реклама

реклама
реклама


Дорога


Елена Анкудо,

Фото: krikam.net
Фото: krikam.net
Водители Беларуси объединяются в формате автоканалов с помощью гражданских безлицензионных СВ-радиостанций (Citizen`s Band, что в переводе означает "гражданский диапазон"), разрешенных к использованию в странах СНГ в конце 80-х годов прошлого века.

Согласно постановлению Минсвязи № 8 от 31.05.2010 г., этот вид радиоэлектронных средств не подлежит регистрации и может эксплуатироваться без разрешения Государственной инспекции Беларуси по электросвязи Минсвязи. Единственный запрет – на использование в коммерческих целях. На темы дорожной информации водителю общаться можно, принимать заказы диспетчера для частного извоза пассажиров – нет.
  
Радиостанции обеспечивают связь в симплексном режиме – "нажал - говори, отпустил – слушаешь". Допустимые виды модуляции радиочастоты – амплитудная (AМ) и частотная (FМ). Разрешенная мощность передатчика в нашей стране - не более 5 Вт.
 
Фото: talks.guns.ru
Фото: talks.guns.ru
 
Оценив удобство радиостанций, автомобилисты начали использовать их в качестве средства связи на дороге. Более года водители столицы общаются на волнах Минского автоканала 7FM (частота 27,030 МГц, модуляция FM) - по аналогии с номером региона на автомобильных государственных регистрационных знаках, в апреле похожая сеть начала действовать в Гомеле – 3FM (частота 26,980 МГц). Гродненские водители использовали четвертый канал, однако из-за помех перешли на 7FM. В начале июня начал действовать Брестский автоканал 1FM (частота 26,960 МГц FM), свой автоканал отстраивают радиолюбители Лиды - на 7FM. Ожидается, что в Витебске будут использовать 2FM (частота 26,970 МГц FM), в Могилеве – 6FM (частота 27,020 МГц FM).
 
Стоимость рации (в рублевом эквиваленте) – от 60 до 150 долларов, подержанную можно купить за 30 долларов. Хорошая двухметровая антенна, устанавливаемая на крыше автомобиля, - это еще от 20 до 60 долларов. Мощная техника позволяет "выжать" из гражданской радиосвязи максимум, дальность радиосвязи достигает 15-20 км между машинами и до 40 км между автомобилем и стационарной диспетчерской радиостанцией.
 
Установив в автомобиль рацию, автомобилисты присваивают себе позывной, к примеру, "Центральный" или "Ураган", и начинают общение. Использование в нескольких населенных пунктах одного и того же канала 7FM не создает помех.
  
"Канал автолюбителей призван объединить всех, кто стоит в пробке, движется по трассе, хочет узнать дорожную обстановку, попросить помощи, предупредить о некоей неприятности на дороге или просто пообщаться с другими участниками дорожного движения", - пояснил в разговоре с AUTO.TUT.BY администратор сайта гомельского автоканала Виталий Кравченко. – Каналы водителей-радиолюбителей созданы по аналогу канала дальнобойщиков 15АМ (частота 27,130 МГц, модуляция АМ), на протяжении нескольких десятков лет обменивающихся информацией о маршрутах и очередях на границе - только без мата. Как только включишь частоту дальнобойщиков, так слышишь нецензурную лексику. Мы призываем наших автомобилистов к культуре общения, ведь в автомобилях находятся пассажиры".
 
Граждане, интересующиеся, о чем говорят в СНГ, включают волну 20FM (частота 27,200 МГц, модуляция FM). По словам Кравченко, в этом случае "можно связаться с радиолюбителями, находящимися от тебя на большом расстоянии - зимой кратно 1800-2000 км (3000-3500 км, 5000-5500 км, 7000-8000 км и даже выше 10 000 км), летом - кратно 1000 км (2000 км, 3000 км). И все это - абсолютно бесплатно".
  
Случается, на связь с водителями, в машинах которых установлена рация, выходят дальнобойщики. "Недавно водитель фуры, груженной пивом, просил помочь найти адрес места доставки, - рассказывает Кравченко. - Я подсказал телефон этой базы".
 
На автоканале можно услышать и неожиданные вопросы. К примеру, в апреле один из водителей Гомеля подбил на дороге собаку. Пользователи автоканала сообща решали вопрос, куда везти животное для оказания ветеринарной помощи.
 
"Некогда рациями гражданского диапазона пользовались таксисты, - рассказывает Кравченко. – Сегодня мы приглашаем тех, у кого осталось оборудование, присоединиться к автоканалу - таксисты вносят заметный вклад, поскольку большую часть времени проводят на колесах, а значит, могут поставлять нужную информацию о дорожной ситуации в Гомеле".
 
Еще один плюс автоканалов – взаимопомощь водителей в поиске запчастей или недорогих сервисных станций, а также доставка в определенный пункт. "По просьбе водителей на форуме нашего сайта открыты темы, помогающие найти попутчика, - рассказывает Кравченко. – Можно, к примеру, попросить подвозить твоего ребенка в школу, если это по дороге водителю, или даже поехать с ним в другой город, если билеты на поезд уже проданы. Одним словом, практика других стран, когда водители кооперируются и ездят на машине одного из них, экономя топливо и ресурс транспортных средств, может развиться и у нас".
 
Фото: gomelavtokanal.by
Фото: gomelavtokanal.by
  
Среди пользователей гомельского автоканала – сотрудники милиции, медицинской сферы, автослесари, грузоперевозчики, таксисты и пр.
 

А вот сотрудники ГАИ "считают наш канал минусом, поскольку водители предупреждают друг друга о местах расположения патрулей. Мы пытаемся убедить, что связь между водителями – не попытка уклониться от штрафа за превышение скорости, а профилактическая мера, вынуждающая соблюдать Правила дорожного движения. Более того, предлагаем сотрудникам ГАИ самим сообщать, где они находятся, дабы водители скидывали скорость и не нарушали. Это приучит людей к культуре поведения на дороге".
 

Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • avis 28 июня 2012 в 15:57

    ГАИ не понимает смысла своей работы. Это печально...

  • Lans-d 28 июня 2012 в 16:49

    Интересно, а смысл им тогда будет по кустам и за грузовиками прятаться? А если люди будут знать, где их караулят с "феном" или смотрят за пешеходкой, то гаи много не "заработает"

  • Виталь_ 28 июня 2012 в 18:54

    avis (28.06.2012 15:57) писал(a):
    ГАИ не понимает смысла своей работы. Это печально...
    как раз-таки прекрасно понимает - доить граждан.

  • Эпидемия тупости 28 июня 2012 в 21:05

    А вот сотрудники ГАИ "считают наш канал минусом, поскольку водители предупреждают друг друга о местах расположения патрулей.
    И жэстачайшэ запретить хочется и прикинуться другом водителя надо.
    Более того, предлагаем сотрудникам ГАИ самим сообщать, где они находятся, дабы водители скидывали скорость и не нарушали.
    Какая разница кто сообщать будет о патрулях, гаи или граждане?

  • nedoumok 28 июня 2012 в 23:13

    Я СВшкой ещё в 90-е пользовался, когда сотовых не было. Всегда имел связь с офисом, складом, Газелью. Было удобно.

  • alex_akunets 29 июня 2012 в 09:59

    ГАИ выполняет сугубо карательные мероприятия, а вот воспитательная сторона их деятельности незаметна.

  • Подпольщик 13 июля 2012 в 12:18

    > предлагаем сотрудникам ГАИ самим сообщать, где они находятся, дабы водители скидывали скорость и не нарушали. во-во... а то как шакалы из-под тишка только и делают все. Им же не безопасность движения важна - им планы нужно выполнять... Недавний случай: знак был просто не виден из-за того, что висит на высоте третьего этажа и солнце светит водителям прямо в глаза ( а иногда бывает закрыт листвой) - им до лампочки: стали за углом и принимают всех всех, кто первый раз по улице едет... хотя могли бы дополнительный знак (переносной)разместить или распорядиться нарисовать на дороге! Зачем же такое "рыбное" место сдавать?

  • kolya-888 4 июля 2013 в 10:56

    http://6fm.ucoz.ru Бобруйский автоканал

  • bomsh 4 июля 2013 в 11:04

    Со скрэмблерами?