• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Дарья КАЛЬВИНКОВСКАЯ,

Стопудово прокатитДевушек-стопперов никогда не подбирают женщины, а парни-автостопщики разработали свой "кодекс чести"

Вереница нескончаемых дорог, знакомства с очередными попутчиками, новые города… Таковы слагаемые счастья людей, именующих себя стопперами. Это движение зародилось, когда наши мамы и папы танцевали под безудержные ритмы группы "Битлз" и называли себя модным тогда словом "хиппи". Прошло время, а неизведанные тропы все так же будоражат молодые сердца. Романтики дорог по-прежнему хотят оставить след на географической карте мира. Но чем отличается взгляд на автостоп у парней и девушек? Попытаемся это понять.
 
Девушки бывают разные

Встречаюсь на Немиге с Люсей Леонтьевой, студенткой 4-го курса Института журналистики БГУ. В Минске она на пару дней, нужно решить некоторые дела, а потом… Карпаты. Автостопщики никогда не сидят на месте. Тем более тяжело их застать летом — в самый пик автостопа. Мне повезло.
 
"Стопперский" стаж этой девушки — один год, общий километраж пройденных ею дорог — около 10 тысяч.
 
— Я объездила все областные города Беларуси, была в Вильнюсе, Санкт-Петербурге, Москве, в российской глубинке и могу точно сказать: у меня гораздо больше шансов "поймать" машину, чем у парня. Мы вызываем доверие, это правда. Но если вы девушка-стоппер, можете навсегда забыть, что такое женская солидарность — на дороге ее нет, — улыбается Люся. — Я могу припомнить лишь пару случаев, когда останавливалась женщина-водитель. И еще нюанс: даже если за рулем мужчина, но рядом с ним сидит дама — "стопить" машину бесполезно, она все равно промчится мимо.
 
— А что насчет собственной безопасности? Девушка, и одна на дороге… Настоящий магнит для неприятностей.
 
— Да, это в какой-то степени авантюра, но я не вожу с собой ни ножи, ни бейсбольную биту. Говоря об этом, не стараюсь показаться какой-то невозмутимой девушкой, которая полностью уверена в своих силах. У меня просто есть своего рода поверье: если берешь с собой оружие, оно тебе обязательно пригодится.
 
И без забавных историй, конечно, не обходится. Например, Люсе довелось как-то раз ехать с полковником, который всю дорогу пытался сосватать ей своего сына. Он, кстати, ехал в той же машине. Просто так отвязаться не удалось — оставила настойчивому полковнику номер телефона.
 
— А потом через пару дней села в машину к поляку. Он протягивает мне румынский лей (оказалось, пару дней назад был в Румынии и возвращался назад) и говорит, что если смогу его разорвать, то он не будет просить мой номер. Но оказалось, что эта валюта чем-то похожа на китайские юани: сделана не из привычной бумаги, а из полимера — это и обеспечивает полную сохранность банкноты от всякого рода повреждений. Даже если попытаться ее перегнуть, она вернется в первоначальное состояние. Пришлось оставить свои контакты. Потом звонили оба: и поляк, и неугомонный полковник.
 
Вышла за хлебом — уехала в Питер

— Первый раз я поехала стопом в Бегомль к друзьям и сразу поняла, что не смогу без этого жить, — вспоминает Люся. — Сейчас иногда принимаю решение о поездке за пару часов до того, как нужно выдвигаться. Однажды, помню, позвонили и предложили ехать в Петербург. Собрала рюкзак буквально за полчаса — во всей этой спонтанности и есть самый сок автостопа. В Питер приехала, конечно, без паспорта. Но мне повезло: колоритная одежда сыграла свою роль, и меня приняли за питерскую. А вот мою подругу милиционеры попросили показать документы.
 
Что касается выбора города, то у большинства стопперов особых параметров нет: едешь туда, где еще ни разу не был или где проходит какое-нибудь мероприятие. А некоторые и вовсе развлекаются тем, что закрывают глаза и наугад указывают пальцем на карту. Что выпало — туда и отправляются.
 
У автостопщиков есть негласные правила этикета. Самое главное — оставить после себя только хорошее впечатление у водителя.
 
— Это очень важно, в противном случае он не подберет другого стоппера, а ведь все автостопщики — братья, — убеждена Люся. — Каждый из нас заботится по мере своих сил, чтобы другой из нашей братии доехал до пункта назначения с наименьшими затратами — временными, физическими и моральными. Мы и на магистрали, если встречаем других автостопщиков, приветствуем друг друга и желаем удачной дороги. Случается, тебя уже подобрал водитель, но ты видишь, что по дороге идет твой собрат, а в машине есть еще свободное место, тогда всегда просишь остановиться и взять его тоже.
 
Этот парень был из тех…

Мой следующий собеседник — 20-летний минчанин Иван Балауш. Общий километраж намотанных дорог — 18 тысяч, стопперский стаж — 4 года.
 
— Что меня выгодно отличает от девушки-стоппера? Парень увереннее себя чувствует на дороге, на этом преимущества перед слабым полом заканчиваются, — улыбается Иван. — Да и барышни за рулем нас тоже особо не жалуют. На моем веку только пару раз женщины-водители останавливались, чтобы подвезти. Это и понятно, — смеется Иван. — Внешность моя, наверное, не внушает особого доверия. Несколько раз спрашивали даже, в шутку конечно, не бандит ли я. А бывало и такое, что водители интересовались, выпиваю я или нет, а если да, то сколько. Не успеваю сообразить, что ответить, а кто-нибудь из салона уже достает бутылку и стопку. А бывали моменты, когда спрашивали, есть ли у меня права. Водитель ночь в пути и просто отчаянно ищет замену себе в стоппере. Но, к счастью или несчастью, водительских прав у меня нет.
 
— Среди автостопщиков ходит такое поверье: если ты намотал уже порядка 40 000 километров (что составляет длину экватора), то автоматически получаешь защиту от всех невзгод на дорогах, — улыбается Иван, — тебе должно везти во всем.
 
За четыре года стажа автостопщик Иван приобрел массу полезных навыков и стал в какой-то степени психологом. Например, иногда, когда стоит на дороге, а стрелки часов отмеряют уже второй круг, начинает что-то менять во внешности: расстегивает пуговицу на рубашке, надевает очки или, наоборот, снимает их, переставляет сумку с одной стороны на другую. И через минут пять—десять… машина останавливается. Кажется, что это мелочи, но ведь стоппер не видит себя глазами водителя. Приходится экспериментировать.
 
— Помню, останавливаю иномарку — в ней два украинца. Сажусь на заднее сиденье, а они мне:  "Пристегнись". Чувствую, сейчас что-то будет. Через минуту меня буквально вдавливает в кресло, и мы мчимся по магистрали со скоростью 170—180 км в час. Оказалось, они всегда так носятся, — с улыбкой вспоминает Иван.
 
А еще, бывает, приятно удивляешься, когда останавливается какой-нибудь старенький автомобиль, а за его рулем оказывается очень интересный и образованный человек.
 
— Как-то застопил один маленький грузовичок. Всю дорогу с водителем говорили на тему истории и о европейской династии банкиров Ротшильдов. Весьма занимательная поездка выдалась. Да и, можно сказать, чем эрудированнее сам автостопщик, тем ему легче выйти на контакт с водителем, поймать одну волну.
 
Пора в путь-дорогу

Чаще всего Иван путешествует в одиночку. Говорит, так слушаешь только свой внутренний голос да и музыку в наушниках. А когда стоишь один на дороге, а вокруг ни машин, ни людей, а только небо ночное твой свидетель, чувствуешь, будто стоишь на вершине мира. Романтика, да и только.
 
— Куда душа тянется, туда обычно и еду. С собой беру только небольшой рюкзак с самым необходимым. Не люблю большие баулы за спиной. Это, пожалуй, одна из причин, почему я до сих пор ни разу не выезжал стопом за пределы Беларуси. Другая причина — недостаток свободного времени, — рассказывает Иван. — Но очень хотелось бы в ближайшее время побывать в Киеве: 573 километра для автостопщика — это просто фантики. Пора выбираться за пределы Отечества, ведь скоро на карте Беларуси не останется свободного места, где бы я не был.
 
Каждый автостопщик руководствуется своим "кодексом чести". К примеру, Иван никогда не остается один в машине, если водитель куда-то отлучается. Мало ли что может случиться, вдруг что-то пропадет, а водитель подумает на стоппера. Честь автостопщиков превыше всего.
 
— Есть негласное правило: стоппер не платит за проезд. В основе этого лежит принцип взаимной выгоды: водитель получает собеседника, а автостопщик — бесплатный проезд. Но попалась мне как-то на дороге семья порядочных скряг, — улыбается Иван. — Муж вцепился в руль, а жена сидит рядом и руководит всем процессом движения. Едем, а женщина спрашивает меня, есть ли у меня средства для оплаты предоставленных ими транспортных услуг. Я начинаю объяснять, что стал бы я путешествовать таким образом, будь у меня деньги? На что водителю поступает команда немедленно меня высадить. И он так и сделал. А вообще, если и приходится платить, то чисто символическую сумму.
 
Но как бы то ни было, большинство стопперов сходятся в одном: в нашей стране много добрых и порядочных людей, которые готовы помочь в трудную минуту даже совсем незнакомому человеку с рюкзаком за плечами, в глазах у которого читается жажда приключений, а в сердце живет любовь к неизведанному.
 
На снимках: Люся ЛЕОНТЬЕВА и Иван БАЛАУШ.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-70%
-10%
-15%
-15%
-20%
-50%
-40%
-80%
-15%
0059018