реклама
реклама


Дорога


Анна Рудь,

Почти треть минских светофоров работают в круглосуточном режиме. Но это не панацея – городу нужен гибкий график регулирования.

Из чего исходит ГАИ, организуя ночной режим работы светофоров? Почему одни объекты работают круглосуточно в традиционном "красный-желтый-зеленый" режиме, а другие переходят в "мигающий желтый" еще в 8 вечера, когда интенсивность движения достаточно высока?
 
AUTO.TUT.BY поинтересовался у начальника отдела технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрия Навоя.
 
- Решение о времени и возможности перевода конкретного светофорного объекта в ночной режим мы принимаем на основании показателей аварийности, а также анализа транспортной и пешеходной нагрузки на конкретном участке дороги.
 
Режим работы светофора закладывается проектировщиком еще в проектном решении. Уже потом, в процессе эксплуатации объекта, ГАИ оценивает интенсивность движения и аварийность в районе конкретного светофора, учитывает пожелания граждан, работающих или живущих рядом, – и вправе в любой момент этот режим изменить.

Почти треть минских светофоров работают круглосуточно: на протяжении всего проспекта Независимости, улицы Притыцкого, Партизанского проспекта и на других участках. Список всех круглосуточных светофоров в Минске можно скачать и посмотреть здесь.
 
Ночной режим работы остальных объектов включается в промежутке с 20.00 до 03.00, выключается – в 5-6 часов утра.
 
Переключать все минские светофоры в круглосуточный жесткий режим не только нерационально, но "даже опасно", уверен Дмитрий Навой.
 
- Если водитель не считает целесообразным стоять на запрещающий сигнал светофора, когда, например, проезжую часть никто не пересекает, то десять раз простояв "вхолостую", в 11-й он нарушит и поедет на запрещающий сигнал. Через какое-то время он привыкнет нарушать не только на том конкретном перекрестке и не только ночью, но и вообще. Это порождает неуважение к сигналам светофора, неверие в логическое обоснование режимов их работы, - считает представитель ГАИ.
 
Для чего Минску нужен "мигающий желтый"?
 
- Мы исходим из удобства участников дорожного движения, - поясняет Дмитрий Навой. - Речь идет в первую очередь о снижении потерь в дорожном движении: когда снижается интенсивность движения, при условии обеспечения видимости дорожной обстановки, автомобилисту нет резона стоять на красный на абсолютно пустой во всех направлениях дороге.


 
По мнению представителя ГАИ, ночной режим работы светофоров в "желтом мигании" оправдан на любой маленькой улице, где ночью есть транспорт и практически нет пешеходов. Если же на улице нужно и днем, и ночью учесть интересы всех групп участников движения – там объект будет работать круглосуточно.
 
Потоки нужно "разруливать" в режиме онлайн
 
Много столичных светофоров сегодня работают в жестком режиме – без учета реальной обстановки на конкретном участке дороги онлайн.
 
- Сейчас на большинстве минских улиц действует "зеленая волна", но ее обновление происходит на основании статистических данных в режиме оффлайн. Такой режим довольно эффективен, но имеет множество ограничений. Например, система управления светофорами не может в автоматическом режиме отреагировать на затор, возникший в результате ДТП, или на снижение скорости потока из-за сильного дождя или снегопада. Город бы значительно выиграл в первую очередь в плане безопасности движения, во вторую – в плане комфорта для автомобилистов и пешеходов, если бы светофоры работали в гибком режиме, реагируя на изменения дорожной ситуации автоматически, - уверен Дмитрий Навой.
 
Именно так работают светофоры в Европе. Один из вариантов гибкой организации светофорного регулирования таков: по умолчанию для движения по главной горит "зеленый", для пешехода установлена "кнопка требования". В дорожном покрытии проезжей части установлена индуктивная рамка. На второстепенной дороге появляется машина – рамка ее видит и переключает зеленый на это направление. Нужно перейти пешеходу – нажатие кнопки остановило поток машин.
 
- Подобные индуктивные рамки применяются и в Минске – например, на Орловской, Логойском тракте, Аэродромной, - поясняет Навой. - Именно с помощью рамок регулируется движение общественного транспорта на улице Городской Вал в районе пересечения с Интернациональной, перекрестка Аэродромной и Чкалова.
 
Но есть проблема эксплуатации этих устройств: на минских улицах – из-за качества покрытия – рамка работает не более полугода. А каждые 6 месяцев менять рамки по всему городу дорого и неразумно.
 
- На рынке представлено множество детекторов транспорта, но индуктивные рамки считаются наиболее дешевыми и эффективными. С учетом обозначенной выше проблемы мы вынуждены искать альтернативные решения. Сейчас устанавливаем на перекрестке улиц Кижеватова и Серова детекторы транспорта нового поколения, которые работают на беспроводной основе и менее требовательны к состоянию дорожного покрытия. После установки оценим их эффективность и нюансы эксплуатации. Также начаты работы по установке детекторов на основе видео на перекрестке улиц Первомайской и Захарова. Суть работы видеодетекторов выглядит так: камеры отслеживают загрузку перекрестка и дают сигнал системе управления светофорами на увеличение разрешающего сигнала по наиболее загруженным направлениям, - поясняет представитель ГАИ.