Дорога


Анна Рудь, фото: Александр Корсаков,

Использование RFID-технологий для повышения пропускной способности перекрестков путем обеспечения приоритета движения трамваев позволит городу сэкономить на каждом светофорном объекте до 100 тыс. долларов ежегодно.
 
 
Пилотный проект по внедрению инновационных решений для повышения пропускной способности одного столичного перекрестка завершен, рассказал AUTO.TUT.BY председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник. "Полигоном" для внедрения технологий обеспечения приоритетного проезда трамвая выступило пересечение улиц Козлова и Платонова – типичный, по словам эксперта, для центральной части города, средненагруженный перекресток.
 
"Полигоном" для эксперимента послужило пересечение улиц Козлова и Платонова - типичный средненагруженный перекресток
  
- Водители замечали: на регулируемых перекрестках, где проезжая часть пересекается с трамвайными путями, приходится ждать, когда загорится разрешающий сигнал светофора, при этом поблизости нет ни одного трамвая, - рассказал Юрий Важник. – Эти простои не только вызывали раздражение автовладельцев и заторы на перекрестках, но и обходились городскому бюджету в ежегодные потери в размере до полумиллиона долларов в год.
  
Теперь зеленый сигнал светофора для того, чтобы трамвай, например, повернул налево с Козлова на Чапаева, включается только тогда, когда в этом действительно есть необходимость. Технология RFID действует следующим образом. На корпус трамвая крепится электронная метка, которая скоординирована с принимающими устройствами, те, в свою очередь, с системой управления светофорами. Как только трамвай подъезжает к регулируемому перекрестку, принимающее устройство улавливает передачу и в течение нескольких секунд переключает сигнал с красного на зеленый. Автомобили должны будут остановиться только на время, пока едет трамвай. Если же сигнала от трамвая нет – светофор пропускает фазу, предназначенную для трамвая.
 
Датчики стоят на каждом трамвае на дверях сбоку (внутри). метка на трамвае. как уверили AUTO.TUT.BY производители системы - антивандальная. Даже если кому-нибудь придет в голову отодрать метку, это, во-первых, физически непросто, во-вторых, - бессмысленно: она сразу разрушается
  
- Подобные алгоритмы обеспечения приоритета одной категории участников движения уже эффективно работают для пешеходов – те самые кнопки на переходах, после нажатия которых для пешеходов загорается зеленый, - пояснил председатель БАЭС.
  
По мнению представителей столичной ГАИ и экспертов БАЭС, внедрение новых технологий позволяют решить сразу несколько задач: увеличить пропускную способность некоторых участков улично-дорожной сети города Минска на 15-20 процентов и внедрить алгоритмы приоритетного проезда для общественного транспорта, машин скорой помощи и МЧС.
 
Антенны установлены на столбах около перекрестка. Они ловят сигнал метки и "предупреждают" светофоры о приближении трамвая
 
Варианты светофорного регулирования перекрестка при условиях движения трамваев и без них
  
В дальнейшем планируется увеличить пропускную способность 14 столичных перекрестков. В частности, технология RFID может быть применена для обеспечения приоритета трамваев на пересечениях:
  
- улиц Козлова и Платонова;
- улиц Первомайская и Чапаева;
- проспекта Машерова и улицы Красная;
- проспекта Машерова и улицы Куйбышева;
- проспекта Машерова и улицы Даумана;
- Старовиленского тракта и улицы Нововиленская;
- улиц Долгобродская и Ботаническая;
- улиц Долгобродская и Буденного;
- улицы Долгобродская в районе гостиницы "Турист";
- улиц Бобруйская и Ленинградская;
- улиц Бобруйская и Ульяновская;
- Логойского тракта и улицы Калиновского;
- улиц Я.Коласа и Волгоградская;
- улиц Плеханова и Васнецова.
  
"Пилотный" перекресток Козлова – Платонова – это один из вариантов реализации технологий повышения пропускной способности с помощью предоставления приоритета в проезде перекрестка. По словам участников проекта, есть вопросы, которые предстоит решить в рамках детального проектирования и оценки выгод и затрат. Например, где ставить принимающие устройства для считывания сигнала с трамвайной метки: ближе к перекрестку или отнести на расстояние нескольких сот метров? "Чем ближе – тем дешевле с точки зрения коммуникаций, но и эффективность чуть ниже: светофор не успевает среагировать на сигнал и остановить другие потоки", - поясняет Юрий Важник. – "Если отнести устройство подальше от перекрестка – оно заблаговременно "увидит" трамвай, но такое его размещение потребует дополнительных финансовых затрат".
 
Играет роль и человеческий фактор: водители трамваев, следующих через перекресток улиц Платонова и Козлова, "еще просто не привыкли к такой работе светофоров". Корреспонденты AUTO.TUT.BY вместе с участниками презентации проекта стали свидетелями того, как трамвай, высадив пассажиров на остановке по ул. Чапаева, остался стоять перед перекрестком. "Что, не работает метка?" - спросили мы у представителей компании-разработчика. "Система-то работает, водитель тормозит!", - ответили нам. И правда – трамваю горел зеленый.
 
Перекрестком улиц Козлова и Платонова теперь управляют инновационные технологии
  
Уже сейчас появилась возможность учитывать и расписание движения трамваев, однако для этого необходима интеграция системы управления светофорами и системы позиционирования трамваев, иначе получается, что водитель трамвая на перекрестке время экономит, а потом все равно вынужден где-то задерживаться, чтобы "попасть" в расписание", - сетует председатель БАЭС.
  
Работы по интеграции систем ГАИ и Минсктранса планируется начать до конца текущего года.
  
Пилотный проект реализован УГАИ ГУВД Мингорисполкома совместно с ГП "Минсктранс". Генеральным подрядчиком проекта на безвозмездной основе выступило ОАО "АГАТ – системы управления" совместно с корпорацией ZTE и ТЧУП "БАЭС". 
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-90%
-35%
-25%
-20%
-10%
-30%
-50%
-20%
-33%