149 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  2. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  3. Брестское «Динамо» сенсационно обыграло в Жодино «Торпедо-БелАЗ». Клуб из Бреста пока не знает поражений
  4. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  5. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  6. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  7. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  8. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  9. Власти взялись за лопаты и грабли. Кто и где трудился на субботнике
  10. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  11. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  12. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  13. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  14. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  15. За сутки в стране 1384 новых случая COVID-19 и 10 смертей
  16. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  17. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  18. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  19. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  20. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  21. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  22. В стране — большой субботник. Куда пойдут деньги, что с коронавирусом и куда в Минске идти за лопатами
  23. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  24. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  25. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  26. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»
  27. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  28. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  29. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  30. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов


Елена Анкудо,

Фото: krikam.net
Фото: krikam.net
Водители Беларуси объединяются в формате автоканалов с помощью гражданских безлицензионных СВ-радиостанций (Citizen`s Band, что в переводе означает "гражданский диапазон"), разрешенных к использованию в странах СНГ в конце 80-х годов прошлого века.

Согласно постановлению Минсвязи № 8 от 31.05.2010 г., этот вид радиоэлектронных средств не подлежит регистрации и может эксплуатироваться без разрешения Государственной инспекции Беларуси по электросвязи Минсвязи. Единственный запрет – на использование в коммерческих целях. На темы дорожной информации водителю общаться можно, принимать заказы диспетчера для частного извоза пассажиров – нет.
  
Радиостанции обеспечивают связь в симплексном режиме – "нажал - говори, отпустил – слушаешь". Допустимые виды модуляции радиочастоты – амплитудная (AМ) и частотная (FМ). Разрешенная мощность передатчика в нашей стране - не более 5 Вт.
 
Фото: talks.guns.ru
Фото: talks.guns.ru
 
Оценив удобство радиостанций, автомобилисты начали использовать их в качестве средства связи на дороге. Более года водители столицы общаются на волнах Минского автоканала 7FM (частота 27,030 МГц, модуляция FM) - по аналогии с номером региона на автомобильных государственных регистрационных знаках, в апреле похожая сеть начала действовать в Гомеле – 3FM (частота 26,980 МГц). Гродненские водители использовали четвертый канал, однако из-за помех перешли на 7FM. В начале июня начал действовать Брестский автоканал 1FM (частота 26,960 МГц FM), свой автоканал отстраивают радиолюбители Лиды - на 7FM. Ожидается, что в Витебске будут использовать 2FM (частота 26,970 МГц FM), в Могилеве – 6FM (частота 27,020 МГц FM).
 
Стоимость рации (в рублевом эквиваленте) – от 60 до 150 долларов, подержанную можно купить за 30 долларов. Хорошая двухметровая антенна, устанавливаемая на крыше автомобиля, - это еще от 20 до 60 долларов. Мощная техника позволяет "выжать" из гражданской радиосвязи максимум, дальность радиосвязи достигает 15-20 км между машинами и до 40 км между автомобилем и стационарной диспетчерской радиостанцией.
 
Установив в автомобиль рацию, автомобилисты присваивают себе позывной, к примеру, "Центральный" или "Ураган", и начинают общение. Использование в нескольких населенных пунктах одного и того же канала 7FM не создает помех.
  
"Канал автолюбителей призван объединить всех, кто стоит в пробке, движется по трассе, хочет узнать дорожную обстановку, попросить помощи, предупредить о некоей неприятности на дороге или просто пообщаться с другими участниками дорожного движения", - пояснил в разговоре с AUTO.TUT.BY администратор сайта гомельского автоканала Виталий Кравченко. – Каналы водителей-радиолюбителей созданы по аналогу канала дальнобойщиков 15АМ (частота 27,130 МГц, модуляция АМ), на протяжении нескольких десятков лет обменивающихся информацией о маршрутах и очередях на границе - только без мата. Как только включишь частоту дальнобойщиков, так слышишь нецензурную лексику. Мы призываем наших автомобилистов к культуре общения, ведь в автомобилях находятся пассажиры".
 
Граждане, интересующиеся, о чем говорят в СНГ, включают волну 20FM (частота 27,200 МГц, модуляция FM). По словам Кравченко, в этом случае "можно связаться с радиолюбителями, находящимися от тебя на большом расстоянии - зимой кратно 1800-2000 км (3000-3500 км, 5000-5500 км, 7000-8000 км и даже выше 10 000 км), летом - кратно 1000 км (2000 км, 3000 км). И все это - абсолютно бесплатно".
  
Случается, на связь с водителями, в машинах которых установлена рация, выходят дальнобойщики. "Недавно водитель фуры, груженной пивом, просил помочь найти адрес места доставки, - рассказывает Кравченко. - Я подсказал телефон этой базы".
 
На автоканале можно услышать и неожиданные вопросы. К примеру, в апреле один из водителей Гомеля подбил на дороге собаку. Пользователи автоканала сообща решали вопрос, куда везти животное для оказания ветеринарной помощи.
 
"Некогда рациями гражданского диапазона пользовались таксисты, - рассказывает Кравченко. – Сегодня мы приглашаем тех, у кого осталось оборудование, присоединиться к автоканалу - таксисты вносят заметный вклад, поскольку большую часть времени проводят на колесах, а значит, могут поставлять нужную информацию о дорожной ситуации в Гомеле".
 
Еще один плюс автоканалов – взаимопомощь водителей в поиске запчастей или недорогих сервисных станций, а также доставка в определенный пункт. "По просьбе водителей на форуме нашего сайта открыты темы, помогающие найти попутчика, - рассказывает Кравченко. – Можно, к примеру, попросить подвозить твоего ребенка в школу, если это по дороге водителю, или даже поехать с ним в другой город, если билеты на поезд уже проданы. Одним словом, практика других стран, когда водители кооперируются и ездят на машине одного из них, экономя топливо и ресурс транспортных средств, может развиться и у нас".
 
Фото: gomelavtokanal.by
Фото: gomelavtokanal.by
  
Среди пользователей гомельского автоканала – сотрудники милиции, медицинской сферы, автослесари, грузоперевозчики, таксисты и пр.
 

А вот сотрудники ГАИ "считают наш канал минусом, поскольку водители предупреждают друг друга о местах расположения патрулей. Мы пытаемся убедить, что связь между водителями – не попытка уклониться от штрафа за превышение скорости, а профилактическая мера, вынуждающая соблюдать Правила дорожного движения. Более того, предлагаем сотрудникам ГАИ самим сообщать, где они находятся, дабы водители скидывали скорость и не нарушали. Это приучит людей к культуре поведения на дороге".
 

Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.

-8%
-11%
-23%
-20%
-50%
-30%
-50%
-10%
-40%