Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Уже год в столице работает музей Lego, но знают о нем не все. Взглянули на коллекцию минчан
  2. Лукашенко заинтересовался пеллетами для отопления домов. Что это и сколько стоит?
  3. У меня в венах тромбы? Сосудистый хирург отвечает на шесть частых вопросов
  4. Стали известны планы по строительству жилья на 2021 год. Что, где и сколько?
  5. Совещание у Лукашенко и «дело Бабарико» в Верховном суде. Что происходит в Беларуси 21 января
  6. Алимбекова заняла восьмое место в индивидуальной гонке на этапе КМ по биатлону
  7. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  8. «Прозревают люди уже после стройки». Архитектор — о выборе проекта дома и цене строительства
  9. В Беларуси делают полуколичественные тесты на антитела к коронавирусу. Объясняем, что это такое
  10. Где жили и отдыхали руководители Беларуси до Лукашенко
  11. «Хотели дать понять, что с людьми так нельзя». Пятерых мужчин судят за поврежденное авто семьи милиционера
  12. «Около двух месяцев нигде не участвую». Борисовчанки утверждают: их судили за акции, где их не было
  13. ЕС: Санкции в отношении Беларуси пока не дали никакого эффекта
  14. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  15. Жителя Минского района оштрафовали на 870 рублей за красно-белые жалюзи
  16. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  17. Заправки для электрокаров стали платными. Пользователи жалуются, но вовсе не на цены
  18. «Танцевала, показывая, что ей все сойдет с рук». В суде по делу о надписях на щитах выступил военнослужащий
  19. «Даже по московским меркам это элитное жилье». «А-100» презентовала квартал у площади Победы
  20. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  21. Ультрамарафонец из Витебска установил табличку у истока Витьбы. Вы знаете, где это?
  22. Лукашенко о госинвестпрограмме: Удивляет потеря отдельными членами правительства реалий, в которых мы живем
  23. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  24. «Мы уже неделю „на осадном положении“». Как жителей минских многоэтажек обходит милиция
  25. Посмотрели, на сколько за год подорожал один и тот же набор товаров. Разница в цене удивляет
  26. «Перевернуть страницу» нельзя, психика так не работает". Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  27. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события
  28. Авария на теплосетях в Московском районе Минска: жители без горячей воды и тепла, занятия в школах отменили
  29. «Пуля повредила мой спинной мозг». История тренера по кроссфиту на коляске
  30. Беларусь хотела повысить тариф на транзит российской нефти на 25%, но вышло гораздо меньше


Елена Анкудо,

Фото: krikam.net
Фото: krikam.net
Водители Беларуси объединяются в формате автоканалов с помощью гражданских безлицензионных СВ-радиостанций (Citizen`s Band, что в переводе означает "гражданский диапазон"), разрешенных к использованию в странах СНГ в конце 80-х годов прошлого века.

Согласно постановлению Минсвязи № 8 от 31.05.2010 г., этот вид радиоэлектронных средств не подлежит регистрации и может эксплуатироваться без разрешения Государственной инспекции Беларуси по электросвязи Минсвязи. Единственный запрет – на использование в коммерческих целях. На темы дорожной информации водителю общаться можно, принимать заказы диспетчера для частного извоза пассажиров – нет.
  
Радиостанции обеспечивают связь в симплексном режиме – "нажал - говори, отпустил – слушаешь". Допустимые виды модуляции радиочастоты – амплитудная (AМ) и частотная (FМ). Разрешенная мощность передатчика в нашей стране - не более 5 Вт.
 
Фото: talks.guns.ru
Фото: talks.guns.ru
 
Оценив удобство радиостанций, автомобилисты начали использовать их в качестве средства связи на дороге. Более года водители столицы общаются на волнах Минского автоканала 7FM (частота 27,030 МГц, модуляция FM) - по аналогии с номером региона на автомобильных государственных регистрационных знаках, в апреле похожая сеть начала действовать в Гомеле – 3FM (частота 26,980 МГц). Гродненские водители использовали четвертый канал, однако из-за помех перешли на 7FM. В начале июня начал действовать Брестский автоканал 1FM (частота 26,960 МГц FM), свой автоканал отстраивают радиолюбители Лиды - на 7FM. Ожидается, что в Витебске будут использовать 2FM (частота 26,970 МГц FM), в Могилеве – 6FM (частота 27,020 МГц FM).
 
Стоимость рации (в рублевом эквиваленте) – от 60 до 150 долларов, подержанную можно купить за 30 долларов. Хорошая двухметровая антенна, устанавливаемая на крыше автомобиля, - это еще от 20 до 60 долларов. Мощная техника позволяет "выжать" из гражданской радиосвязи максимум, дальность радиосвязи достигает 15-20 км между машинами и до 40 км между автомобилем и стационарной диспетчерской радиостанцией.
 
Установив в автомобиль рацию, автомобилисты присваивают себе позывной, к примеру, "Центральный" или "Ураган", и начинают общение. Использование в нескольких населенных пунктах одного и того же канала 7FM не создает помех.
  
"Канал автолюбителей призван объединить всех, кто стоит в пробке, движется по трассе, хочет узнать дорожную обстановку, попросить помощи, предупредить о некоей неприятности на дороге или просто пообщаться с другими участниками дорожного движения", - пояснил в разговоре с AUTO.TUT.BY администратор сайта гомельского автоканала Виталий Кравченко. – Каналы водителей-радиолюбителей созданы по аналогу канала дальнобойщиков 15АМ (частота 27,130 МГц, модуляция АМ), на протяжении нескольких десятков лет обменивающихся информацией о маршрутах и очередях на границе - только без мата. Как только включишь частоту дальнобойщиков, так слышишь нецензурную лексику. Мы призываем наших автомобилистов к культуре общения, ведь в автомобилях находятся пассажиры".
 
Граждане, интересующиеся, о чем говорят в СНГ, включают волну 20FM (частота 27,200 МГц, модуляция FM). По словам Кравченко, в этом случае "можно связаться с радиолюбителями, находящимися от тебя на большом расстоянии - зимой кратно 1800-2000 км (3000-3500 км, 5000-5500 км, 7000-8000 км и даже выше 10 000 км), летом - кратно 1000 км (2000 км, 3000 км). И все это - абсолютно бесплатно".
  
Случается, на связь с водителями, в машинах которых установлена рация, выходят дальнобойщики. "Недавно водитель фуры, груженной пивом, просил помочь найти адрес места доставки, - рассказывает Кравченко. - Я подсказал телефон этой базы".
 
На автоканале можно услышать и неожиданные вопросы. К примеру, в апреле один из водителей Гомеля подбил на дороге собаку. Пользователи автоканала сообща решали вопрос, куда везти животное для оказания ветеринарной помощи.
 
"Некогда рациями гражданского диапазона пользовались таксисты, - рассказывает Кравченко. – Сегодня мы приглашаем тех, у кого осталось оборудование, присоединиться к автоканалу - таксисты вносят заметный вклад, поскольку большую часть времени проводят на колесах, а значит, могут поставлять нужную информацию о дорожной ситуации в Гомеле".
 
Еще один плюс автоканалов – взаимопомощь водителей в поиске запчастей или недорогих сервисных станций, а также доставка в определенный пункт. "По просьбе водителей на форуме нашего сайта открыты темы, помогающие найти попутчика, - рассказывает Кравченко. – Можно, к примеру, попросить подвозить твоего ребенка в школу, если это по дороге водителю, или даже поехать с ним в другой город, если билеты на поезд уже проданы. Одним словом, практика других стран, когда водители кооперируются и ездят на машине одного из них, экономя топливо и ресурс транспортных средств, может развиться и у нас".
 
Фото: gomelavtokanal.by
Фото: gomelavtokanal.by
  
Среди пользователей гомельского автоканала – сотрудники милиции, медицинской сферы, автослесари, грузоперевозчики, таксисты и пр.
 

А вот сотрудники ГАИ "считают наш канал минусом, поскольку водители предупреждают друг друга о местах расположения патрулей. Мы пытаемся убедить, что связь между водителями – не попытка уклониться от штрафа за превышение скорости, а профилактическая мера, вынуждающая соблюдать Правила дорожного движения. Более того, предлагаем сотрудникам ГАИ самим сообщать, где они находятся, дабы водители скидывали скорость и не нарушали. Это приучит людей к культуре поведения на дороге".
 

-40%
-15%
-20%
-50%
-15%
-20%
-20%
-50%
-50%
-10%