реклама
реклама


Дорога


Елена Спасюк,

Необходимым шагом называют экологи переход парковок в столице на платное обслуживание. Найдет ли понимание у минчан новое предложение по организации системы автостоянок и поможет ли оно разгрузить тротуары и зеленые зоны столицы?
 
С инициативой организации парковок на рыночных принципах выступил ряд некоммерческих организаций Беларуси — Центр экологических решений, местный фонд "Экологический транспорт", Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте и Минское велосипедное общество. Свои предложения они отправили в Мингорисполком, Министерство внутренних дел, Министерство архитектуры и строительства, Министерство финансов и некоторые другие ведомства.
 
Общественность обеспокоена тем, что автомобили и инфраструктура, обслуживающая автовладельцев, часто становятся препятствием и даже источником опасности для велосипедистов и пешеходов (в особенности для людей с ограниченными возможностями, пожилых и детей).
 
Кроме того, что автомобильный транспорт является главным источником загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах, парковка на зеленых зонах, что стало распространенной практикой, может привести к деградации почвенного покрова и растительности.
 
Итак, один из принципов организации парковок на рыночных принципах заключается во взимании платы за парковку в городе. Причем стоимость машиноместа, считают инициаторы идеи, должна зависеть от востребованности и загруженности той или иной территории. На практике это значит следующее: припарковать машину в центре города будет намного дороже, чем на окраине или у станций метро.
 
"Внедрение новой системы организации парковок — дело не одного дня: предварительно предстоит решить некоторые другие вопросы, — отметила в комментарии для Naviny.by сотрудник Центра экологических решений Анна Малышкина. — Например, законодательно возложить ответственность за нарушение правил парковки на владельца, а не на водителя автомобиля, как это делается сейчас. Следует также сформировать новую службу контроля за парковками. Чтобы исключить любую коррупцию, нужно создать автоматизированную систему сбора и контроля оплаты — как за место, так и за нарушение".
 
По мнению Анны Малышкиной, сегодня платных парковок в Минске слишком мало. Построенные паркинги не пользуются большим спросом, ведь всегда можно найти место, куда поставить машину бесплатно:
 
"Если так пойдет и дальше, машины будут стоять не только на газонах, но и на детских площадках. В случае организации платных парковочных мест люди будут задумываться, нужно ли им ехать на работу обязательно на машине. Безусловно, для создания благоприятной городской среды необходимо развивать общественный транспорт и велосипедные дорожки. Средства, вырученные с платных парковок, могут быть использованы на строительство дополнительных парковочных мест".
 
Общественная земля — это товар, отмечает Малышкина, приводя в пример опыт стран Европы.
 
А вы готовы платить за парковку?
 
Руководитель школы экстремального вождения Сергей Овчинников говорит, что, естественно, заплатит за парковку, если она окажется платной. И большинство людей в случае отсутствия альтернативы поступят так же. Другое дело, что мест, куда можно поставить автомобиль, должно быть больше, чем теперь: "Сейчас в центре нужно долго крутиться, чтобы это сделать. В случае же, если людей ориентируют отдать предпочтение общественному транспорту, он должен лучше работать в наиболее напряженных участках города".
 
Чтобы разгрузить центр города от машин, говорит Овчинников, можно использовать вариант перехватывающих парковок. Люди, не доезжая до центра, пересаживаются на общественный транспорт, который ходит с очень коротким интервалом. Или платят за проезд по центру города. Здесь есть одно "но": "Понятно, что если строить такие парковки у нас, то не в Сухарево, откуда до центра еще далеко. В любом случае, лучше думать о планировании парковок сейчас, пока мы не дошли до ситуации, подобной московской. Известно же, что в Москве на метро порой легче добраться, чем на машине, в некоторые районы города".
 
"Мисс грудь Беларуси-2010" Екатерина Никандрова выступает за подземные паркинги: "Это лучший выход, потому что и машины есть где поставить, и места такие парковки в городе не занимают. Насколько охотно люди станут пользоваться платными парковками, будет зависеть от цены. Правда, есть такие, кто даже при отсутствии материальных проблем на платную стоянку не поедет, а лучше во дворе на газоне пристроится".
 
Лидер группы "Палац" Олег Хоменко говорит, что в Беларуси теперь любая инициатива воспринимается с настороженностью, потому что одно дело предложить идею, другое — ее исполнить в наших реалиях.
 
"Исходя из моего опыта путешествий в Европе, безусловно, платные парковки — необходимая мера. Только меня волнует вопрос, почему на авторынке в Ждановичах цена парковочного места дороже, чем в центре Берлина, — задается вопросом Олег Хоменко. — Чтобы положительно воспринять идею массовых платных парковок, важно определить, кто будет отвечать за них, сформировать понятную прозрачную цену на парковочное место. Если люди будут знать, что в спальном районе парковочное место стоит столько, а в центре столько, то смогут подсчитать, выгодно им ехать на машине или на метро".