реклама

реклама
реклама


Дорога


/

115 лет назад (29 августа 1897 года) губернатор Минска издал специальное постановление, которое регламентировало правила дорожного движения для велосипедистов.
 
В книге Захара и Софии Шибеко "Минск: страницы жизни дореволюционного города" можно найти несколько абзацев про велосипеды. В частности, в разделе про городской транспорт находим: "В 90-е годы в Минске большое распространение получили велосипеды. Популярность двухколесных машин была столь велика, что губернатору даже пришлось принять специальное постановление, касающееся езды на них. В соответствии с этим документом, изданным 29 августа 1897 года, быстрая езда по городу воспрещалась. Велосипедистам предписывалось держаться правой стороны, а в случае беспокойства лошадей слезать с машины. Сзади велосипеда требовалось устанавливать номер, выданный городской управой, которая взимала с велосипедистов особый сбор".

Взято у vadim-i-z.livejournal.com
Взято у vadim-i-z.livejournal.com
Взято у vadim-i-z.livejournal.com
Взято у vadim-i-z.livejournal.com
 
Известно, что в Петербурге велосипедистам поначалу въезд в город был запрещен - транспорт вызывал беспокойство у полицейских, которые считали его небезопасным как для самого велосипедиста, так и для окружающих горожан и лошадей. Поэтому владельцы велоконей должны были сначала вывезти машину за город, а там уже кататься в свое удовольствие. Лишь спустя некоторое время полицейский департамент стал выдавать специальные водительские разрешения для поездок по городу на велосипеде.
 
Насколько же были популярны велосипеды? По переписи 1897 года, в Минске проживало 90 912 человек, а на 1910 год численность населения оценивается почти в 111 тысяч человек. Велосипедов же в 1906 году было зарегистрировано 297 штук. В дальнейшие несколько лет их численность росла примерно на 30 единиц в год: в 1913 году машин было уже 495. Получается, что в среднем 1 веломашина приходилась на 250-350 человек. Оно и неудивительно: велосипеды стоили немало, не менее 75 рублей. Напомним, что в то время на рубль можно было очень много всего накупить. Так, в 1911 году килограмм ржаного хлеба стоил 5-7 копеек, картошки - 19, говяжьего мяса - 37, сливочного масла - 90, десяток яиц - 30 копеек. В 1901-1905 годах кочегар зарабатывал от 17 до 30 рублей в месяц, сторож - 12 рублей, машинист - около 70, его помощник - 50, прочие железнодорожники - 32, хозяин портняжной мастерской - 21 рубль, заводской рабочий - чуть более 15 рублей. Сейчас самый простой дорожный "велик" минского завода стоит 951 000 рублей, и на среднюю официальную минскую зарплату в 4 961 983 рубля можно себе позволить аж пять двухколесных машин, а тогда, сто лет назад, даже на одну пришлось бы выложить 2-3 среднемесячных заработка. Специальная машина, которая служила цесаревичу Алексею одновременно велосипедом и ортопедическим прибором, обошелся фирме "Дукс" в 250 рублей. А Николай II, став императором, в июле 1895 года купил себе в торговом доме "Победа" американский велосипед Dayfon со специальным седлом за 243 рубля. Бисиклеты (велосипеды) Peugeot стоили в российской столице от 160 до 230 рублей, и сначала нужно было уплатить залог в 50 рублей, а через полмесяца, при получении машины, - оставшуюся сумму.
 
Словом, неудивительно, что позволить себе велосипед могли лишь состоятельные горожане. Менее имущие могли взять велосипеды напрокат в магазине или в Городском саду - этой услугой часто пользовались чиновники и гимназисты. На стадионе с велотреком, который появился благодаря городскому обществу любителей спорта во главе с К.Э. Чапским, также сдавались напрокат велосипеды. А сами спортсмены устраивали соревнования и пробеги. Так, в 1912 году известный минский велосипедист и конькобежец Освецимский устроил рекордный велопробег из Петербурга в Минск, а это около 900 верст.
 
Специально для любителей велосипедов издавались периодические издания. Первым стал московский журнал "Велосипед и речной яхт-клуб", который выходил трижды в месяц с 1892-го до конца 1895 года и за время своей жизни успел дважды сменить название - сначала на "Велосипедист", а потом на "Велосипедный спорт". Почти одновременно с ним в Петербурге стал выходить еженедельный журнал "Велосипед", при котором существовал склад-магазин велосипедов американской марки Crescent, отличавшихся низким качеством изготовления; журнал с обильной рекламой "полумесяцев" (так переводится название компании) просуществовал до 1898 года. В том же Петербурге с 1894 года выходил еженедельный журнал "Самокат", который также освещал велосипедное дело; в 1907 году он сменил название на "Автомобильное дело". С середины 1895 года в Москве стал выходить еженедельный иллюстрированный журнал "Циклист". В 1897 году Московское общество велосипедистов-любителей начало издавать собственный журнал "Вестник М.О.В.-Л.", который "закончился" в 1900 году. В 1899 году появился толстый московский ежемесячный журнал "Русский турист", просуществовавший несколько лет. Минская публика, среди которой было немало говорящих по-польски, могла выписывать варшавский журнал "Cyclista", который появился несколько позже московского "Циклиста" и прожил аж до 1906 года. Регулярно публиковал сведения о велосипедах и авторитетный журнал "Наука и жизнь".
 
Несмотря на то, что сто лет назад в Минске было около 500 велосипедов, они не так уж и часто попадали на открытки и фотографии того времени. Неужто так быстро проносились, что фотограф не успевал запечатлевать их?
 
Рядом с городовым - прислоненный к столбу велосипед. Угол Захарьевской и Петропавловской (сейчас - перекресток проспекта Независимости и ул. Энгельса). Начало ХХ века. (Из архива В.И. Коляды)
 
Велотрек в Губернаторском саду. Начало ХХ века. (Национальный Исторический музей РБ)
 
Велосипедист рядом с частной женской гимназией Левитской на ул. Серпуховской. В середине ХХ столетия здание было перестроено - сейчас это дом №24 по ул. Володарского. (Из коллекции Владимира Лиходедова)
 
Некий дворянин катает спутницу у здания дворянского собрания, стоявшего на углу Подгорной и Петропавловской улиц. В 50-е годы ХХ века тут, на пересечении современных улиц Карла Маркса и Энгельса, построили жилой дом, в котором сейчас выход из станции метро "Купаловская". (Из коллекции Владимира Лиходедова)
 
Велосипедист подъезжает к зданию правления Минского сельскохозяйственного общества (слева на дальнем плане), что размещался на углу Захарьевской улицы и одноименного переулка. Сейчас на этом месте кинотеатр "Центральный". (Из коллекции Владимира Лиходедова)
 
Вид на то же самое здание в обратную сторону. Среди пешеходов на тротуаре можно заметить человека в форменной одежде и фуражке с велосипедом. (Из коллекции Владимира Лиходедова)
 

Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • fon-Liberzon-Tavricheski 30 августа 2012 в 10:45

    Плохо, что сейчас с рулей велосипедов в нашей стране исчез звонок, и нет упоминания о нём в правилах ПДД. В правилах же для велосипедистов 1892 года видим пункт о правилах его использования. Ещё во времена СССР при обгоне пешеходов все велосипедисты пользовались им. Делалось это для того, чтобы идущие люди слышали приближающийся сзади велосипед и не шарахнулись под колёса при внезапном его появлении. Сейчас, когда велосипедисты, согласно новым ПДД, перемещены с проезжей части на тротуар, звонок на руле очень актуален. Недавно по ТВ смотрел репортаж из Германии. Когда в кадре позади корреспондента, стоящего на тротуаре, появился велосипедист, я был приятно удивлён: при приближении к нему он два раза позвонил в звонок. Как в старое, доброе, советское время, - подумалось мне. Так как велосипедов становится всё больше, а они представляют потенциальную опасность для пешеходов (особенно для детей), неплохо было бы в ПДД ввести раздел для велосипедистов. Основой для него могут стать эти правила 1892 года из статьи. Хорошие, кстати, правила: всё продумано для безопасности пешеходов и велосипедистов.

  • alra 30 августа 2012 в 11:38

    Даже тогда люди понимали что велосипед это -транспортное средство и ему не место на тротуаре.

  • nuzzle 29 августа 2012 в 19:21

    неправильно называть велосипед машиной.

  • vadim_i_z 29 августа 2012 в 19:40

    Александр, что ж Вы это не использовали? :-)

  • AlexDigger 29 августа 2012 в 21:26

    vadim_i_z (29.08.2012 19:40) писал(a):
    Александр, что ж Вы это не использовали? :-)
    Прощелкал...

  • jekhor 30 августа 2012 в 12:11

    fon-Liberzon-Tavricheski (30.08.2012 10:45) писал(a):
    Плохо, что сейчас с рулей велосипедов в нашей стране исчез звонок, и нет упоминания о нём в правилах ПДД. В правилах же для велосипедистов 1892 года видим пункт о правилах его использования.
    Правила всё же иногда стоит читать... "200. Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади - световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателями оранжевого цвета." (ссылка)

  • fon-Liberzon-Tavricheski 30 августа 2012 в 15:16

    jekhor (30.08.2012 12:11) писал(a):
    ... всё же иногда стоит читать...
    А после - осмысливать прочитанное. В моём сообщении шла речь о велосипедном звонке. А звуковым сигналом может быть и пневмогудок, электросирена мощностью 125 дБ и т. д.. Почему велозвонок? Потому что он имеет негромкое мелодичное звучание, неспособное испугать пешехода (в отличие от пневмогудка или электросирены), идущего впереди велосипедиста, невидящего его и неподозревающего о его приближении. От громкого звукового сигнала пешеход, идущий, например, в тишине по лесной тропинке, может шарахнуться под колёса велосипеда, да и стресс получить немалый от одного только звука. К тому же по одному звуку велозвонока пешеход, не видя, кто приближается к нему сзади, идентифицирует, что это велосипед, а не мотоцикл, не автомобиль или автобус.

  • moonkeeper 30 августа 2012 в 17:10

    Вчера малолетние носились на велосипедах по переходу на Пушкинской между людьми.... Да и вообще маловато культурных велосипедистов... То без рук гоняют, то финты около прохожих откалывают, то рядом в 10 см проносятся....

  • severen7 30 августа 2012 в 19:24

    Не стоит обобщать. Неадекватных хватает везде, будь то пешеход, велосипедист или водитель мото и авто. На проспекте на тротуаре выделена узенькая полоска для велосипедов, на которой натырканы мусорки. Но всё равно находятся пешеходы, которые шастают по этой дорожке. К слову, в ПДД есть пункт относительно пешеходов, но им многие пренебрегают, хотя усердно потом строчат на форуме, что надо бы обязать велосипедистов учить правила и вообще выдавать им номера. Так что давайте все будем взаимовежливыми и каждый будет следить сначала за своей "соринкой". А малолетние на байках - это вина родителей, которые купив "игрушку" даже не думают о том, чтобы научить ребёнка ею пользоваться.

  • copy 30 августа 2012 в 19:47

    fon-Liberzon-Tavricheski (30.08.2012 10:45) писал(a):
    Плохо, что сейчас с рулей велосипедов в нашей стране исчез звонок
    Он исчез потому что неудобен. Пешеходы начинают шарахаться в сторону, в какую - не предвидишь. Проще тихонько объехать по траве и не жужжать, не дергать зря человека. На собственном многолетнем опыте велосипедиста в этом убедился.

  • fon-Liberzon-Tavricheski 30 августа 2012 в 22:08

    copy (30.08.2012 19:47) писал(a):
    Он исчез потому что неудобен. Пешеходы начинают шарахаться в сторону, в какую - не предвидишь. Проще тихонько объехать по траве и не жужжать, не дергать зря человека. На собственном многолетнем опыте велосипедиста в этом убедился.
    А это всё из-за нашей культуры использования велозвонка. Кто-то звонит, а большинство - нет, а народ отвык за более чем 20-ь лет от таких звуков, вот и шарахается. Да и даже в правилах 1892 года написано: "Обгоняя экипажи или пешеходов, следует умерить ход и заблаговременно дать звонок, лучше повторить звонок несколько раз слегка, а не прибегать к резкому неожиданному звонку". Никому неизвестно, как поведут себя пешеходы при звуке звонка, куда бросится ребёнок или собачонка, идущие с ними. Поэтому я всегда притормаживаю, чтобы избежать эксцессов (а опыт у меня тоже многолетний). Хуже если звонок не давать. Не так давно, проходясь по проспекту, шагнул в сторону, чтобы обойти ямку на тротуаре, и в этот момент рядом, примерно в 10 см, на большой скорости промчался "бисициклетник". А если бы я ступил в сторону на большее расстояние? Тогда это могло плохо закончиться не только для меня и для него: там ходит много людей, да и деревьев на зелёной зоне рядом с тротуаром более чем осветительных мачт на минской кольцевой.

  • copy 30 августа 2012 в 23:09

    Звонки нужны немым велосипедистам. А обычный человек может и голосом попросить дать проехать. И объезжая пешехода, нужно притормаживать. Разбаловались некоторые пешеходы - ходят по тротуару боком, шастают из стороны в сторону, так и норовят под колеса влезть. НУжно в ПДД прописать, что ходить можно только прямо, повороты совершать по широкой дуге, давая сигнал другим участникам движения. А что, уже велосипедистов и всадников загнали на тротуар, пешеходы там не одни.

  • fon-Liberzon-Tavricheski 31 августа 2012 в 08:43

    copy (30.08.2012 23:09) писал(a):
    ... НУжно в ПДД прописать, что ходить можно только прямо, повороты совершать по широкой дуге, давая сигнал другим участникам движения. ...
    Согласен!

  • fon-Liberzon-Tavricheski 31 августа 2012 в 10:09

    А вот с этим -

    copy (30.08.2012 23:09) писал(a):
    Звонки нужны немым велосипедистам. А обычный человек может и голосом попросить дать проехать. ...
    нет! Ведь пешеход может быть иностранцем, а звук велозвонка интернационален и известен, я думаю, даже в Буркина-Фасо.

  • dirtkapodastr 3 сентября 2012 в 09:12

    Ещё на счёт звонков. Я им пользуюсь. Треть не реагирует никак, идут в своих мыслях - даже не смотрят ни на дорогу, ни по сторонам. Треть с плейерами и телефонами - какой там звоночек он услышит?