• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Он меня слышит, реагирует на голос». Что сейчас с Ромой, который вынес из огня брата
  2. В Минске все-таки запустили в небо тысячи красных и зеленых шариков, против которых подписывали петицию
  3. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  4. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  5. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  6. Инфекционист — о поставках в Беларусь вакцины от Pfizer и BioNTech и реакциях на прививку от COVID-19
  7. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  8. 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В Беларуси празднуют День Победы
  9. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  10. За сутки в стране 1214 новых случая COVID-19, десять скончавшихся
  11. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  12. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  13. «Ці баяўся? Канешне, баяўся». Дзесяць цытат Васіля Быкава пра Вялікую Айчынную вайну
  14. «1700 рублей, СМС о зачислении пришло ночью». Какие выплаты в этом году к 9 Мая получают ветераны
  15. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  16. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  17. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  18. Как белорусские сигареты оказываются в опломбированных вагонах с удобрениями? Попытались найти ответ
  19. В Лиде заметили странную очередь, в которой раздавали деньги. В исполкоме говорят о возможной провокации
  20. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  21. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  22. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  23. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  24. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  25. Лукашенко: «Мы несколько перенапрягли наше общество»
  26. Белгидромет предупредил о заморозках в ночь на 10 мая
  27. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  28. Лукашенко подписал декрет о переходе власти в случае его гибели
  29. Властям в апреле удалось пополнить резервы валютой. Белорусы отвернулись от доллара?
  30. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко


Дмитрий ПАТЫКО,

Не так давно, просматривая материалы тендера, объявленного американцами на строительство перехода для животных через оживленную автостраду, подумал: нам бы их заботы. Проектировщики соревновались между собой, кто сделает "зеленый" мост для оленей, лосей и прочей живности шире, лесистей, безопасней, и, разумеется, вопрос об окупаемости проекта даже не обсуждался. Какая окупаемость, если столкновения автомобилей с дикими животными и так исключены благодаря ограждению трассы, а речь идет всего лишь о том, чтобы обитатели леса не испытывали неудобств во время миграции привычными маршрутами? Хотя все же и подтекст у такой затеи читается. Штат и город, где могут позволить себе расходы на подобный "выставочный" проект, любой гость оценит как место благополучное, экологически благоприятное, а потому привлекательное. Со всеми вытекающими для бизнеса последствиями.

И вот "дошли до такой жизни" и мы. Правда, у нас все выглядит скромнее, не напоказ, так как это не 50-метровой ширины мост через дорогу, заросший деревьями и кустами, а подземный переход. Для лягушек, жаб и тритонов это комплекс бетонных труб диаметром меньше метра, а для копытных — сооружение посерьезней, высотой 4,5 метра, чтобы обладатели рогов могли пройти под шоссе, не кланяясь. Оказалось, работают дешевые переходы не менее эффективно, чем дорогие мосты, сооружаемые в Северной Америке и странах ЕС.

Сначала в Березинском биосферном заповеднике в 2006 году, затем при строительстве автодороги в обход Беловежской пущи и при реконструкции магистрали Минск — Гомель были сооружены первые в СНГ переходы для земноводных. Недавно в Беловежье появились еще и два "пешеходных" тоннеля под проезжей частью — для диких копытных животных. Самое интересное, что смышленые "меньшие братья" тут же научились пользоваться предложенными удобствами, даже не дожидаясь, пока озеленители приведут искусственную тропу в близкое к естественной среде состояние.

Фото: ГУ Национальный парк "Беловежская пуща"

— У некоторых специалистов сомнения на этот счет, особенно по поводу копытных животных, все же оставались, так как известен негативный опыт России, — говорит заведующий сектором заповедного дела Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Руслан Новицкий. — Построенный в 2005 году переход под МКАД в московском лесопарке "Лосиный остров" лосям не понравился, и они его до сих пор игнорируют. Более того, после первого неудачного опыта в России на высоком уровне было принято решение, что, поскольку такие проходы не работают, по всей стране нужно отказаться от этой идеи. И отказались. К большой радости дорожников, которые на этом сэкономили. Хотя ученые пытались доказать, что проект был выполнен с вопиющими недоработками. По сути, у строителей МКАД получился типовой скотопрогон — бетонированная дыра под дорогой. Шум от МКАД распугивает обитателей лесопарка, желающих ею воспользоваться, тогда как для диких животных тоннель требуется оградить звукоизолирующими экранами, посадить древесно-кустарниковые насаждения, привлекающие копытных, а также деревья, которые послужат укрытием. Нужны еще и колючие кусты, выполняющие роль направляющей изгороди. Кроме того, переход должен находиться точно по линии миграционного маршрута, а не там, где удобно дорожникам. Для этого необходимо проводить научные исследования, а не просто следовать статистике пересечений животными проезжей части. Но московские проектировщики специалистов-зоологов для этих целей даже не привлекали. Решили обойтись своими силами и в результате собрали весь "букет" того, как не надо делать. Мы же в своей белорусской практике ориентировались на сложившийся западноевропейский опыт, тщательно готовили проект, и все у нас получилось.

На объездной дороге вокруг пущи ученые использовали даже такую хитрость: разбросали в построенных проходах навоз гонных самцов оленей и косуль. Для доминирующего самца больший раздражитель придумать трудно, поэтому, едва люди ушли, местный олень-вожак тут же примчался на место, чтобы разобраться с соперником. И, идя по "следу" чужака, бесстрашно ринулся в бетонную нору. В другое время и в спокойном состоянии он бы еще хорошенько подумал, стоит ли это делать. А тут — ни секунды.

Не найдя врага, вожак нехотя удалился. Но дело было уже сделано. Самки, видя, что их героический защитник здесь уже прогулялся и ничего страшного с ним не произошло, безбоязненно пошли в проход.

Лягушек, два раза в год путешествующих к местам нереста и обратно, приучить пользоваться подземным переходом было еще проще. Достаточно было установить направляющие бетонные заборчики небольшой высоты. Земноводные, двигаясь вдоль них, в конце концов оказываются у входа в трубу, ведущую под полотно автомобильной дороги. Страха перед таким сооружением у них нет, и, если инстинкт зовет, они смело устремляются в рукотворную нору.

Построив для животных дюжину переходов под дорогами, Беларусь стала в этой области лидером на постсоветском пространстве, хотя, по мнению ученых, у нас существует множество проблем, мешающих должным образом организовать работу транспортной сети с учетом экологических требований.

Фото: ГУ Национальный парк "Беловежская пуща"

— Мы ни в чем не уступаем Европе по природоохранному законодательству, и в нем ничего не надо менять, надо только научиться выполнять в полном объеме то, что в нем прописано, — говорит Руслан Новицкий. — Ведь, согласно закону о государственной экологической экспертизе, все объекты транспортной инфраструктуры, в частности республиканские дороги, должны в полном объеме проходить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). Но они ее не проходят. Точнее, формально проходят по документам, а реально обследуется лишь процентов 10 дорог. Причем мероприятия часто готовятся без участия специалистов по биоразнообразию, в частности зоологов и ботаников. К чему это приводит, я уже показал на примере строительства перехода в "Лосином острове". Есть и наши примеры, когда проектировщики предусматривают ограждение сеткой участка дороги, где регулярно происходят столкновения транспорта с животными. Но в результате получают не одно опасное место, а два, так как лоси, олени и кабаны вынуждены обходить огороженный участок с двух сторон. Да, ставится предупреждающий знак, но известно, как наши водители на него реагируют.

Сколько гибнет животных на дорогах страны — точно не известно. По подсчетам зоологов, ежегодно под колеса попадает до 40 процентов мигрирующих земноводных, и эта цифра неполная, так как весной гибнут самки, готовые принести потомство. Не менее туманна и ситуация с крупными животными. По информации от охотничьих хозяйств и ДПС, в течение года в стране фиксируется около 1000 дорожно-транспортных происшествий с участием животных, в результате чего гибнет до 5 человек и до 35 получают травмы. Но эта статистика далеко не полная. Если человеческих жертв нет и нет свидетелей, то водители предпочитают забросить сбитое животное в багажник, чтобы компенсировать расходы на ремонт машины, и продолжить путь, чем вызывать ДПС, платить штраф и терять неожиданный трофей.

Чтобы трагедий на дорогах стало меньше, ученые Центра по биоресурсам НАН Беларуси сейчас работают над новой картой автомобильных дорог республики, где будут обозначены участки с высокой вероятностью столкновений с дикими животными. Картирование будет завершено к концу 2013 года, и, как надеются исследователи, это поможет создать концепцию экологически безопасных дорог. А в перспективе позволит снизить количество ДТП с участием копытных и даст возможность создать систему "проницаемых" для животного мира элементов инфраструктуры, которые смогут повысить безопасность и снизить смертность в этом поединке между людьми и животными. Параллельно Государственному предприятию "Белгипродор" было сделано предложение по изменению строительных норм и правил, что позволит перейти к типовым конструкциям и в разы удешевить сооружение переходов для животных.

Как бы там ни было, постепенно экологическая культура проникает в практику проектирования и реконструкции дорог. Сегодня специалисты-зоологи работают, например, над оценкой воздействия на окружающую среду северо-западного обхода Витебска и, кстати, не ввели дорожников своим участием в большие расходы. Оказалось, что эта дорога, проходящая по обжитой местности, вовсе не требует существенных вложений в сооружение переходов для животных. Было решено, что достаточно пересадить несколько популяций краснокнижных видов растений и установить знаки, предупреждающие о возможном появлении земноводных и предписывающие снижать в сумерки и ночью скорость до 40 километров в час во время сезонной миграции земноводных, а также установить "спящих полицейских".

Существенно снижающие себестоимость обустройства автодорог экологически безопасные системы направляющих конструкций зоологи готовы дать и строителям подъездных путей к логистическому центру Китайско-Белорусского индустриального парка в районе Национального аэропорта. Это место они обследовали и установили, что, обходя забор аэропорта, дикие животные постоянно появляются на разбитой местной дороге, окруженной охотничьим хозяйством. Но поскольку машины сегодня здесь редкость, а скорость их движения невелика, то и проблем пока не возникает. Появятся они тогда, когда дорогу реконструируют, в результате чего скорость и плотность транспортного потока увеличится. Однако в этом случае обойтись можно все же минимальными расходами.

— Достаточно будет установить систему направляющих конструкций со специальными "карманами" для пропуска животных, через которые лоси, кабаны и косули смогут спокойно проходить с минимальным стрессом, — поясняет Руслан Новицкий. — Мест появления на проезжей части четвероногих пешеходов будет всего 2. Отмечены эти опасные зоны (протяженностью по 300—400 метров) будут дорожными указателями, подъезжать к которым водители смогут, только ступенчато сбросив скорость до 40 километров в час. Считаем, что для обеспечения безопасности этого достаточно. Короче говоря, мы вовсе не собираемся пугать дорожников требованиями строить непременно только подземные переходы, так как понимаем, что не на все желаемые мероприятия у строителей есть средства. Но обеспечить безопасность на дорогах во многих случаях можно и за счет достаточно дешевых мероприятий. Основная проблема — это грамотно просчитанный до мелочей сценарий обустройства миграционных коридоров специальными сооружениями, что могут сделать только специалисты-зоологи, имеющие опыт такого обустройства. Только так мы сможем сформировать национальную экологическую сеть, объединяющую национальные парки, заказники и особо охраняемые территории, по которым проходят пути миграции диких животных, и сохранить спасительное для жизни на земле биологическое разнообразие.
 

Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.

-20%
-23%
-10%
-10%
-10%
-11%
-20%
-10%
0073029