• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Это не эпизод очередного боевика – это кадры с трассы Минск - Гомель. Чтобы остановить пьяного лихача, сотрудникам ГАИ пришлось применять оружие. Получилось как по инструкции: машину вынесло в кювет, она устояла, заглохла, пассажиры не пострадали, правда, бросились на инспекторов врукопашную. Уже протрезвев, лихачи во всем раскаялись.
 
Но вот что самое любопытное: водителю, который затеял опасные гонки, грозит всего лишь штраф. Скорее всего, он его добросовестно оплатит и через какое-то время не побоится после очередной попойки доехать до кровати на машине.
 

  
За 8 месяцев 2012 года по вине пьяных водителей погибло уже 104 белоруса. Сотрудники ГАИ после задержания очередного любят повторять фразу: "Страшно представить, что могло бы случиться, если бы вовремя…". Эти слова, может, и приелись, но по-прежнему актуальны. Так, пьяного гонщика из Пинска никто не остановил. Прямо на пешеходном переходе он сбил 11-летнюю Юлю Шломо. Удар был такой силы, что девочку отбросило на 30 метров. Она умерла на месте. Убийце дали 5 лет. В нашей стране это максимально возможное наказание за одного погибшего. Учитывая досрочное освобождение и регулярные амнистии, больше двух лет пьяные палачи, как правило, не сидят. Уже успел выйти на свободу и убийца Юли.
 
В Беларуси наказание за нетрезвую езду – одно из самых мягких в мире. Карательные санкции меньше, чем у нас, – только в России. Там с пьяного водителя могут взять всего 160 долларов. Но и наши 410 долларов выглядят очень незначительно в сравнении с мировой практикой. Например, в Великобритании штраф почти в 20 раз больше. В Штатах захмелевшего водителя могут оштрафовать на 10 тысяч долларов, причем дальнобойщика лишат прав пожизненно. В Японии штрафуют не только пьяного водителя, но и пассажиров, которые согласились с ним ехать. Доходит до того, что даже если трезвый человек сел в пассажирский автобус с пьяным шофером, то все равно получит штраф. В Испании и Финляндии, выпив за рулем, и вовсе можно припарковаться в тюрьме: на 2 и 4 года соответственно. Что касается наказания за аварии, совершенные в нетрезвом виде, здесь Беларусь далеко отстала от большинства стран. За одного убитого у нас дают до 5 лет, за несколько отобранных жизней – максимум 7 лет. В России пьяный убийца может получить до 9 лет. Во Франции штраф – 150 тысяч евро и 10 лет тюрьмы. Столько же дадут и в Штатах. В Украине законодательство еще жестче: за пьяное ДТП там могут дать до 15 лет. В Китае пить за рулем почти никто не рискует – это чревато высшей мерой: попавшего в аварию могут расстрелять. Законодательство Таиланда также предполагает смертную казнь.

Об ужесточении наказания для пьяных на дороге все чаще говорят и парламентарии. Правда, пока только говорят.

Главный аргумент тех, кто садится за руль под градусом: "Да я не очень пьяный, все под контролем". Между тем проблемы могут наступить уже после стакана вина. В Беларуси максимально допустимая доза алкоголя в крови для водителя – до 0,3 промилле. Кстати, если бутылку безалкогольного пива выпьет девушка, оно может дать 0,1 промилле. Полбутылки обычного пива – и вы уже в зоне риска: промилле может вырасти до 0,3. 100 граммов водки или бокал сухого вина дают 0,5 промилле. В этом состоянии вы уже не чувствуете расстояние между машинами, зрение теряет четкость. Наука утверждает, что выпив 300 граммов водки или чуть меньше коньяка, водитель полностью расслабляется, часто не понимая, куда и зачем едет.

Еще одна популярная позиция тех, кто пропустил рюмку-другую: "Ай, как-нибудь доеду. Ну не бросать же здесь машину!". Есть альтернатива: в Минске уже десяток компаний предоставляют услугу доставки пьяного водителя. Удовольствие хоть и недешевое – цена от 150 до 400 тысяч рублей, но пользуются ею часто, особенно по выходным дням. Сотрудники доставляют домой и клиента, и его машину. Игорь "трезвым водителем" работает уже пять лет.

Игорь, сотрудник компании, оказывающей услугу "Трезвый водитель": "Некоторые водители сидят, волнуются, спрашивают у меня про стаж вождения, кто-то песни горланит… Помню, как-то компания ехала, буянили, капюшон пытались мне оторвать. Я даже сам испугался. Бывают и такие, кто говорит, что 150 тысяч – это дорого, и пытаются сами доехать "как-нибудь". Все знают, во сколько это "как-нибудь" может вылиться, и все равно едут пьяными".

В областях функцию "трезвых водителей" часто на себя берут таксисты – с ними предусмотрительно договариваются заранее.

В последнее время аварийность на белорусских дорогах значительно повышают пьяные россияне. Граница у нас открыта – автомобилисты свободно ее пересекают.

Гость программы "Тема дня" – старший инспектор ГАИ МВД по особым поручениям Александр Занимон.

Действительно ли пьяная угроза с востока имеет место? Какие меры для решения проблемы пьяных водителей можно предпринять? Взаимодействует ли каким-то образом ГАИ с российской полицией? Нужно ли ужесточать законодательство за нетрезвую езду в нашей стране? Какие еще дополнительные меры можно предпринять?

Ответы на эти вопросы – в видеоверсии "Темы дня".

Понятно, что выявить самостоятельно всех пьяных за рулем сотрудники ГАИ не могут даже теоретически. Например, в Германии сознательные граждане, увидев пьяного водителя, сразу звонят в полицию. Я не призываю стучать на соседа и сдавать своих родственников, но, по крайней мере, можно попытаться отговорить. Иногда настойчиво. Ведь кто даст гарантию, что этот пьяный маршрут через полчаса не пересечется с дорогой вашего самого любимого человека? 
Нужные услуги в нужный момент
20170714