• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Оставила их, а они уже грустят, вздыхают». О чем из СИЗО пишет Катерина Борисевич
  2. «Хватали всех подряд». Появилось полное видео действий силовиков 11 августа в магазине на Притыцкого
  3. «Политических на зоне уважают». Поговорили с освободившимся после 6,5-летнего срока политзаключенным
  4. Врачи назвали самые типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не допускаете ли их вы
  5. По ценам на 62 товара и 50 медпрепаратов ввели жесткие ограничения
  6. Завершился ЧМ по биатлону. Вот пять главных сенсаций, которые точно не стоит пропускать
  7. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  8. Четвертый день суда над журналисткой TUT.BY и врачом БСМП. Похоже, допрос свидетелей завершен
  9. До 25 лет лишения свободы. Начался суд над водителем, который прокатил на капоте гаишника
  10. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  11. Семь ИТ-компаний из Беларуси попали в список ста лучших аутсорсеров мира
  12. Когда будут арестовывать авто, а когда — забирать права на время: новое в ПИКоАП для водителей
  13. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  14. «Меры жесткие». В МАРТ прокомментировали введенные ограничения по торговле
  15. БФСС рассказал, почему МОК может запретить белорусским спортсменам выступать под госфлагом
  16. «Падумаў, што савецкі пятак». В сквере в центре Минска нашли клад
  17. Песков прокомментировал итоги встречи Путина и Лукашенко
  18. Лайнер, пингвины и Антарктида. Музыкант из Гродно побывал в 137 странах на всех континентах и привез крутые фото
  19. В Гомеле снова осудили водителя, который пьяным насмерть сбил детей, отсидел, выпил — и снова насмерть сбил
  20. Поставщики сообщили о сложностях у еще одной торговой сети
  21. «У моей дочери нет мимики. Она не может закрыть рот». История матери, чья дочь живет с миопатией
  22. 200-й день протестов, письма из тюрьмы и видео с силовиками за 11 августа. Что произошло 24 февраля
  23. Оранжевый уровень опасности — уже сейчас
  24. Освежеванные трупы собак двое суток лежали на виду у всех на льду в Шклове. Местные вызвали милицию
  25. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  26. Что сулит Беларуси арест украинской «трубы», которую в 2019 году купил Воробей?
  27. «Гнездования» не случилось. Что будет весной с ценами на квартиры в Минске
  28. У кого на стопе появляется «шишка»? Врач — о вальгусной деформации первого пальца
  29. Министр здравоохранения: вероятно, третья волна COVID-19 будет менее интенсивной
  30. В Беларуси признали экстремистским телеграм-канал NEXTA-Live. Авторы поменяли название, а суд снова запретил


Дмитрий ПАТЫКО,

Не так давно, просматривая материалы тендера, объявленного американцами на строительство перехода для животных через оживленную автостраду, подумал: нам бы их заботы. Проектировщики соревновались между собой, кто сделает "зеленый" мост для оленей, лосей и прочей живности шире, лесистей, безопасней, и, разумеется, вопрос об окупаемости проекта даже не обсуждался. Какая окупаемость, если столкновения автомобилей с дикими животными и так исключены благодаря ограждению трассы, а речь идет всего лишь о том, чтобы обитатели леса не испытывали неудобств во время миграции привычными маршрутами? Хотя все же и подтекст у такой затеи читается. Штат и город, где могут позволить себе расходы на подобный "выставочный" проект, любой гость оценит как место благополучное, экологически благоприятное, а потому привлекательное. Со всеми вытекающими для бизнеса последствиями.

И вот "дошли до такой жизни" и мы. Правда, у нас все выглядит скромнее, не напоказ, так как это не 50-метровой ширины мост через дорогу, заросший деревьями и кустами, а подземный переход. Для лягушек, жаб и тритонов это комплекс бетонных труб диаметром меньше метра, а для копытных — сооружение посерьезней, высотой 4,5 метра, чтобы обладатели рогов могли пройти под шоссе, не кланяясь. Оказалось, работают дешевые переходы не менее эффективно, чем дорогие мосты, сооружаемые в Северной Америке и странах ЕС.

Сначала в Березинском биосферном заповеднике в 2006 году, затем при строительстве автодороги в обход Беловежской пущи и при реконструкции магистрали Минск — Гомель были сооружены первые в СНГ переходы для земноводных. Недавно в Беловежье появились еще и два "пешеходных" тоннеля под проезжей частью — для диких копытных животных. Самое интересное, что смышленые "меньшие братья" тут же научились пользоваться предложенными удобствами, даже не дожидаясь, пока озеленители приведут искусственную тропу в близкое к естественной среде состояние.

Фото: ГУ Национальный парк "Беловежская пуща"

— У некоторых специалистов сомнения на этот счет, особенно по поводу копытных животных, все же оставались, так как известен негативный опыт России, — говорит заведующий сектором заповедного дела Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Руслан Новицкий. — Построенный в 2005 году переход под МКАД в московском лесопарке "Лосиный остров" лосям не понравился, и они его до сих пор игнорируют. Более того, после первого неудачного опыта в России на высоком уровне было принято решение, что, поскольку такие проходы не работают, по всей стране нужно отказаться от этой идеи. И отказались. К большой радости дорожников, которые на этом сэкономили. Хотя ученые пытались доказать, что проект был выполнен с вопиющими недоработками. По сути, у строителей МКАД получился типовой скотопрогон — бетонированная дыра под дорогой. Шум от МКАД распугивает обитателей лесопарка, желающих ею воспользоваться, тогда как для диких животных тоннель требуется оградить звукоизолирующими экранами, посадить древесно-кустарниковые насаждения, привлекающие копытных, а также деревья, которые послужат укрытием. Нужны еще и колючие кусты, выполняющие роль направляющей изгороди. Кроме того, переход должен находиться точно по линии миграционного маршрута, а не там, где удобно дорожникам. Для этого необходимо проводить научные исследования, а не просто следовать статистике пересечений животными проезжей части. Но московские проектировщики специалистов-зоологов для этих целей даже не привлекали. Решили обойтись своими силами и в результате собрали весь "букет" того, как не надо делать. Мы же в своей белорусской практике ориентировались на сложившийся западноевропейский опыт, тщательно готовили проект, и все у нас получилось.

На объездной дороге вокруг пущи ученые использовали даже такую хитрость: разбросали в построенных проходах навоз гонных самцов оленей и косуль. Для доминирующего самца больший раздражитель придумать трудно, поэтому, едва люди ушли, местный олень-вожак тут же примчался на место, чтобы разобраться с соперником. И, идя по "следу" чужака, бесстрашно ринулся в бетонную нору. В другое время и в спокойном состоянии он бы еще хорошенько подумал, стоит ли это делать. А тут — ни секунды.

Не найдя врага, вожак нехотя удалился. Но дело было уже сделано. Самки, видя, что их героический защитник здесь уже прогулялся и ничего страшного с ним не произошло, безбоязненно пошли в проход.

Лягушек, два раза в год путешествующих к местам нереста и обратно, приучить пользоваться подземным переходом было еще проще. Достаточно было установить направляющие бетонные заборчики небольшой высоты. Земноводные, двигаясь вдоль них, в конце концов оказываются у входа в трубу, ведущую под полотно автомобильной дороги. Страха перед таким сооружением у них нет, и, если инстинкт зовет, они смело устремляются в рукотворную нору.

Построив для животных дюжину переходов под дорогами, Беларусь стала в этой области лидером на постсоветском пространстве, хотя, по мнению ученых, у нас существует множество проблем, мешающих должным образом организовать работу транспортной сети с учетом экологических требований.

Фото: ГУ Национальный парк "Беловежская пуща"

— Мы ни в чем не уступаем Европе по природоохранному законодательству, и в нем ничего не надо менять, надо только научиться выполнять в полном объеме то, что в нем прописано, — говорит Руслан Новицкий. — Ведь, согласно закону о государственной экологической экспертизе, все объекты транспортной инфраструктуры, в частности республиканские дороги, должны в полном объеме проходить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). Но они ее не проходят. Точнее, формально проходят по документам, а реально обследуется лишь процентов 10 дорог. Причем мероприятия часто готовятся без участия специалистов по биоразнообразию, в частности зоологов и ботаников. К чему это приводит, я уже показал на примере строительства перехода в "Лосином острове". Есть и наши примеры, когда проектировщики предусматривают ограждение сеткой участка дороги, где регулярно происходят столкновения транспорта с животными. Но в результате получают не одно опасное место, а два, так как лоси, олени и кабаны вынуждены обходить огороженный участок с двух сторон. Да, ставится предупреждающий знак, но известно, как наши водители на него реагируют.

Сколько гибнет животных на дорогах страны — точно не известно. По подсчетам зоологов, ежегодно под колеса попадает до 40 процентов мигрирующих земноводных, и эта цифра неполная, так как весной гибнут самки, готовые принести потомство. Не менее туманна и ситуация с крупными животными. По информации от охотничьих хозяйств и ДПС, в течение года в стране фиксируется около 1000 дорожно-транспортных происшествий с участием животных, в результате чего гибнет до 5 человек и до 35 получают травмы. Но эта статистика далеко не полная. Если человеческих жертв нет и нет свидетелей, то водители предпочитают забросить сбитое животное в багажник, чтобы компенсировать расходы на ремонт машины, и продолжить путь, чем вызывать ДПС, платить штраф и терять неожиданный трофей.

Чтобы трагедий на дорогах стало меньше, ученые Центра по биоресурсам НАН Беларуси сейчас работают над новой картой автомобильных дорог республики, где будут обозначены участки с высокой вероятностью столкновений с дикими животными. Картирование будет завершено к концу 2013 года, и, как надеются исследователи, это поможет создать концепцию экологически безопасных дорог. А в перспективе позволит снизить количество ДТП с участием копытных и даст возможность создать систему "проницаемых" для животного мира элементов инфраструктуры, которые смогут повысить безопасность и снизить смертность в этом поединке между людьми и животными. Параллельно Государственному предприятию "Белгипродор" было сделано предложение по изменению строительных норм и правил, что позволит перейти к типовым конструкциям и в разы удешевить сооружение переходов для животных.

Как бы там ни было, постепенно экологическая культура проникает в практику проектирования и реконструкции дорог. Сегодня специалисты-зоологи работают, например, над оценкой воздействия на окружающую среду северо-западного обхода Витебска и, кстати, не ввели дорожников своим участием в большие расходы. Оказалось, что эта дорога, проходящая по обжитой местности, вовсе не требует существенных вложений в сооружение переходов для животных. Было решено, что достаточно пересадить несколько популяций краснокнижных видов растений и установить знаки, предупреждающие о возможном появлении земноводных и предписывающие снижать в сумерки и ночью скорость до 40 километров в час во время сезонной миграции земноводных, а также установить "спящих полицейских".

Существенно снижающие себестоимость обустройства автодорог экологически безопасные системы направляющих конструкций зоологи готовы дать и строителям подъездных путей к логистическому центру Китайско-Белорусского индустриального парка в районе Национального аэропорта. Это место они обследовали и установили, что, обходя забор аэропорта, дикие животные постоянно появляются на разбитой местной дороге, окруженной охотничьим хозяйством. Но поскольку машины сегодня здесь редкость, а скорость их движения невелика, то и проблем пока не возникает. Появятся они тогда, когда дорогу реконструируют, в результате чего скорость и плотность транспортного потока увеличится. Однако в этом случае обойтись можно все же минимальными расходами.

— Достаточно будет установить систему направляющих конструкций со специальными "карманами" для пропуска животных, через которые лоси, кабаны и косули смогут спокойно проходить с минимальным стрессом, — поясняет Руслан Новицкий. — Мест появления на проезжей части четвероногих пешеходов будет всего 2. Отмечены эти опасные зоны (протяженностью по 300—400 метров) будут дорожными указателями, подъезжать к которым водители смогут, только ступенчато сбросив скорость до 40 километров в час. Считаем, что для обеспечения безопасности этого достаточно. Короче говоря, мы вовсе не собираемся пугать дорожников требованиями строить непременно только подземные переходы, так как понимаем, что не на все желаемые мероприятия у строителей есть средства. Но обеспечить безопасность на дорогах во многих случаях можно и за счет достаточно дешевых мероприятий. Основная проблема — это грамотно просчитанный до мелочей сценарий обустройства миграционных коридоров специальными сооружениями, что могут сделать только специалисты-зоологи, имеющие опыт такого обустройства. Только так мы сможем сформировать национальную экологическую сеть, объединяющую национальные парки, заказники и особо охраняемые территории, по которым проходят пути миграции диких животных, и сохранить спасительное для жизни на земле биологическое разнообразие.
 
-50%
-35%
-15%
-7%
-10%
-20%
0072144