• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345
реклама

реклама
реклама


Дорога


Евгения Андреева,

Внедрение в Беларуси электронной системы взимания платы за пользование автодорогами способно коренным образом изменить лицо белорусского транзита. Причем как в лучшую сторону, так и в худшую. По мнению отраслевых экспертов, многое будет зависеть от двух вещей: во-первых, какой окажется стоимость пользования магистралями, а во-вторых, какая их часть станет платными. Разумная калькуляция упростит жизнь перевозчикам, завышенная — заставит их объезжать Беларусь стороной.
  
То, что действующая в стране система взимания платы за пользование дорогами устарела, признают все. Для внесения средств перевозчику необходимо проходить через турникеты — останавливаться, платить деньги в окошко и ждать открытия шлагбаума. Времени, правда, уходит не слишком много, но, по сведениям игроков рынка, нередки случаи, когда перед турникетами собираются очереди. Благо в Беларуси действует пока всего одна платная трасса — М1/Е30. Но на ее 610-километровом участке пунктов сбора целых четыре.
  
Стоит ли говорить, что, экономя время и деньги, перевозчики стараются объехать эти пункты. Тем более что, зная их расположение, сделать это не представляет особого труда. По данным президентской пресс-службы, финансовые потери за счет ухода водителей от оплаты составляют не менее 20%.
  
Заменить неэффективную турникетную систему предлагается электронной бесконтактной, представленной австрийской компанией "Капш". 4 сентября целесообразность ее внедрения обсуждалась на совещании у главы государства.
  
Иван Манкевич, экс-заместитель гендиректора Ассоциации международных автоперевозчиков БАМАП, входивший в состав рабочей группы, которая изучала переход на электронную систему оплаты проезда по дорогам, раскрыл Naviny.by секреты избранного для Беларуси варианта.
  
Предполагается, что каждому транспортному средству, используемому перевозчиками, будет выдан специальный бортовой прибор. Иностранные перевозчики смогут получить его при въезде в страну, белорусские — внутри республики. Без этих приборов автомобили (за исключением легковых, принадлежащих резидентам стран Таможенного союза) не имеют права ездить по платным трассам. Вдоль дорог будут установлены приемники, которые будут получать сигналы от бортовых приборов и тут же передавать их в систему.
  
По сведениям Ивана Манкевича, оплата будет осуществляться перевозчиком заранее. Поэтому система сразу определит, аккумулировано ли перевозчиком на счете достаточно средств для поездки. Если деньги не внесены, то как только автомобиль проследует через контрольный пункт, соответствующие данные будут переданы контролирующему органу — например, транспортной инспекции. Автомобиль тут же остановят.
  
По сравнению с действующей системой предложенный принцип имеет массу преимуществ. Во-первых, устройства вдоль дороги будут расставлены таким образом, что сворачивать с платных трасс аккурат перед контрольными пунктами станет слишком сложно, если не невозможно. Во-вторых, деньги перевозчиком вносятся всего раз. Если перевозчик постоянно совершает поездки по территории страны, то он может вносить на счет компании, которая будет эксплуатировать систему, определенную сумму денег и беспрепятственно ездить, пока деньги не кончатся. Когда средства на счету исчерпаются, перевозчику будет приходить извещение о необходимости пополнить его. Но даже если придется платить за каждую поездку, то вносить средства нужно будет не 4 раза, как сейчас, а всего один.
 
Как удалось выяснить, такой принцип был выбран рабочей группой из ряда альтернативных вариантов. Среди них изучался, например, более высокотехнологичный, внедренный в Германии. Там контроль передвижения автотранспорта ведется не через установленные вдоль дорог приемные устройства, а с помощью спутников.
 
Такой способ рассматривает для себя и Россия. Однако этот вариант более дорогостоящий и осложнен тем, что у Беларуси нет должного количества собственных спутников, а арендовать их невыгодно.
  
В числе изученных еще несколько лет назад был даже вариант с выдачей карточек, но эксперты сходятся во мнении, что подобные системы давно устарели. Бумажная система, тем не менее, пока действует в Литве.
  
Но как бы ни был проработан технический аспект создания электронной системы оплаты дорог, главным остается вопрос тарифов. Сейчас действующие в Беларуси цены намного ниже европейских: плата за 610 км пути для большого грузовика составляет 40 евро. Однако внедрение новой системы потребует инвестиций, которые предлагается окупить за три года. Очевидно, что в таком случае будет поднят вопрос о росте стоимости проезда.
  
К тому же, по сведениям Ивана Манкевича, система выстраивается с прицелом на то, чтобы платных дорог было все больше. По мере реконструкции магистралей от Минска к областным центрам за них нужно будет платить. Такая судьба ждет реконструируемую дорогу Минск-Могилев, отдельные участки трассы Минск-Гомель, трассы Минск-Гродно, участки дорог Минск — Национальный аэропорт "Минск", Минск-Витебск.
  
Между тем, высокие тарифы могут отпугнуть международные компании от того, чтобы прокладывать маршруты через Беларусь.
  
"Предложение нашей ассоциации заключалось в том, чтобы плата была разумной. Иначе Беларусь будут объезжать, например, через Украину по более плохим, но зато бесплатным дорогам. Да и у нас не все дороги будут платными. В результате может получиться, что перевозчики поедут по параллельным бесплатным дорогам. В этом никто не заинтересован", — считает Иван Манкевич.
  
В числе пострадавших могут оказаться и операторы, работающие на внутреннем рынке грузовых и пассажирских перевозок — расценки на их услуги обещают вырасти. А идея сделать диверсифицированные тарифы для национальных и иностранных игроков — путь тупиковый. Если его избрать, то можно нарваться на ответные санкции против белорусских перевозчиков на зарубежных рынках.
  
Возможен другой вариант, который ранее предлагала БАМАП — диверсифицировать тарифы в зависимости от класса автомобиля. Такая практика реализована в ряде европейских стран, где стоимость дорог для автомобилей классов Евро-4 и Евро-5 ниже. Таким образом, национальные правительства пытаются стимулировать перевозчиков закупать более экологичные транспортные средства.
  
Расширение практики взимания платы за пользование дорогами может быть болезненным еще и потому, что обещает совпасть по времени с тяжелыми временами для европейской транспортной отрасли. В 2011 и первой половине 2012 годов рынок перевозок успешно отходил от кризиса 2009 года, когда с сокращением объемов международной торговли многие перевозчики не находили заказов и вынуждены были уйти с рынка. Однако в последнее время игроки рынка вновь стали заложниками европейской рецессии и вынуждены были пойти на снижение ставок. Сейчас они опасаются новой волны кризиса.
  
При этом косвенно им уже обещано не очень сильное повышение стоимости проезда по белорусским дорогам. Во всяком случае, так эксперты рынка трактуют слова Александра Лукашенко о том, что "нововведение не должно затронуть интересы белорусских граждан, тем более ухудшить их благосостояние", а "внедрение этой системы не должно снизить транзитные потоки через нашу страну".
  
Но в этом случае государству вряд ли удастся перевести дороги на полную самоокупаемость и придется продолжить финансирование отрасли из бюджета. Мировой опыт показывает, что достичь самоокупаемости при приемлемых тарифах возможно при высокой интенсивности движения по дорогам. Эксперты утверждают, что в Беларуси не много трасс с подходящей частотой движения.
  
С другой стороны, платные дороги — не единственный способ зарабатывать на географическом потенциале Беларуси. Можно продавать комплекс логистических услуг (пока лишь малая часть грузов, следующих транзитом через нашу страну, обрабатываются тут) и придорожный сервис. Но если логистические операторы и сети общепита пополняют бюджет налогами, то дорожный фонд приносит средства в казну напрямую. А такой способ пополнения традиционно кажется чиновникам проще и надежнее.

 

Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • Адамыч 10 сентября 2012 в 08:10

    Прежде чем сопоставлять расценки на наши и европейские дороги, неплохо было бы сопоставить качество дорог и услуг, за которые взимаются деньги. Как минимум, установить разделительное ограждение. Или за все эти годы так и не наскребли средств? Платят все давно, но качественно М1 лучше не становиться, только поддерживается. Сервиса никакого. Чисто по-нашему - срубить бабло, а потом еще плакать, что мало... Р.S. автору не мешало бы ознакомиться с темой, прежде чем писать о 40-ка евро.

  • hrapovik 10 сентября 2012 в 08:40

    "Электронные приборы на автомобиль будут ВЫДАНЫ.."Я не понял:после проезда их надо сдавать(как это выглядит?)или приборы надо КУПИТЬ?Туманно как то,не определенно.

  • kindza 10 сентября 2012 в 08:49

    Что-то я с их системой ничего не поняла. Допустим фура въехала, водителю дали прибор и он заплатил к примеру 100 евро, вопрос эти 100 евро будут расходоваться на километры проеханые по платной трассе, эти 100 евро платятся за определенное время нахождения на трассе, а если фура съехала с трассы на погрузку-разгрузку-растамжку, как будет учитываться этот момент или датчики будут натыканы через каждые 100 метров с малым радиусом действия или датчики будут работать по принципу антен сотовой связи с радиусом километров допустим 20, тогда как стоящая возле трасы на растаможке фура будет учитываться, не пользующейся трасой или ездящей все это время по кругу на трассе? А если вдруг закончились 100 евро, а фуру остановили, как среди поля доплатить или быть жэсточайшэ оштрафованым???? Вроде же все хорошо придумали со спутниками, но белорусы как обычно пойдут своим путем и как обычно заплатят дважды....

  • Бульдозермен 10 сентября 2012 в 09:00

    Если перевозчик постоянно совершает поездки по территории страны, то он может вносить на счет компании, которая будет эксплуатировать систему, определенную сумму денег ....))) с джипиэсов по госорганизациям уже не тот куш - давай международников доить. деньги должны поступать в дорожный фонд и,посколько система электронная на дороге государственной, нефиг на ней целую частную компанию размножать - хватит и групки операторов, а обслуживание пусть дэу делает.

  • A_H1N1 10 сентября 2012 в 08:20

    Внедрение в Беларуси электронной системы взимания платы за пользование автодорогами способно коренным образом изменить лицо белорусского транзита.
    примерно вот таким образом (трасса Дон): http://www.youtube.com/watch?v=tbKsiVHHmU4

  • A_H1N1 10 сентября 2012 в 08:24

    вот такая пробка на пункте оплаты: http://www.youtube.com/watch?v=8OjYHbqeCHA

  • A_H1N1 10 сентября 2012 в 08:27

    A_H1N1 (10.09.2012 08:24) писал(a):
    вот такая пробка на пункте оплаты: http://www.youtube.com/watch?v=8OjYHbqeCHA
    ну как она, скоростная трасса? журналистка хоть знакомилась с подобными материалами прежде, чем писать?

  • A_H1N1 10 сентября 2012 в 08:45

    hrapovik (10.09.2012 08:40) писал(a):
    "Электронные приборы на автомобиль будут ВЫДАНЫ.."Я не понял:после проезда их надо сдавать(как это выглядит?)или приборы надо КУПИТЬ?Туманно как то,не определенно.
    построят пункты приёма и выдачи, а на окошке будет висеть: ушла на базу

  • wowochka72 10 сентября 2012 в 08:56

    А я думаю, что кому-то нужно впарить (продать) кучу приборов, посчтали сколько фур проходит , ну и приближённый ... далее понятно. Это будет как с полосками вдоль прицепа.

  • autoel 10 сентября 2012 в 09:45

    Пополнять казну надо, но грамотно и без перегибов. А вот по поводу платных дорог для жителей страны - это беспредел. Еще в конце 90 годов дорожный налог убрали как сам себе и включили в стоимость топлива. Т.е. кто много ездит тот много и платит. А сейчас, что будем платить повторно ?

  • lJeane_ban2 10 сентября 2012 в 09:51

    дааа.....каждому перевозчику по прибору....

  • alkanator 10 сентября 2012 в 10:53

    Бред полный! Даже в теории выглядит дико -- одни сплошные вопросы (часть в каментах выше уже озвучили). А учитывая, что наши чиновники даже здравую идею всегда убивают отвратительной реализацией, то проект заранее обречён на провал. Даже сейчас нас оазис при любой возможности перевозы стараются объезжать стороной, а с внедрением этой системы только от полной безысходности будут сюда заезжать.

  • A_H1N1 10 сентября 2012 в 10:56

    lJeane_ban2 (10.09.2012 09:51) писал(a):
    дааа.....каждому перевозчику по прибору....
    с оттяжкой

  • xxl2501 10 сентября 2012 в 12:41

    Во-во, давно пора ввести. По Колосово все подъезды к дачам разбивают эти фуры...

  • iron_weeler 10 сентября 2012 в 13:26

    Очередная утопия АГЛа и его кампании. Транзит и так еле дышит в Беларуси. Никто из перевозчиков не забыл про повальные конфискации грузов и транспорта. Страна давно и устойчиво пользуется репутацией рэкетира. Малейшее ухудшение условий для перевозчиков - и не будет даже той небольшой доли валюты, что имеют чиновники сейчас. Ворота в ЕС напрямую открыты через Латвию и Литву. Какого рожна платить еще здесь и терпеть издевательства на границе, если через Литву получается быстрее и дешевле? Плюс всегда большой риск конфиската. Молчат хитрые чиновники о том, что транзитный поток в рашу идет, в основном, через прибалтов. А все, что южнее - через Украину. И 30% не набирается от общего количества транзитного потока, идущего по земле Беларуси. И пока АГЛ будет руками водить, ничего не поменяется. Вывод один, и единственный: опять пытаются ободрать местных перевозчиков, а через них - население. Цена каботажных перевозок(внутри страны) перевалила все разумные пределы и по сути равна цене международных. Прогресс властей налицо!! Еще немного, еще чуть-чуть.... Последний бой, он трудный самый. Как

  • Anonymus 10 сентября 2012 в 14:18

    А что мешает ввести что-то типа виньеты: (столько-то тонн на столько-то дней стоит столько ) и катайся себе. Виньета должна быть наклеена на лобовом стекле, ДПС активно проверяет и все в наваре Это для иносранцев, а для своих - вроде ж в топливе уже заложено.