Дорога


/

115 лет назад (29 августа 1897 года) губернатор Минска издал специальное постановление, которое регламентировало правила дорожного движения для велосипедистов.
 
В книге Захара и Софии Шибеко "Минск: страницы жизни дореволюционного города" можно найти несколько абзацев про велосипеды. В частности, в разделе про городской транспорт находим: "В 90-е годы в Минске большое распространение получили велосипеды. Популярность двухколесных машин была столь велика, что губернатору даже пришлось принять специальное постановление, касающееся езды на них. В соответствии с этим документом, изданным 29 августа 1897 года, быстрая езда по городу воспрещалась. Велосипедистам предписывалось держаться правой стороны, а в случае беспокойства лошадей слезать с машины. Сзади велосипеда требовалось устанавливать номер, выданный городской управой, которая взимала с велосипедистов особый сбор".

Взято у vadim-i-z.livejournal.com
Взято у vadim-i-z.livejournal.com
Взято у vadim-i-z.livejournal.com
Взято у vadim-i-z.livejournal.com
 
Известно, что в Петербурге велосипедистам поначалу въезд в город был запрещен - транспорт вызывал беспокойство у полицейских, которые считали его небезопасным как для самого велосипедиста, так и для окружающих горожан и лошадей. Поэтому владельцы велоконей должны были сначала вывезти машину за город, а там уже кататься в свое удовольствие. Лишь спустя некоторое время полицейский департамент стал выдавать специальные водительские разрешения для поездок по городу на велосипеде.
 
Насколько же были популярны велосипеды? По переписи 1897 года, в Минске проживало 90 912 человек, а на 1910 год численность населения оценивается почти в 111 тысяч человек. Велосипедов же в 1906 году было зарегистрировано 297 штук. В дальнейшие несколько лет их численность росла примерно на 30 единиц в год: в 1913 году машин было уже 495. Получается, что в среднем 1 веломашина приходилась на 250-350 человек. Оно и неудивительно: велосипеды стоили немало, не менее 75 рублей. Напомним, что в то время на рубль можно было очень много всего накупить. Так, в 1911 году килограмм ржаного хлеба стоил 5-7 копеек, картошки - 19, говяжьего мяса - 37, сливочного масла - 90, десяток яиц - 30 копеек. В 1901-1905 годах кочегар зарабатывал от 17 до 30 рублей в месяц, сторож - 12 рублей, машинист - около 70, его помощник - 50, прочие железнодорожники - 32, хозяин портняжной мастерской - 21 рубль, заводской рабочий - чуть более 15 рублей. Сейчас самый простой дорожный "велик" минского завода стоит 951 000 рублей, и на среднюю официальную минскую зарплату в 4 961 983 рубля можно себе позволить аж пять двухколесных машин, а тогда, сто лет назад, даже на одну пришлось бы выложить 2-3 среднемесячных заработка. Специальная машина, которая служила цесаревичу Алексею одновременно велосипедом и ортопедическим прибором, обошелся фирме "Дукс" в 250 рублей. А Николай II, став императором, в июле 1895 года купил себе в торговом доме "Победа" американский велосипед Dayfon со специальным седлом за 243 рубля. Бисиклеты (велосипеды) Peugeot стоили в российской столице от 160 до 230 рублей, и сначала нужно было уплатить залог в 50 рублей, а через полмесяца, при получении машины, - оставшуюся сумму.
 
Словом, неудивительно, что позволить себе велосипед могли лишь состоятельные горожане. Менее имущие могли взять велосипеды напрокат в магазине или в Городском саду - этой услугой часто пользовались чиновники и гимназисты. На стадионе с велотреком, который появился благодаря городскому обществу любителей спорта во главе с К.Э. Чапским, также сдавались напрокат велосипеды. А сами спортсмены устраивали соревнования и пробеги. Так, в 1912 году известный минский велосипедист и конькобежец Освецимский устроил рекордный велопробег из Петербурга в Минск, а это около 900 верст.
 
Специально для любителей велосипедов издавались периодические издания. Первым стал московский журнал "Велосипед и речной яхт-клуб", который выходил трижды в месяц с 1892-го до конца 1895 года и за время своей жизни успел дважды сменить название - сначала на "Велосипедист", а потом на "Велосипедный спорт". Почти одновременно с ним в Петербурге стал выходить еженедельный журнал "Велосипед", при котором существовал склад-магазин велосипедов американской марки Crescent, отличавшихся низким качеством изготовления; журнал с обильной рекламой "полумесяцев" (так переводится название компании) просуществовал до 1898 года. В том же Петербурге с 1894 года выходил еженедельный журнал "Самокат", который также освещал велосипедное дело; в 1907 году он сменил название на "Автомобильное дело". С середины 1895 года в Москве стал выходить еженедельный иллюстрированный журнал "Циклист". В 1897 году Московское общество велосипедистов-любителей начало издавать собственный журнал "Вестник М.О.В.-Л.", который "закончился" в 1900 году. В 1899 году появился толстый московский ежемесячный журнал "Русский турист", просуществовавший несколько лет. Минская публика, среди которой было немало говорящих по-польски, могла выписывать варшавский журнал "Cyclista", который появился несколько позже московского "Циклиста" и прожил аж до 1906 года. Регулярно публиковал сведения о велосипедах и авторитетный журнал "Наука и жизнь".
 
Несмотря на то, что сто лет назад в Минске было около 500 велосипедов, они не так уж и часто попадали на открытки и фотографии того времени. Неужто так быстро проносились, что фотограф не успевал запечатлевать их?
 
Рядом с городовым - прислоненный к столбу велосипед. Угол Захарьевской и Петропавловской (сейчас - перекресток проспекта Независимости и ул. Энгельса). Начало ХХ века. (Из архива В.И. Коляды)
 
Велотрек в Губернаторском саду. Начало ХХ века. (Национальный Исторический музей РБ)
 
Велосипедист рядом с частной женской гимназией Левитской на ул. Серпуховской. В середине ХХ столетия здание было перестроено - сейчас это дом №24 по ул. Володарского. (Из коллекции Владимира Лиходедова)
 
Некий дворянин катает спутницу у здания дворянского собрания, стоявшего на углу Подгорной и Петропавловской улиц. В 50-е годы ХХ века тут, на пересечении современных улиц Карла Маркса и Энгельса, построили жилой дом, в котором сейчас выход из станции метро "Купаловская". (Из коллекции Владимира Лиходедова)
 
Велосипедист подъезжает к зданию правления Минского сельскохозяйственного общества (слева на дальнем плане), что размещался на углу Захарьевской улицы и одноименного переулка. Сейчас на этом месте кинотеатр "Центральный". (Из коллекции Владимира Лиходедова)
 
Вид на то же самое здание в обратную сторону. Среди пешеходов на тротуаре можно заметить человека в форменной одежде и фуражке с велосипедом. (Из коллекции Владимира Лиходедова)
 
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-30%
-44%
-10%
-15%
-80%
-20%
-30%
-15%