• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Дорога


Ирина Филипкова,

Ежегодно белорусские водители становятся виновниками тысяч аварий за рубежом. Стоит ли экономить на липовой страховке?
 
Международная магистраль М1/E30. О том, что мы стремительно приближаемся к белорусско-российской границе, свидетельствуют замелькавшие на обочине киоски с надписями "Зеленая карта", "Автострахование", "Страховка". Это представители организаций, где оформляют договоры страхования гражданской ответственности автовладельцев международной системы "Зеленая карта". По нашим законам белорус, выезжая из страны, обязан иметь этот сертификат, приобретенный у белорусских страховщиков. Это касается и тех, кто отправляется в Россию. Нам останавливаться нет нужды: страховка была куплена еще дома накануне выезда. Поэтому мчимся дальше. На приграничной территории уже со стороны России — снова такие же вагончики. К одному из них сворачивает авто с белорусскими номерами. Зачем? "Зеленую карту" он там не купит, разве что российскую "автогражданку". Но неужели это выгоднее?
 
Оказывается, продажа поддельных страховок по "выгодной" цене — это целый теневой бизнес. Но для клиентов таких бизнесменов сделка может обернуться серьезными проблемами: штрафом и невозвратом страховых сумм, как минимум.
 
Недорогой полис только в мышеловке
 
Поскольку пограничного контроля при въезде в Россию нет, наличие "Зеленой карты" проверить у автовладельцев, по большому счету, некому. Пользуясь открытостью границы, некоторые отправляются в соседнюю страну на свой страх и риск без зеленого сертификата. Но в таком случае им придется заключать договор ОСАГО в России: ехать за границу вообще без страховки чревато большими штрафами.
 
"Зеленая карта" для выезжающих в Россию на 15 дней — минимальный срок, на который можно заключить договор — обойдется в 10 евро. Российский договор ОСАГО на такой же период для владельца машины мощностью, например, 90 лошадиных сил будет стоить примерно 22 евро — то есть в 2,2 раза дороже. Сумму страхового взноса можно легко посчитать самому, зная базовый тариф и повышающие коэффициенты (как правило, они указаны на сайтах страховщиков). Если заключать договор на месяц, разница будет еще ощутимее: 19 евро у нас, до 45 евро в России. Так в чем же смысл?
 
— В последнее время все чаще можно услышать, что в приграничной зоне ОСАГО стоит дешевле, чем белорусская "Зеленая карта". Но этого не может быть по определению: и в Беларуси, и в России страховые взносы установлены законодательством и зависят от базовой величины и различных коэффициентов, — поясняет начальник управления методологии, организации и актуарных расчетов Белорусского бюро по транспортному страхованию Раиса Александрович. — Поэтому дешевый страховой полис ОСАГО обязательно окажется фальшивкой — либо украденным, либо выданным организацией, которая уже не существует.
 
Одно время подобные случаи отмечались в России довольно часто. К примеру, в прошлом году задержали двоих россиян, которые продавали полисы "автогражданки" с липовыми печатями крупных страховых компаний через Интернет. Чистые бланки злоумышленники получили "в наследство" от лишенной лицензии страховой компании. И если в Беларуси договоры страхования "Зеленая карта" уполномочены заключать всего шесть страховых организаций, то продавать ОСАГО в России имеют право сотни страховщиков. Поэтому рядовому белорусскому водителю проверить реальность каждого из них практически невозможно.
 
Купил фальшивку — плати за все сам
 
Страховщики также отмечают, что "Зеленая карта" гораздо больше защищает виновного в ДТП автовладельца по сравнению с ОСАГО. Если белорусский автовладелец, имеющий "Зеленую карту", является виновником ДТП, ему всего лишь нужно вызвать ГАИ, обменяться данными с потерпевшей стороной, зафиксировать повреждения и выдать потерпевшему копию своего страхового сертификата. Потерпевший уже сам обращается в бюро "Зеленая карта" Российского союза автостраховщиков, который разъяснит ему порядок дальнейших действий. В случае, если виновный в ДТП белорус имеет только ОСАГО, все претензии будут предъявляться к нему или в ту страховую организацию, с которой он заключил договор. Это не всегда просто, если не знаешь тонкостей российского законодательства.
 
— Ну а если наш автовладелец купил фальшивое ОСАГО, то он окажется незащищенным, и причиненный вред в ДТП придется возмещать ему самому, — уточняет Раиса Александрович.
 
Кстати, в некоторых западных странах лимиты по страховым выплатам, в случае причинения вреда жизни и здоровью, отсутствуют. Это означает, что, если суд признает необходимость пожизненного содержания пострадавшего или его семьи, то страховой компании придется его оплатить. И такие примеры у белорусских страховщиков есть. Но, если, отправляясь на авто в Европу или в Украину, белорус сможет пересечь границу только при наличии "Зеленой карты", а значит, будет защищен в случае совершения ДТП, то путешествующий без страховки в России рискует попасть впросак.
 
ВАЖНО
 
В случае, если вашему автомобилю был причинен вред за рубежом, не забудьте записать номерные знаки автомобилей — участников ДТП и сведения о договорах обязательного страхования ответственности в отношении этих автомобилей. Без этой информации невозможно установить, была ли застрахована ответственность причинившего вред водителя, и если была, то в какой страховой организации, а значит, ничем нельзя помочь потерпевшему. 
Нужные услуги в нужный момент
-15%
-10%
-17%
-20%
-27%
-30%
-50%
-25%