хочет. Если у него мотивации, то страх у человека отобрать очень тяжело. 
 
Вот ребенок боится кататься на велосипеде, он не хочет. Стоит ли его заставлять кататься на  велосипеде?
 
Если он не хочет, лучше не заставлять. Это может быть шоковое переживание при родах. Его тело так среагировало, что сейчас он боится именно такого движения. Если вы будете его заставлять, получится ретравматизация. 
 
Известно, что женщина более эмоциональная, чем мужчина. Имеет ли смысл женщинам проходить отдельную школу? 
 
Есть противоположные данные, что женщины более осторожные за рулем, более аккуратно водят автомобиль. Поэтому эту тему можно развить и поспорить. Но вы говорили изначально про страх?
 
Да, женщины пугаются ведь быстрее. Женщине надо как-то отдельно справляться со своими страхами, или страхи у всех одинаковые?
 
Если она села за руль автомобиля, и она понимает, что это страх вождения – это ее проблема, то, конечно, с этим надо как-то работать. Женщина, которая в момент аварийной ситуации бросает руль, закрывает глаза и говорит: "Ой-ёй, все-все-все!", это же нелепо. Такое бывает, но редко. Разные бывают женщины, разные бывают мужчины. Есть мужчины, которые никогда не хотят садиться за руль. Я бы не стала разделять это по половому признаку. Если человек понимает (должно быть собственное осознание), что у него есть страхи, что он может растеряться в какой-то ситуации, то эту проблему надо решать. 
 
То есть сначала надо научиться контролировать самого себя, не только автомобиль. 
 
Когда я занималась в автошколе, у нас вел занятия психолог. Но я считаю, что этому надо уделить больше внимания, именно психологической подготовке водителей.  По статистике 80% людей, которые совершили ДТП, не возвращаются к вождению вообще.
 
Компания Volkswagen в партнерстве с лизинговой компанией "РЕСО-БелЛизинг" разработали беспрецедентное предложение на рынке лизинговых услуг. Лизинговая ставка 0%.

Условия лизинговой сделки:
- срок лизинга – 1 год;
- лизинговая ставка – 0% (удорожание 0%);
- авансовый платеж – 40% от стоимости автомобиля;
- отсутствие комиссий.

Подробности у официальных дилеров Volkswagen и лизинговой компании "РЕСО-БелЛизинг".
20170518