реклама
реклама


Дорога


Максим Осипов,

Поговорка “Большая дорога не стоит” теряет свою актуальность, если ударение в последнем слове перенести на первую гласную. Сегодня на планете из более чем 23 миллионов километров дорог 140 тысяч километров — платные.

За удовольствие ездить по современным, удобным, в разы более безопасным дорогам платят в трех десятках стран. При этом в докризисной Испании, например, доходы от сбора дорожных платежей составляли почти половину национального дорожного бюджета, а в Норвегии — треть. Практически вплотную подошла к расширению собственной платной дорожной сети и Беларусь.
Автомобильная Европа: платная и бесплатная
Длина платной дорожной сети (км)
Китай — 35 000
Южная Корея — 28 000
Малайзия — 10 000
Япония — 10 000
Франция — 10 000
США — 9000
Италия — 7000
Мексика — 6000
ЮАР — 800
Беларусь — 620
Россия — 430
 
 
 
Экологический смысл
 
За последние полвека в мире накоплен достаточно большой опыт строительства и эксплуатации платных автодорог и дорожных объектов (мостов, эстакад), приносящих прибыль государству, частному инвестору и предоставляющих дополнительные выгоды их пользователям. Как правило, формирование стоимости проезда основывается на главном принципе: размер платы за проезд должен быть меньше тех выгод, которые получает пользователь платной дороги.
 
Естественно, плата за проезд должна быть экономически обоснована, но на практике она может корректироваться в зависимости от спроса потребителей с разными потенциальными возможностями. В среднем по Европе она составляет порядка 0,05—0,1 евро с легкового и 0,15—0,25 евро с грузового автомобиля за километр дороги. Однако институт платных дорог имеет и более глубокий смысл: он позволяет разгрузить автомагистрали, перейти к более интенсивной эксплуатации железнодорожного и водного транспорта, снизив тем самым экологическую нагрузку на природу.
 
“Олимпийский” почин

В странах СНГ платные дороги пока имеются только в Беларуси и России (в Украине и Казахстане еще только рассматриваются предложения о такой возможности). На главной дороге нашей страны М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией сегодня взимаются сборы на четырех пунктах со всех пользователей, кроме белорусских владельцев автомобилей (если высота автомобиля не превышает 210 см). Впервые водители стали платить за проезд по “олимпийке” в 1996 году. Полтора десятилетия спустя опыт решено распространить на новые комфортабельные дороги страны.
 
В качестве партнера для создания национальной электронной системы взимания сборов за проезд по дорогам Беларуси избрана австрийская компания Kapsch TrafficCom AG. Как сообщил исполнительный директор австрийской компании Эрвин Топлак, система не потребует остановки автотранспорта для осуществления оплаты: водителю будет выдаваться транспондер — специальное бортовое устройство, фиксирующее передвижение, заплатить же за движение по платной трассе можно будет как предварительно, так и после проезда по ней. Эксплуатацию новой системы планируется начать уже в следующем году, а выдача транспондеров начнется еще раньше.
 
Монетизация пути: социальный аспект
 
“Введение системы оплаты ведет обычно к повышению ответственности владельца дороги, ее оператора, потому что напрямую связываются факт оплаты, ответственности и требования качества, — заметил “НГ” председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — С другой стороны, все понимают: бесплатных дорог в принципе не существует, так или иначе кто-то оплачивает строительство и обслуживание каждой из них. Но если эти расходы финансируются из бюджета, получается, что за дорогу платят все без исключения граждане вне зависимости от того, пользуются они ею или нет. Поэтому институт платных дорог представляется более адекватным и социально ориентированным механизмом”.
 
И Беларусь намерена задействовать его достаточно широко. В частности, вскоре платной станет реконструируемая дорога Минск — Могилев, отдельные участки трасс Минск — Гомель, Минск — Гродно, Минск — Национальный аэропорт “Минск” и Минск — Витебск. После чего вопрос сместится в иную плоскость: не переусердствовать с тарифами. “Это нововведение не должно затронуть интересы белорусских граждан, тем более, ухудшить их благосостояние”, — подчеркнул на недавнем совещании Президент Беларуси Александр Лукашенко. Есть и еще одна опасность: как отмечают в Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков, высокие тарифы могут отпугнуть международные компании от того, чтобы прокладывать маршруты через Беларусь. Поэтому предложение БАМАП — чтобы плата была разумной. Иначе Беларусь будут объезжать, например, через Украину по более плохим, но зато бесплатным дорогам.
Как это будет выглядеть на практике?
 
Как пояснил “НГ” заместитель генерального директора Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков Геннадий Бальцевич, скорее всего, в Беларуси будет организована система взимания дорожной платы, аналогичная восточноевропейской. “В этом случае будут организованы пункты выдачи бортовых устройств на автомобильных въездах в Беларусь, а также на объектах дорожной инфраструктуры — АЗС, в автомагазинах, придорожных кафе и так далее, — пояснил он. — Процедура получения и использования устройства будет проста: человек приезжает в пункт выдачи, оформляет соответствующий договор, однократно платит залоговую стоимость прибора — порядка 100 евро — и вносит определенную сумму на открытый при этом счет. После чего крепит прибор учета за лобовым стеклом своего авто. При прохождении автомобиля мимо контрольных рамок этот факт фиксируется электронной системой, и сумма тарифа за пользование платной дорогой автоматически списывается со счета — без остановки автомобиля”.
 
А как у них?
 
В России работа над созданием платных дорог началась в 1998 году. Сейчас здесь действуют восьмикилометровая часть “Западного скоростного диаметра” Санкт-Петербурга и несколько платных участков на магистрали “Дон” (Москва — Новороссийск) и региональных автодорогах. Ведется строительство серии дополнительных платных дорог, среди которых будет и новый выход на Московскую кольцевую автодорогу с Минского шоссе (федеральной дороги М1 “Беларусь”).
 
В Европе самыми дорогими являются платные автодороги Франции, где средняя стоимость проезда исчисляется 0,12 евро за километр. Проезд маршрутом Реймс — Шамони, длина которого составляет 623 км, обойдется в 47 евро. Мзду за использование автобана в Германии взимают только с грузовых машин, она в среднем составляет 0,15 евро за километр. В Норвегии платный проезд существует при въезде в Осло и другие крупные города, большие туннели и автострады почти все платные. В Италии оплата дорог обходится примерно в 4 евро каждые сто километров пробега, в Испании — 3 евро. В Швеции и Дании проезд по магистралям бесплатный. Исключением является только мост Оресунд протяженностью 7,8 км, стоимость проезда обойдется в 32 евро.
Общественное мнение: за и против
 
Как показал опрос, проведенный на сайте “НГ”, абсолютное большинство респондентов в нашей стране согласны с тем, что платные дороги в Беларуси нужны. При этом более четверти принявших участие в интернет-голосовании в качестве условия для расширения платной дорожной сети назвали ее соответствие современным дорожным стандартам. И лишь 11 процентов выступили против.
 
У наших восточных соседей по данным опроса, проводившегося в этом году Левада-центром в разных регионах страны, за движение по дорогам согласны платить 18 процентов россиян, зато более 40 процентов респондентов заявили, что ни при каких обстоятельствах платными трассами пользоваться не будут. Впрочем, опыт работы первого платного участка на федеральной трассе “Дон” в Липецкой области позволяет предположить, что недоверие россиян — явление временное: эта платная дорога обслуживает более 70 процентов российских водителей, следующих по этому направлению. Так что вариант “дешево и сердито” — альтернативный маршрут по необлагороженной, но бесплатной дороге — две трети автолюбителей совершенно не устраивает.