реклама
реклама


Дорога


Анна Рудь,

В столице продолжают гибнуть пешеходы. Даже во время специальной акции "Пешеход" в Минске успел произойти смертельный наезд. Часто они гибнут по собственной невнимательности и неосмотрительности. Может, ГАИ слишком расслабила именно эту категорию участников дорожного движения? Ведь в чрезмерном "напряжении" водителей никто не сомневается.
 
Можно ли спасти минских пешеходов и защитить от них столичных водителей? AUTO.TUT.BY спросил у заместителя начальника управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Вадима Гаркуна.
Замначальника ГАИ Минска Вадим Гаркун
Замначальника ГАИ Минска Вадим Гаркун
 
Водители на "права" учатся, пешеходам же можно ПДД и не знать?
 
По мнению представителя ГАИ, образование в части безопасности дорожного движения - это в Беларуси "не проблема".
 
- В сегодняшней школьной программе есть курс "Основы безопасности жизнедеятельности", в рамках которого дети изучают в том числе и ПДД. Навыки корректного участия в дорожном движении еще до этого прививаются родителями в семье, воспитателями и другими заинтересованными лицами в детских садах и т.д. То есть человеку с детства дается все, чтобы научиться как минимум переходить дорогу по пешеходному переходу.  Любой здравый взрослый человек представляет, какая ответственность за участие в движении возложена на него Правилами. А если отдельные личности это все равно отторгают - что и кто может сделать?
 
ГАИ часто упрекают в том, что пешеходам дали "столько свободы!"
 
- Но "столько" им дали именно с учетом того, что среди них могут оказаться как здравые адекватные люди, так и в силу каких-то обстоятельств - детского или пожилого возраста, психического заболевания или физического увечья, даже состояния алкогольного опьянения - абсолютно неадекватные в части поведения на дороге. Разница в ответственности есть даже формально: в ПДД права и обязанности пешеходов уместились на полстраницы, вся остальная книжка - для водителей. Водитель как управляющий средством повышенной опасности обязан знать права и обязанности всех участников движения, в то время как пешеходу нужно отвечать хотя бы за себя.


 
Вадим Гаркун уверен: ответственность за всех пешеходов - в том числе и неадекватных - ложится на априори адекватных водителей.
 
- Мы можем проверить состояние водителя, прежде чем выпустить его на дорогу, - как психическое, так и физическое. Каждый получает медсправку о годности к управлению. То есть мы все, по крайней мере, рассчитываем на то, что неадекватный человек не будет находиться за рулем автомобиля. А что мы можем сделать с пешеходами? Запретить неадекватным, пьяным, слабовидящим людям из дома выходить? Это нереально. Именно поэтому во всем мире дорожное движение организовывается именно таким образом, чтобы учесть интересы всех участников.
 
"Чтобы даже мастер спорта не перепрыгнул!.."
 
Представители ГАИ не раз говорили о том, что в местах, где потенциально возможен конфликт "транспорт - пешеход", спасти всех участников могут только изменения в дорожной инфраструктуре. Например, вспоминает Вадим Гаркун, реорганизация движения на одном из участков МКАД в свое время существенно снизила аварийность, связанную с наездами на пешеходов.

 
- Там ставили разные ограждения - их перепрыгивали, разламывали, под ними проползали. Люди гибли. Продолжалось это до тех пор, пока дорогу не оградили такими конструкциями, что не то что местный выпивоха - даже физически подготовленный мастер спорта не преодолеет. И сделали застекленный пешеходный мост - хочет пешеход или же нет, он пойдет только и исключительно туда. Иначе дорогу он просто не перейдет.
 
Так, по мнению ГАИ, движение должно быть организовано во всем городе: в местах, не предназначенных для перехода дороги, выход пешеходов на проезжую часть должен быть исключен в принципе. Другое дело, что для успешной реализации этого сегодня придется менять не только привычные схемы работы градостроителей, но и существующую нормативную базу. Сегодня нормы позволяют проектировать и строить небезопасные дороги, а ГАИ в свою очередь не может не согласовать проект, сделанный в соответствии с ГОСТами и СНИПами.

 
"Остановить все машины, чтобы перестали гибнуть люди? Нереально"
 
- Мы получили в наследство инфраструктуру 50-летней давности, и, чтобы ее перестроить, нужны десятилетия и миллиарды долларов. Наши дороги проектировались после войны и рассчитывались под уровень автомобилизации того времени. Ну а мы только за последнее десятилетие перескочили целый век. Получается, что машины должны перестать ездить по городу до тех пор, пока все улицы не будут приведены в соответствие с условиями времени. Иначе будут гибнуть люди. Конечно, ГАИ всеми силами будет сдерживать процесс, но от этого никуда не уйдешь.

Как вы думаете, реально сегодня полностью остановить автомобильное движение в столице, чтобы не погиб ни один человек?.. Ответ, каким бы циничным он ни был, очевиден. Но это абсолютно не значит, что мы приносим в жертву пешеходов, чтобы автомобили ездили так, как им удобно. Чтобы достичь баланса компромиссов, приходится жертвовать и тем и другим – и когда-нибудь мы придем к равновесию. Но это будет не завтра.
 
Кто "подпишется" за погибших пешеходов?
 
Градостроителям выгодно не учитывать аспект безопасности дорожного движения при проектировании и строительстве минских дорог - иначе им пришлось бы росчерком пера "хоронить" пешеходов уже на стадии проекта.

 
- Вложения в дорожную инфраструктуру, например, в части безопасности пешеходного движения, рассчитываются просто. Берем условный участок дороги. Без применения дополнительных технических средств и, соответственно, без дополнительных вложений на нем ежегодно гибнут, допустим, 10 пешеходов. Если в этот участок вложить, условно, 5 млн долларов, то смертность упадет до 5 человек в год. Хорошо, эффект есть. Вкладываем еще 2 млн – гибнут 2 человека ежегодно. Уже лучше. Решаем вложить еще 2 млн – а по итогам всех мероприятий на этом участке гибнут все те же 2 человека. Все, эффекта нет. И даже если сюда вложить 5, 10, 15 млн – этих двух смертей все равно не избежать. Но вопрос и в том, что кто-то должен взять на себя ответственность за эти 2 условные смерти и поставить подпись под этим проектом. Сегодня же градостроителям проще не считать возможные человеческие потери заранее, а за последствия перекладывать ответственность на ГАИ: мол, вы же согласовали!